Найти в Дзене

Тяжелый танк Фиат 2000: гигант родом с Апеннин

Приветствую вас друзья! Номинально его можно считать самым тяжелым танком первой мировой, поскольку превосходивший его немецкий K-Wagen так и не был достроен.

Италия, вступив в первую мировую войну, не слишком сильно интересовалась развитием наземной бронетехники. За исключением, пожалуй, колесных бронеавтомобилей. Тут надо отдать должное итальянцам, опыт у них был - еще в 1906 году фирма "Фиат" разработала проект полноприводного бронеавтомобиля с вооружением в башне. В 1912 году во время Итало-турецкой войны итальянцы построили и применили во время боевых действий в Ливийской пустыне бронеавтомобили "Фиат" и "Изотта-Фраскини", которые стали первыми серийными бронеавтомобилями итальянской армии, а уже в ходе Первой мировой войны итальянская армия получила вполне добротный бронеавтомобиль "Лянча-Ансальдо" образца 1915 года. Но в целом особой нужды в бронемашинах итальянцы не испытывали. Во многом это было связано с тем, что театр военных действий располагался в горной местности, малопригодной для действий танков и бронеавтомобилей.

Бронеавтомобиль "Лянча-Ансальдо" образца 1915 года. Такие броневики, пройдя некоторую модернизацию в межвоенный период поучаствовали также и во второй мировой войне
Бронеавтомобиль "Лянча-Ансальдо" образца 1915 года. Такие броневики, пройдя некоторую модернизацию в межвоенный период поучаствовали также и во второй мировой войне

Однако нельзя сказать что итальянский Генштаб не следил за новинками военной техники, поскольку там так же, как и все участники той войны, искали выход из позиционного тупика. Особенно наполучавшись оплеух от австрийцев в многочисленных "битвах при Изонцо, Капоретто и т.п.". Поэтому такое новое техническое средство боя, как танк, не было оставлено итальянскими военными без внимания. В октябре 1916 года во Францию был отправлен запрос на поставку французского танка Schneider для ознакомления. В начале 1917 года на Западный фронт был командирован капитан артиллерии Альфредо Бенничелли, чтобы увидеть в действии образцы танков, используемых армиями Франции и Англии. Позднее он же руководил всеми испытаниями танков, поставленных в Италию, в частности того же самого "Шнейдера". Итальянская армия, поначалу относилась к танкам с большой осторожностью, поскольку введение революционных и дорогостоящих военных средств требовало специально подготовленных кадров и наличия специалистов по логистике, которых тогда итак не хватало. Кроме того, все это требовало значительных финансовых затрат, пользу от которых еще предстояло оценить. Да и точное представление о том, как использовать танки в бою, среди итальянского генералитета пока отсутствовало.

Помимо изучения зарубежного опыта производились и собственные изыскания. 13 октября 1915 года представитель итальянской армии генерал-майор Джулио Мартини подписал с компанией FIAT контракт о разработке 40-тонный бронированной боевой машины с 65-мм пушкой в башне. Проектные работы были завершены к январю 1917 года, как раз когда военные проявили официальный интерес к французским танкам. Проект "Фиат", был создан техническим директором фирмы Карло Кавалли и конструктором гоночных автомобилей Джулио Чезаре Каппа. Первоначально как и требовали условия контракта, он назывался "Automobile blindata d'assalto tipo 2000" - "Автомобиль бронированный штурмового типа 2000". Помимо "Фиата" в проект была вовлечена также компания "Ансальдо", которая поставляла броневые листы.

Испытания шасси танка, июнь 1917 года
Испытания шасси танка, июнь 1917 года

В июне 1917 года опытный образец № 1 начал испытания. По сути это были испытания только шасси, поскольку верхняя часть корпуса, составлявшая боевое отделение машины, была еще не готова. В отличие от современных ему британских "ромбов", в FIAT 2000 использовалась не охватывающая корпус гусеница, а более традиционная теперь схема, с гусеничной лентой проходящей вокруг двух колес большого диаметра с каждого конца и защищенная броней по бокам. В феврале 1918 года была достроена и машина №2.

