Любопытный. Доброжелательный. Неравнодушный. Такими словами охарактеризовал себя главный дирижер Национального симфонического оркестра Республики Беларусь Александр Анисимов. Корреспондент агентства «Минск-Новости» побеседовала с маэстро о личностных качествах, преподавательской деятельности и об искусстве.
Загадочная профессия
— Что самое сложное в работе дирижера? — начинаю разговор, думая, что сейчас мой герой скажет, как трудно выстоять на ногах несколько часов. Ошиблась.
— Трудности существуют во всех профессиях, но не каждый может их преодолеть. По утрам гуляю с собакой и вижу, как тяжело бывает дворнику. Иногда даже помогаю ему. Я люблю чистоту. И в жизни, и в музыке.
В профессии дирижера нужна хорошая физическая подготовка. С детства занимался спортом: бегал, прыгал, играл в футбол, хоккей, волейбол, ездил на велосипеде, стрелял в тире. Некоторые маэстро позволяют себе в преклонном возрасте дирижировать уже сидя. Например, Евгений Мравинский, Зубин Мета.
— А как сейчас поддерживаете физическую форму?
— Много хожу и слежу за своим весом. Ем минимум 3–4 раза в день небольшими порциями. На обед могу сделать просто чай с бутербродом, затем через несколько часов еще чем-нибудь перекусить.
Профессия дирижера очень загадочная. Нужно быть личностью, которая притягивает энергетикой и оркестр, и публику. Однажды в Национальном симфоническом оркестре Ирландии, где я работал главным дирижером, новенькому музыканту сказали: «Сейчас обрати внимание, как выйдет Анисимов». Для них это было целое шоу! Я шел как на праздник. Оркестр по шагам дирижера понимает, как пройдет репетиция или концерт. Музыканты все чувствуют.
— Считаете себя харизматичным?
— Наверное, да. Я с детства пел, ждал аплодисментов и получал их. Сейчас на меня обращают внимание, узнают на улице. Кто не знает, думает, что я художник или актер.
— Вы помогаете дворнику, можете заговорить с кондуктором в транспорте. У вас нет звездной болезни?
— Люблю общаться со знакомыми и с незнакомыми людьми, но ценю свое время. И знаю, что я один из тех, кем может гордиться страна. Жизнь быстротечна, хочется много отдать и получить.
Осколок Древней Греции
— Важно не бояться людей, уметь чувствовать коллектив, стать лидером. В 8 лет я руководил отрядом октябрят, потом был пионервожатым. В консерватории — комсоргом своей группы. Мне это нравилось, и я все успевал. В студенческие годы пропадал в Эрмитаже (отдавал предпочтение залу импрессионистов), стоял в очереди за новыми сборниками стихов Евгения Евтушенко, Роберта Рождественского, Беллы Ахмадулиной, Андрея Вознесенского, не пропускал ни одного фильма Сергея Параджанова, не выходил из театра БДТ имени М. Горького (ныне Российский государственный академический Большой драматический театр имени Г. А. Товстоногова. — Прим. авт.).
— В общем, культурно насыщались. Есть ли у вас любимый художник или скульптор?
— Нравится соцреализм, особенно скульптура Ивана Шадра «Булыжник — оружие пролетариата». В Москве всегда рассматриваю старые станции метро.
Поговорили и о Минске. Александр Михайлович любит прогуливаться по проспекту Независимости, улицам К. Маркса, Пулихова, роскошному парку Победы. Каждый день маэстро рассматривает здание ГУМа — живет напротив. Согласитесь, это большая удача — любоваться красотой сооружений, построенных в стиле сталинский ампир, в разное время суток… Очень проникновенно.
— Вы часто путешествуете по работе. Что привозите? Я, помню, попросила у коллеги обычный камешек из Италии…
Александр Анисимов достает с полки маленький гладкий камень:
— Взял на память осколок Древней Греции (улыбается). Жалею, что в Марселе не купил красный свитер с витрины. С собой не было денег, а вернуться за ним поленился. До сих пор его помню, а прошло уже 20 лет. Люблю заходить в канцелярские магазины. Карандаши, закладки, фломастеры, ручки — моя страсть.
— Все партитуры имеют своеобразный вид. Видите, сколько здесь цветов, — листает страницы партитуры Скрябина собеседник.
Интуиция маэстро
— Я чувствую возможности артиста, поэтому не вижу смысла проявлять дикую строгость. «Каждый раз, открывая ноты, вы должны удивляться и стараться видеть их впервые. Вы играли этот диез уже тысячу раз, но надо воспринять это как событие!» — просит маэстро.
— Я, наверное, из тех руководителей, которых раньше называли мастерами, — при них всегда были приемники. Когда-то в наш оперный театр я как главный дирижер приглашал молодых музыкантов: дирижеров, певцов, оркестрантов. Секретов от них не держал, мне не жалко делиться задумками.
— Скажите, а почему так мало женщин-дирижеров?
— Их достаточно. Если раньше у руля в оркестре стояли 2–3 представительницы прекрасного пола, то сейчас их гораздо больше. В Белорусском национальном театре оперы и балета (Национальный академический Большой театр оперы и балета Республики Беларусь. — Прим. авт.) более 40 лет работала единственная женщина-дирижер за всю его историю, народная артистка Беларуси Татьяна Коломийцева. А в филармонии только сейчас появилась представительница этой профессии — моя помощница Валерия Рыбинская.
— Вы правда чувствуете возможности артиста? А вдруг человек еще «не раскрылся», ему время нужно?
— Это тоже чувствую. Думаю, я хороший психолог — передалось по наследству от отца — преподавателя философии. Он мне говорил: «Ты должен помнить: не бывает только белого и только черного, только плохих и только хороших людей, только трагических и только смешных ситуаций». Диалектический подход помогает в жизни.
Справочно
Александр Анисимов родился в Москве. После учебы в Московском хоровом училище имени А. В. Свешникова и Ленинградском хоровом училище имени М. И. Глинки поступил в Ленинградскую консерваторию имени Н. А. Римского-Корсакова.