Найти в Дзене
Японский центр СФУ

Японский театр - Кабуки

Кабуки (歌舞伎 «искусное пение и танцы») — один из видов традиционного театра Японии. В современном японском языке слово «Кабуки» используется только в одном значении: для обозначения данного вида театральной драмы. Кабуки представляет собой синтез пения, музыки, танца и драмы. Исполнители Кабуки используют сложный грим и костюмы с большой символической нагрузкой. Жанр Кабуки сложился в 17 веке на основе народных песен и танцев. Начало жанру положила Окуни, служительница святилища Идзумо Тайся, которая в 1603 году стала исполнять ритуальные танцы в высохшем русле реки близ Киото, а также на улицах города, где было достаточно многолюдно. Позже в свои выступления она стала добавлять романтические и светские танцы, которые исполнялись под звучание различных музыкальных инструментов – флейты и барабанов. Позднее эта женщина прославилась по всей столице. Окуни стала выступать на сцене. Женщины исполняли женские и мужские роли в комических пьесках, сюжетами которых служили случаи из повседневно

Кабуки (歌舞伎 «искусное пение и танцы») — один из видов традиционного театра Японии. В современном японском языке слово «Кабуки» используется только в одном значении: для обозначения данного вида театральной драмы. Кабуки представляет собой синтез пения, музыки, танца и драмы. Исполнители Кабуки используют сложный грим и костюмы с большой символической нагрузкой.

Жанр Кабуки сложился в 17 веке на основе народных песен и танцев. Начало жанру положила Окуни, служительница святилища Идзумо Тайся, которая в 1603 году стала исполнять ритуальные танцы в высохшем русле реки близ Киото, а также на улицах города, где было достаточно многолюдно. Позже в свои выступления она стала добавлять романтические и светские танцы, которые исполнялись под звучание различных музыкальных инструментов – флейты и барабанов.

-2

Позднее эта женщина прославилась по всей столице. Окуни стала выступать на сцене. Женщины исполняли женские и мужские роли в комических пьесках, сюжетами которых служили случаи из повседневной жизни. Новый жанр быстро стал популярен, Окуни даже приглашали выступать перед Императорским двором. На гребне успеха нового вида театрального искусства начали возникать конкурирующие труппы, что дало начало зарождению театра Кабуки, как соединения драматического и танцевального искусства, в котором все роли исполнялись женщинами.

Изначально Кабуки представлял собой в большой степени грубые и неприличные постановки, так как многие актрисы вели аморальный образ жизни. Из-за этого для названия Кабуки иногда использовали омоним 歌舞妓 которые так же читался «кабуки», но имел значение «театр поющих и танцующих куртизанок».

Несколько грубая и даже неистовая атмосфера театральных представлений Кабуки привлекла к себе внимание сёгуната Токугава, и в 1629 году, в целях сохранения общественной нравственности, женщинам было запрещено выступать на сцене. Некоторые историки считают, что правительство также было обеспокоено популярностью постановок, освещающих жизнь обычных людей, а не героев древности, и скандалами, связанными с Кабуки, в которые были вовлечены некоторые государственные чиновники.

-3

В виду большой популярности Кабуки место женщин-исполнительниц ролей заняли юноши. Вместе с этим изменился и характер постановок — больше внимания уделялось драматическому искусству, нежели танцу. Однако это мало повлияло на нравственную сторону представлений, к тому же юноши-актёры были не менее доступны для публики, чем их предшественницы. Представления зачастую прерывались дебошами, что заставило сёгунат запретить выступления юношей на сцене Кабуки в 1652 году.

С 1653 года в труппах Кабуки могли выступать только зрелые мужчины, что привело к развитию утончённого, глубоко стилизованного театра. Эта метаморфоза произошла под влиянием также популярного в то время в Японии комического театра Кёгэн. Все роли Кабуки исполняются мужчинами. Актёры, специализирующиеся на исполнении женских ролей, называются «оннагата» (女形, «женский стиль»). Два других стиля исполнения называются «арагото» (荒事, «грубый стиль») и «вагото» (和事, «мягкий, гармоничный стиль»). Среди актёров Кабуки существуют театральные династии, специализирующиеся на определённых стилях игры.

-4
В современной Японии Кабуки остаётся довольно популярным жанром — это самый популярный вид театрального искусства среди всех традиционных японских драматических жанров. Многие ведущие актёры Кабуки часто снимаются в кино и на телевидении.

В некоторых театральных труппах женские роли снова стали исполнять женщины, а после Второй мировой войны был сформирован полностью женский коллектив Кабуки «Итикава Кабуки-дза». Память основательницы жанра, Окуни, была увековечена в статуе в Киотоском районе Понто-тё в 2003 году. В 2005 году Кабуки вошёл в «Третью Декларацию шедевров устного наследия человечества» ЮНЕСКО.

-5

Сцена в театре Кабуки имеет своеобразное строение. Её авансцена, по которой актёры входят на сцену и выходят с неё во время театрального действа, расположена прямо в зрительном зале. Театры Кабуки были улучшены технически, получив появившиеся в 18 веке вращающиеся сцены, механические люки, что значительно повысили эффектность театральных постановок. В Кабуки, как, впрочем, и в некоторых других традиционных японских театрах, смена декорации происходит порой прямо посреди акта, актёры продолжают играть, а занавес не задвигается. Рабочие сцены, одетые в чёрное и считающиеся «невидимыми», в это время спешно меняют антураж.

-6

Важными особенностями Кабуки является «язык поз», с помощью которого актёр выводит на сцене своего персонажа; грим, привносящий необходимую стилистику персонажу, делая его легко узнаваемым даже для не искушённых в театральном искусстве зрителей. Рисовая пудра используется для белой основы грима, в то время как цветные линии подчеркивают или усиливает черты лица актёра для создания «маски» животного или сверхъестественного существа. По цвету грим разделяется на три большие группы: красный оттенок символизирует справедливость, смелость и сверхчеловеческую силу, а фиолетово-синий — страх и скрытую злобу, и также существуют специальные расцветки грима для отображения животных.

-7

На нанесение грима актёрами-оннагата затрачивается немало сил. Обычно перед тем, как на актёра надевается парик, на его лбу разглаживают морщины и подтягивают вбок кверху кожу у наружного края глаз, такой приём называется «мэцури». В истории театра бывали случаи, когда актёры, жертвуя своим здоровьем, наносили грим даже на глаза (для создания эффекта налившихся кровью глаз) и язык (в некоторых пьесах существуют сцены, когда актёр должен широко раскрыть рот и высунуть свой язык). Некоторые актёры погибали от отравления свинцом, поскольку использовали ядовитые свинцовые белила, обладавшие лучшими на тот момент кроющими свойствами.

-8

Сейчас же нанесение грима является важным ритуалом. Сначала волосы актёра завязываются специальной шёлковой материей, затем актёр наносит белила на переднюю часть шеи и лицо, кисточкой наносит краску на губы и брови, подкрашивает глаза, следом слой белил наносится на руки и ноги, гримёр накладывает белила на затылок, после этого актёру на голову надевают парик. Затем актёра облачают в театральный костюм (нижнее и верхнее кимоно), поверх завязывают пояс оби, и в таком виде перед выходом на сцену актёр последний раз проверяет и подправляет грим. После этого следует представление, наполненное символами и духовной силой выступающих.