-4

Компоновка танка была похожа на корабельную. Корпус условно можно было разделить на ходовое отделение, расположенное внизу и боевое отделение, где располагалось вооружение. Нижняя секция включала двигатель, трансмиссию и всю ходовую часть. Она была отделена переборкой от пространства наверху. Эта на тот момент необычная конструкция имела то преимущество, что машинное отделение было изолировано от помещения экипажа.

Общая схема компоновки и расположения экипажа танка
Общая схема компоновки и расположения экипажа танка

Это было очень выгодно с точки зрения снижения загазованности боевого отделения и обеспечения безопасности экипажа при пожаре. Танк № 1 первоначально получил башню в виде усеченного конуса, позже замененную на характерную куполообразную.

Бронирование машины состояло из листов катанной брони толщиной 20 мм по периметру корпуса и 15 мм крыши. Бронелисты монтировались на каркасе с помощью заклепок. Часть листов устанавливалась под наклоном, что дополнительно увеличивало эффективность бронезащиты.

Копия подлинного чертежа боевого отделения танка
Копия подлинного чертежа боевого отделения танка

Ходовая часть на один борт состояла из четырех сблокированных тележек с двумя опорными катками каждая с подвеской на листовых рессорах, двух натяжных катков, четырех поддерживающих роликов, ведущего колеса с передним расположением и направляющего колеса сзади. Ведущее колесо приводилось во вращение с помощью цепной передачи.

Авиационный мотор FIAT SPA A12
Авиационный мотор FIAT SPA A12

Силовая установка была представлена шестицилиндровым двигателем FIAT SPA A12, мощностью 240 л. с. с водяным охлаждением. Трансмиссия включала главное сцепление, коробку передач, вращение от которой передавалось через конические шестерни на поперечные валы с бортовыми сцеплениями. Охлаждение осуществлялось с помощью воздуха, втягиваемого вентилятором через большую решетку радиатора сзади. Топливный бак вмещал от 600 до 1000 литров бензина, что обеспечивало запас хода до 75 км

Схема трансмиссии танка
Схема трансмиссии танка

По части вооружения, FIAT 2000 являлся итальянским воплощением идеи подвижного форта. Основой огневой мощи машины стала 65-мм легкая горная пушка Cannone da 65/17 modello 13, установленная во вращающейся башне. Башня была сделана из четырех частей, склепанных вместе, и в ней хватало места для двух членов экипажа. Бенничелли настаивал на установке 75- или 76-мм пушки для башни, но итоге, была выбрана 65-мм горная гаубица. Выбор этого орудия и конструкция башни позволяли FIAT 2000 вести огонь не только прямой наводкой, но и с углами возвышения от −10 до +75°, в качестве гаубицы, что позволяло успешно выполнять выполнять функции танка для штурма вражеских позиций в горной местности. Также это позволяло в некоторой степени нивелировать большую мертвую зону вокруг танка недоступную для стрельбы прямой наводкой. В боекомплект пушки входили бронебойные и осколочно-фугасные снаряды, а также шрапнель Дополняли вооружение семь пулеметов FIAT M.1914 калибра 6,5 мм: три сзади, два спереди и по одному с каждой стороны. Каждая пулеметная установка имела угол горизонтального наведения в 100°.

65-мм легкая горная пушка Cannone da 65/17 modello 13 и 6,5-мм пулемет FIAT M.1914 - основное вооружение танка Фиат 2000
65-мм легкая горная пушка Cannone da 65/17 modello 13 и 6,5-мм пулемет FIAT M.1914 - основное вооружение танка Фиат 2000

Экипаж танка состоял из 10 человек, уступая только немецкому A7V, "гарнизон" которого был на 8 человек больше. Водитель (он же и командир танка) сидел в передней центральной части танка в выпуклом носу, который обеспечивал очень хороший обзор предстоящего маршрута через перископ или из большого люка, который можно было открывать для улучшения обзора и обдува воздухом. В башне размещался наводчик орудия и заряжающий. Доступ в боевое отделение осуществлялся через большую дверь с левой стороны. Внутренние или внешние средства связи в танке отсутствовали.

