Сегодня мы поговорим об очень крутых спусках, с которых на первый взгляд и съехать-то нельзя – можно только упасть.
Для удобства, всякий потенциальный спуск мы условно разделим на три части. Верхняя, стартовая, обычно выглядит почти как вертикальная стена. Затем более пологая середина, покрытая, как правило, каким-нибудь сыпучим грунтом. И нижняя – так называемый выкат. Причём, если спуск заканчивается очень острым углом или канавой, то лучше сразу от него отказаться, иначе автомобиль неминуемо воткнётся в грунт бампером, а то и совершит, говоря на раллийном сленге, «пацанские уши», то есть продольный переворот. Но наша задача сохранить в целости машину и экипаж, поэтому выкат мы всегда выбираем плавный. Его наличие даст возможность (хотя и не гарантию) съехать с крутой горки без приключений. А чтобы избежать их наверняка, для начала доработайте верхнюю стартовую часть спуска лопатой, буквально срезая угол. Если же у вас в багажнике нет лопаты, то возможно вам пока рано думать о серьёзном офф-роуде. Собственно, главная задача – доработать начало спуска таким образом, чтобы машина, съезжая с него не села на брюхо, а оставалась на колёсах, поэтому срыв самую острую часть, можно начинать спуск. И помните о траектории – строго вниз!
Итак, сначала аккуратно выставите машину на краю. Затем включите пониженную передачу в раздаточной коробке. Ходовую передачу выбирайте тем выше, чем круче и длиннее спуск. Основное требование – колёса внедорожника должны иметь возможность вращаться быстрее, чем он сможет скользить по склону. Таким образом, это будет вторая, третья, а то и четвёртая пониженная, в зависимости от крутизны и длины склона.
Трогайтесь потихоньку, двигаясь буквально по сантиметру, при необходимости жёстко контролируя движение тормозами. Включите переднюю блокировку межколёсного дифференциала. Спускайтесь чётко выдерживая направление, потому что как только задние покрышки покинут горизонтальную плоскую поверхность, автомобиль заскользит вниз. В этот момент бросайте сцепление и добавляйте на газ. Машина начнёт короткое падение по самой крутой части склона, пока не попадёт на более пологую среднюю часть. И как только продольный крен уменьшится, понемногу отпускайте газ, не бросая его резко, иначе вас выставит боком, а затем по мере уменьшения крена начинайте притормаживать. На выкате, при необходимости, можно перейти к торможению. Не пытайтесь активно работать рулём на крутой части спуска, в этот момент автомобиль не опирается на задние колёса, поэтому вы будете поворачивать не передние колёса, а весь автомобиль. В результате, он сложится и покатится через крышу. Зачем нужна передняя блокировка? Чтобы иметь возможность вытянуть машину вниз по склону газом. Спуск не всегда бывает ровным, колёса иногда подпрыгивают и теряют сцепление. И конечно не забудьте перед началом спуска снизить давление в шинах примерно до 0,8-1.0. Есть ещё один способ спуска с обрывов. Это спуск на лебёдке. Он более безопасен, но не всегда возможен, да и занимает много времени. Позже мы разберём его отдельно.
А пока вспомним ещё об одном распространённом геометрическом препятствии – поперечной канаве. В лоб её обычно не возьмёшь, потому что машина упрётся бампером в противоположный край. Можно достать из багажника лопату и срыть канаву, построить мостик из трапиков или подручного материала (брёвен, камней), а можно, используя блокировки, а в современных внедорожниках имеются даже электронные имитаторы межколёсных блокировок, переехать канаву по диагонали. Если блокировок нет, то снова хочется спросить, что вы делаете на серьёзом офф-роуде. Это очень просто, а главное – занимает гораздо меньше времени. Ставим машину почти параллельно канаве, под небольшим углом. Выворачиваем руль в её сторону до упора. Включаем пониженную первую и блокировки. Аккуратно, не останавливаясь, переезжаем канаву. Затем отключаем блокировки. Вы спросите, ну и в чём фокус? А в том, что вывернутое переднее колесо заходит на противоположный край канавы легко, при этом бампер не цепляет, или почти не цепляет, грунт. Заезжая под углом, мы искусственным образом уменьшаем угол въезда и угол продольной проходимости – машина не садится на брюхо. А вообще, в авантюрной жизни покорителей бездорожья встречаются разные геометрические препятствия. Описанные в нашем уроке приёмы их преодоления требуют навыка, то есть «устойчиво связанных действий при определённых условиях», поэтому нужно обязательно потренироваться, без этого у вас ничего не получится.
Текст Ивана Евдокимова