Продолжение реформ
Пока в Европе шли политические игры, а Россия сохраняла нейтралитет, Александр I продолжил реорганизовать старую систему государственного управления. В этом году были изданы указы в важных сферах жизни государства: просвещении, сельском хозяйстве и медицине.
Реформа системы народного просвещения определялась указом от 24 января «Об устройстве училищ». Он впервые позволял получить образование для всех. Согласно нему выделялось четыре типа учебных заведений: приходские училища, уездные училища, гимназии и университеты.
20 февраля вышел указ: «Об отпуске помещиком крестьян своих на волю по заключению условий на обоюдном согласии основанных». Этот закон, который в народе назывался «О вольных хлебопашцах» впервые давал возможность крестьянам обрести свободу. Днем позже утверждены правила обеспечивающие реализацию этого указа.
25 июля был утвержден «Устав академии наук», а 23 сентября «Устав Вольного общества любителей наук, словесности и художеств».
В этом же году опубликован Указ "О средствах к исправлению полиции в городах", который наряду с "Уставом благочиния" стал основным нормативным актом, определявшим устройство, функции, компетенцию городских полицейских учреждений.
В декабре упразднена Медицинская коллегия и дела переданы в Экспедицию Министерства внутренних дел, с соответствующими внутренними преобразованиями.
В этом году произошло очередное расширение границ Империи. После присоединения в 1801 году княжеств Восточной Грузии к России, аналогичный процесс начался в Западной Грузии. С просьбой об этом, из-за вешних угроз, обратился князь Мингрелии Григорий Дадиани. В декабре он принял присягу на верность России и подписал соответствующий акт. После подписания акта Мингрелия получила автономию в составе России, а князь Дадиани сохранил власть в княжестве.
На Дону, укрепив власть, путем изменений в управлении войском, войсковой атаман Платов пошел дальше. Работы по защите Черкасска от весенних разливов Дона, под руководством инженера де-Романо, оказались затратными и неэффективными. Атаман, «потратив деньги на войсковые табуны», задумался о переводе главного города Войска в другое место. Столичного инженера в начале года отправили восвояси в столицу. Начали поиски нового места для основания войскового города и подготовку соответствующего обоснования для правительства и Императора. Перенос столицы не только решал технические вопросы с затоплением, но и укреплял власть Атамана, Этот шаг значительно уменьшал возможности кланов конкурирующей старшины на управление Войском и принятие решений.
А пока решались текущие задачи войска, в хронологическом порядке это выглядело следующим образом.
21 апреля был подписан указ о переводе из Мариупольского уезда Чугуевских и Доломановских (Беляевских) калмыков для кочевья в земле войска Донского в количестве 406 ревизских душ. Они были причислены к уже кочующим калмыкам на Задонской стороне. С них были сняты обязанности уплаты казенных податей и рекрутская повинность. После ухода Дербетовой орды в 1800 году из пределов войска, на Дону остались только те калмыки, которые несли военную службу наравне с казаками. Таковых на начало 1801 года было 2262 ревизских душ (включая лиц духовного звания). Чугуевские и Доломановские калмыки после расформирования Чугуевского и Ростовского казачьих полков остались не у дел. И по согласию всех сторон были причислены в войско Донское, к уже имеющимся.
На Кавказской линии в этом году было относительно «тихо». Князь Цицианов, который в прошлом году сменил главкома Кавказской линии и Грузии Кнорринга, действовал на подконтрольной территории более решительно и другими методами. Цицианов происходил из знатнейшей грузинской княжеской фамилии, прекрасно понимал менталитет местных кавказских и восточных народов. Он резко сменил «метод пряника» (уговоров и подкупа местных князей), который практиковал Кнорринг, на «метод кнута». Действовал решительно, жестко, бескомпромиссно, за обман и предательство строго наказывал. Эта политика требовала усиления военной составляющей. Помимо регулярных частей и линейных казаков, значительное присутствие донских казаков помогало сохранять обстановку стабильной. К началу года на Кавказской линии и в Грузии было 12 донских казачьих полков, и за год поступления новых полков не было. В их числе нес службу на Кавказской линии у горы Недреманной полк войскового старшины Данилова Александра Григорьевича 1-го, который имеет отношение к теме проекта. О нем в другом выпуске.
В этом году основными раздражителями в Грузии были лезгины, которые совершали разорительные набеги на грузинские земли, которые по договору обязаны была защищать Россия. Обеспечивали защиту в Грузии 5 регулярных полков и 3 донских казачьих полка войсковых старшин Ивановичей: Щедрова Ивана 2-го, Тарасова Петра 2-го, Ефремова Василия 3-го.
В «скрижали» войны России на Кавказе был записан подвиг роты 9-го Егерского полка под командой капитана Секерина в противостоянии с лезгинами у селения Карели. В составе этой роты из 44 человек действовала, команда из 15 человек донских казаков полка Щедрова. Попав в засаду, окруженная лезгинами рота, сражалась до конца и погибла в полном составе в бою с превосходящими силами противника с рефреном: «Русские не сдаются!». «Ответка» горцам прилетела незамедлительно, возмутители спокойствия были с потерями выдворены за пределы Грузии.
Но набеги («лекианоба») продолжались, в частности был угнан табун (более 200 лошадей) донского полка Ефремова 3-го. Такие обиды Цицианов не прощал, возмутители спокойствия были жестоко наказаны русскими отрядами (не без потерь, конечно!). Соседние с Грузией правители почувствовали его «железную руку» и им пришлось давать обещания не пропускать лезгин через свои земли для совершения набегов на грузинские земли и платить дань за ущерб.