Конец 1917 года. Испытания танка с установленным бронекорпусом, но без вооружения. Хорошо заметна башня конической формы и отсутствие передних угловых пулеметных амбразур
Конец 1917 года. Испытания танка с установленным бронекорпусом, но без вооружения. Хорошо заметна башня конической формы и отсутствие передних угловых пулеметных амбразур

Машина получилась очень большой, и очень тяжелой. Масса FIAT 2000 составляла 40 000 кг, что делало его значительно тяжелее британских танков и даже немецкого A7V. Во время испытаний были подтверждены недостаточные характеристики двигателя. 240-сильный мотор смог обеспечить максимальную скорость машины по шоссе не выше 7 км/ч, а на пересеченной местности она снижалась до 4 км/ч. Впрочем, для сопровождения пехоты на поле боя и этого было достаточно.

Современная реплика танка. Снятое бронирование позволяет рассмотреть ходовую часть машины. Хорошо видна цепная передача ведущего колеса
Современная реплика танка. Снятое бронирование позволяет рассмотреть ходовую часть машины. Хорошо видна цепная передача ведущего колеса

Количество танков FIAT 2000 было предметом догадок на протяжении почти столетия. В разных источниках, как отечественных, так и зарубежных, указываются цифры от 1 до 50 заказанных машин. Но с уверенностью можно сказать что окончательно завершены постройкой были только две из них. Вполне вероятно, что был изготовлен еще ряд деталей и узлов, которые остались не востребованы после того, как 4 ноября 1918 года было принято решение о прекращении серийного производства. К тому времени итальянцы уже получили и испытали новый французский легкий танк Renault FT-17, который в итоге и решили принять на вооружение. Причем выпуск их должны были развернуть на заводах FIAT, тем самым производство гораздо более дорогих и сложных "двухтысячных" теряло для фирмы смысл.

Экипаж Танка №2 на фоне своей боевой машины, предположительно фото сделано в 1919-1920 годах
Экипаж Танка №2 на фоне своей боевой машины, предположительно фото сделано в 1919-1920 годах

Несмотря на отказ от дальнейшего серийного производства, оба построенных танка все же поступили на вооружение под обозначением FIAT 2000 M.1917. Танк № 2 в 1918 году был даже отправлен на передовую, для испытаний на местности, однако в боевых действиях участия он не принимал.

Слева направо: Фиат 3000 - итальянская версия французского Рено ФТ-17, собственно сам ФТ-17 с литой башней, Шнейдер СА-1 и Фиат 2000. Фотография позволяет оценить сравнительные размеры танков. Однозначно по Фиату 2000 неприятельским артиллеристам будет труднее промахнуться.
Слева направо: Фиат 3000 - итальянская версия французского Рено ФТ-17, собственно сам ФТ-17 с литой башней, Шнейдер СА-1 и Фиат 2000. Фотография позволяет оценить сравнительные размеры танков. Однозначно по Фиату 2000 неприятельским артиллеристам будет труднее промахнуться.

Несмотря на то, что танк появился слишком поздно, чтобы принять участие в боях в Первой мировой войны, у Италии были колониальные владения, в которых нужно было поддерживать порядок. Одной из них была Ливия, где после войны произошла серия арабских восстаний против итальянского колониального господства. По разным данным, один или оба танка FIAT 2000 были отправлены в Ливию для усиления тамошних войск в составе 1-й отдельной батареи штурмовых орудий в начале 1919 года.

