Найти тему

Скандалы, интриги, экология!

С тех пор, как экология из чисто научной среды перетекла в общественную жизнь, это привело к большим изменениям: теперь в головах многих экологи и экоактивисты стали одними и теми же людьми. Но это полбеды. Самой серьёзной проблемой стало то, что часто активистов автоматически считают вандалами. 

На самом деле, даже если мы возьмём «экологию» в самом широком смысле, то увидим там огромное количество абсолютно разных людей. Здесь будут учёные, которые ездят в экспедиции и изучают биоразнообразие, или работники заводов, контролирующие установку фильтров (и большинство из них, вы удивитесь, спокойно ходят с пластиковыми стаканчиками). Будут экопросветители всех мастей: от лекторов до модных блогеров; эковолонтёры, собирающие мусор и высаживающие деревья; экологически ответственные граждане, сдающие на переработку вторсырьё и покупающие твёрдые шампуни и крупы в свою тару.  

И всех их часто не замечают под вершиной айсберга. А вершина эта – скандальные акции.  

Недавно все взгляды были прикованы к разбитому стеклу «Венеры с зеркалом» Диего Веласкеса в Национальной галерее в Лондоне, пострадавшей от рук активистов движения «Just stop oil». Эта организация в целом уже неплохо успела прославиться своими скандальными акциями, как и многие организации и движения ранее. И каждый раз это порождает множество споров и обсуждений.  

Но ведь этого они и добиваются, верно? Да и всем людям из основания айсберга выгодно, чтобы об экологии говорили, так ведь? Так и не так. Подобные акции создают очень противоречивую ситуацию. С одной стороны, они создают инфоповод, а это очень важно, особенно в современном мире, когда люди привыкли к огромному количеству информации и замечают в этом потоке только что-то громкое. Но так было и раньше: если мы возьмем любую историю, когда к какой-то проблеме пытались привлечь внимание, то увидим не меньше скандальных акций, чем сейчас. Движения против вивисекции, феминистки, веганы и многие другие – они били витрины, приковывали себя к ступеням мэрий, разливали искусственную кровь… Да что они только не делают и не делали десятки лет назад! Услышали бы их без этих акций? Сложно сказать. Я не могу вспомнить ни одного случая, когда к чему-то получилось привлечь много внимания и добиться изменений без скандальных акций. Зато знаю много проблем, про которые говорят спокойно и рационально, но так и остаются неуслышанными… 

С другой стороны, подобные акции сильно сказываются и на имидже людей, и на отношении к проблеме. Кто из эковолонтёров или даже экологов (которые, напомню, учёные и часто вообще не имеют никакого отношения к экоактивизму) не сталкивался с фразами в стиле: «Ой, ты из тех неадекватных, кто себя к танкерам привязывает и картины краской поливает»? Кто не врезался во мнение, что никаких экологических проблем не существует, а экоактивисты – просто дураки, которым хочется привлечь к себе внимание или, что они и вовсе спонсируются кем-то в своих корыстных целях? В итоге даже учёных, которые провели множество исследований и действительно способны что-то объяснить, в этом шуме могут просто не услышать.  

Что же делать в такой ситуации? Мне кажется, нестандартные способы информирования об экологических проблемах нам всё-таки нужны, будь то акции, перформансы или какие-нибудь экологические тик-токи. Но! Делаться они должны с умом и оценкой последствий.  

Если задуматься, даже на первый взгляд, полезные акции иногда не так однозначны. Например, всё чаще говорят, что такая известная акция как «Час Земли» не очень и полезна, ведь станции всё равно должны сжечь определённое количество топлива и, если все выключат свет на час, то потом станция просто сожжёт это топливо вхолостую. А «скандальные» акции могут быть безвредными, как было, например, с климатическими активистами, сделавшими виселицы и ставшими на льдины (громко? Однозначно! А кто-то пострадал?) или с восхождением с флагом на небоскрёб, расположенный рядом со штаб-квартирой нефтяной компании. 

Получается, если проявить фантазию и включить здравый смысл, то вполне возможно привлечь внимание к проблеме и не создать новую. Кажется, всем нам стоит научиться своеобразной математике и попробовать оценивать: активистам – последствия своей деятельности, а услышавшим новость людям – не громкость акции, а последствия проблемы, которой та была посвящена, и возможность повлиять на неё.

Автор: Анастасия Мерзлякова