В этих боях с горцами хорошо проявили себя донские казаки полка Ефремова 3-го, а сам командир получил орден Святой Анны 3-й степени. Впоследствии Ефремов 3-й с полком своего имени участвовал в войне с французами в Пруссии, с турками в Молдавской армии, дослужился до армейского чина подполковник, и был одним из самых славных донских полковых командиров тог времени. За бесстрашие и мужество в сражениях с французами в 1807 году был награжден орденом Святого Георгия 4-ой степени. К сожалению, кавалер многих орденов, в 1809 году погиб в бою с турками под Рассеватом.
Для облегчения службы на Кавказской линии и Грузии, по представлению Платова, императором (указ от 24 августа) был уменьшен срок службы донских полков с 3-х до 2-х лет. Против этого возражал Цицианов, который апеллировал в рапорте к императору. И видимо настоял на своем, поскольку по послужным спискам казаков видно, что указ не соблюдался.
Также были приняты решения (указ от 31 августа) о прибавке в донских полках чинов и жалования. Это касалось прежде всего урядников, теперь их по штатному расписанию надлежало имеет 10 человек. А поскольку они нередко исполняли обязанности офицеров, то увеличено для них и жалование. Число казаков в полку увеличено до 550 человек, и полный штат всех чинов полка до 578 человек.
Ну, и напоследок, указом от 8-го октября, войсковой город и само войско получили герб, до этого момента войско имело только печать.
Впервые словосочетание «городской герб» в России упоминается в 1692 году. Первые городские гербы эволюционировали из эмблем земель, начиная с печати Ивана Грозного. В последующее столетие велась кропотливая работа над составлением Гербовника всех городов России, как правило, заморскими «специалистами». Результат работы иностранцев был соответствующий: понять причины, по которым были выбраны те или иные изображения гербов, вряд ли получиться доподлинно когда-либо.
Более чем через сто лет увидел свет герб первого и единственного города земли войска Донского и его смысл понятен. 8 октября вышел именной указ, объявленный Министром Внутренних дел, о высочайше утвержденном гербе города Черкасска. В указе приводилось и описание герба. Рисунок исторического приведенного в указе герба и раскрашенного нами, в соответствии с тем же указом, приведен в этом выпуске.
А ниже приведем дословный текст указа в старой орфографии: «О Высочайше утвержденномъ гербе города Черкасска».
Его Императорское Величество утвердивъ собственноручнымъ подписанием гербъ городу Черкасску, при томъ прилагаемый, Высочайше повелҍть соизволилъ препроводить онный въ Правительствующiй Сенатъ для надлежащаго исполненiя. Описанiе герба города Черкасска. Щитъ раздлҍленный крестообразно на четыре части, имеетъ золотую вершину, въ которой видҍн до половины вылҍтающiй черный двуглавый орелъ, подъ симъ орломъ крестообразно означены: въ красномъ полҍ золотой перначъ, насека и бобылевъ хвостъ, а внизу въ голубом полҍ булава, бунчукъ и насҍка; въ боковых же частяхъ въ серебряномъ полҍ на правой сторонҍ крестообразно положены четыре знамя, два бҍлыхъ, голубое и красное, с изображенiем на нихъ черныхъ орловъ и на срединҍ связаны лавровымъ вҍнкомъ, а на лҍвой сторонҍ надъ рҍкою находится красная крҍпость.
Было пожаловано особое и единственное в Российской Империи знамя (штандарт) не полку, а казачьей войсковой столице Черкаску. Светло синее полотнище, обшитое золотой бахромой. Золотом сверху написано «Герб Войска Донского города Черкаска Всемилостивейше пожалован Государем Императором Александром Первым 1803 года Октября 8-го дня». Внизу геральдическое описание герба.
Не вдаваясь в тонкости геральдики, простому вроде обывателю все понятно и объяснимо. На этом можно было бы и закрыть тему, но… !
Есть вопросы с дальнейшей историей, связанной с гербом Черкасска. Через год была основана новая столица донского казачества – Новочеркасск и герб Черкасска молчаливо перекочевал к новому городу. Если бы герб символизировал только землю войска Донского, то не было бы вопросов. Но это герб и города! И возникает чувство чего-то несправедливого и неправильного, во всяком случае, с нашей точки зрения.
По определению герб города выражает его квинтэссенцию, сущность, душу неразрывно связанную с местом и его обывателями. Новочеркасск, несомненно, не менее славный и легендарный город, чем Черкасск, но «душа» его «намолена» в другое время и другими людьми, а значит и символика их должна отличаться, возможно, не кардинально, но все же. Ведь была Отечественная война 1812 года, Кавказская война, войны с турками, были другие герои. Необходим свой неповторимый герб, который идентифицирует только этот город. А старый герб оставить Черкасску.
Новый герб Новочеркасску и Войску был пожалован в 1878 году (и это правильно!), о нем расскажем в свое время. Так было до революции, потом город жил без герба до 1980 года. В новой России в 2008 году был утвержден модифицированный по графике и цвету герб 1803 года, дарованный когда-то Черкасску. И именно на этом этапе, возникает вопрос, с учетом вышесказанного и того, что это уже не областной столичный город.
Чтобы восстановить справедливость депутаты Старочеркасского сельского поселения нашли остроумный выход, в 2016 году утвердили герб, поменяв местами горизонтальные четверти старого герба. От перемены мест слагаемых сумма не изменяется. В итоге имеем два герба населенных мест, одинаковых по смыслу!
В целом год был для войска спокойным, но и несколько «печальным». Об этом в последней части.