Один из танков во время службы в Триполи, Ливия
Один из танков во время службы в Триполи, Ливия

Там и попробовали их применить в бою, во время наступления на занятый повстанцами стратегический оазис Джарабуба, примерно в 240 км к югу от порта Бардия. Итог оказался неудачен: одна машина сломалась еще в Бардии, а другая - уже на пути к объекту атаки, в результате чего в самом сражении участвовали только легкие танки FIAT 3000 и бронеавтомобили. Есть правда мнение, что в Ливию был направлен только один из танков, где и был впоследствии, из-за отсутствия запасных частей, разобран на металлом в Бенгази. Подтверждается это тем, что по результатам инвентаризации, проведенной в 1925-1926 годах, в составе армии числился только один FIAT 2000, так что, скорее всего, к этой дате один из танков был выведен из эксплуатации или сдан на слом. Да и последняя известная фотография № 1 датирована мартом 1924 года. Поскольку единственным танком, появляющимся на фотографиях после 1926 года, является машина № 2, вероятно что №1 как раз и был сдан на слом.

В ливийской пустыне
В ливийской пустыне

Уцелевшая машина продолжала использоваться в различных пропагандистских целях, особенно после прихода к власти в Италии фашистского правительства Бенито Муссолини в 1922 году. Танк также использовался в качестве учебной машины и в 1934 году прошел перевооружение. Сохранилась куполообразная башня с основной пушкой и по меньшей мере 4 пулемета, но в передней части вместо двух пулеметов были установлены две 37-мм противотанковые пушки L.40.

Вид танка после перевооружения
Вид танка после перевооружения

К началу Второй мировой войны последний оставшийся FIAT 2000 был превращен в памятник в Болонье, однако вторую мировую он не пережил. Доподлинно неизвестно - был ли он разделан на металл или же был уничтожен в ходе воздушных налетов союзников.

FIAT 2000 остался в истории как довольно самобытная машина. Итальянцы не стали копировать английские или французские разработки, а решили иди своим путем. Получился довольно интересный образец. К плюсам безусловно можно отнести размещение орудия во вращающейся башне, почти круговой обстрел пулеметами, уже упомянутое разделение моторного и боевого отделений улучшившее, по сравнению с другими танками того времени, условия обитаемости экипажа. Последнее хоть и было, по мнению самих итальянцев, тесновато, но в отличие от своих британских аналогов, большая часть экипажа могла управлять оружием стоя, а не в очень неудобном положении полуприседа, необходимом для управления пушками в спонсонах британских танков. Двигатель и баки с горючим находились под полом между гусениц, что повышало защищенность моторно-трансмиссионной установки. К положительным качествам можно также смело отнести и достаточно хорошую проходимость машины. Танк мог преодолевать 40-градусный подъем и вертикальную стенку высотой 0,9 метра, также ров шириной до трех с половиной метров. По сравнению с тем же "Шнейдером" или "Сен-Шамоном" просто отличный результат!

Вид на корму танка. Хорошо видны жалюзи охлаждения радиатора
Вид на корму танка. Хорошо видны жалюзи охлаждения радиатора

Однако габариты и масса превосходили все боевые машины той войны, как союзные, так и неприятельские. И это точно не было плюсом машины. Подобно германскому А7V, итальянский танк был весьма высоким, что могло привести к заваливанию на бок при движении по склонам, как это случалось с немецким "коллегой". Также из-за "избыточного веса" танк страдал высоким удельным давлением на грунт и перегревом мотора при длительном движении. Соответственно применять машину можно было в основном на твердых грунтах.

Первый в Италии танк, построенный собственными силами, появился слишком поздно, и в слишком малом количестве, чтобы что-то изменить в войне, для которой он создавался. Использование его в Ливии носило скорее морально-психологический характер - тихоходный бронированный "бегемот" не мог принести никакой практической пользы в маневренной войне в пустыне. Ну а затем, он просто устарел.

Источники: Maurizio Parri "Tracce di cingolo", Ralph E Jones, George H Rarey, Robert J. Icks: "The fighting Tanks since 1916", Холявский Г. Л. Полная энциклопедия танков мира 1915 - 2000 гг., С. Федосеев "Не успевший повоевать" (статья) /Журнал "Техника и вооружения №09-2002, материалы в открытом доступе в сети Интернет

Друзья! Если понравилась статья - ставьте палец вверх, оставляйте комментарии! Буду очень рад. Не забывайте подписываться на канал и смотрите также прошлые публикации. И до новых встреч на "Историческом броневичке"