В национальном музее в Варшаве хранится неатрибутированный «портрет мужчины в белом мундире» неизвестного автора XIX в. Вообще надо сказать, польские специалисты в целом весьма компетентны и обычно успешно атрибутируют персонажей на портретах, как своих, польских, так и иностранных, в том числе русских. Но в данном случае они по какой-то причине этого не сделали. У нас есть возможность им помочь
Собственно портрет
На портрете изображен представитель генералитета австрийской армии рубежа XVIII-XIX вв. На шейной ленте у персонажа надет командорский крест австрийского же Военного ордена Марии Терезии. Конец ленты со знаком ордена выпущен в пуговичную петлю, согласно распространенной в этот период, по крайней мере, в австрийской армии практике. Вот на картинке Р. фон Оттенфельда из серии, посвященной истории мундиров австрийской армии, генерал носит командорский крест той же награды аналогичным образом
Поскольку на нашем портрете запечатлен не кавалер Большого креста ордена Марии Терезии (то есть высшей степени), а лишь командор (обладатель «второй степени» награды), у меня не было уверенности, что удастся его идентифицировать. В интернете часто достаточно легко находятся перечни кавалеров высших степеней европейских наград, со списками же награжденных более низкими степенями обычно все сложнее. А если таковые и имеются в свободном доступе, возникает другая трудность – кавалеров низших степеней обычно очень много и не всегда находятся силы и возможности продраться через это «море».
К счастью, в данном случае все оказалось проще – перечень командоров Военного ордена Марии Терезии и имелся в Википедии, и был не слишком обширен. В нем уже поиск я вел на основе преимущественно физиономического сходства и наличия/отсутствия у персонажей иных наград.
По итогам просмотра указанного перечня я предполагаю, что на «портрете мужчины в белом мундире» из Национального музея в Варшаве изображен генерал-фельдцейхмейстер австрийской армии Тьерри де Во (Thiery de Vaux). Вот его достоверный портрет
Родился Тьерри де Во 1748 г. в Лотарингии, в 1768 г. поступил на австрийскую службу в инженерный корпус. Отличился в Войне за баварское наследство, за тем в войне с Турцией в 1787-92 гг., когда был ранен. В 1789 г. награжден рыцарским крестом (низшей степенью) Военного ордена Марии Терезии. Затем участвует в войнах с революционной Францией, в 1799 г. получает чин генерал-майора. В 1801 г. де Во назначается начальником Главного инженерного управления (Haupt-Genie-Amt) и в том же году получает командорский крест ордена Марии Терезии. В 1807 г. производится в фельдмаршал-лейтенанты. В 1809 г. становится заместителем начальника инженерного корпуса австрийской армии. В том же году ненадолго попадает в плен к французам. В 1813 г. произведен в генерал-фельдцейхмейстеры (высший генеральский чин в артиллерии, аналог русского генерала от артиллерии). Умер де Во в 1820 г.
Что касается датировки портрета, то версию о ней можно высказать на следующих основаниях. Согласно М.В. Борисову и С.В. Киселеву («Генералы и штаб австрийской армии в эпоху наполеоновских войн»), галунная обшивка по борту мундиров был у генерал-майоров – узкая, у фельдмаршал-лейтенантов – «значительно шире», у генерал-фельдцейхмейстеров (и равных им чинов) – широкая и волнистая. Шитье вдоль борта мундира у предполагаемого де Во на портрете, хоть и имеет зигзагообразный рисунок, но не волнистое, следовательно на момент позирования он еще не произведен в генерал-фельдцейхмейстеры. При этом оно выглядит достаточно широким, то есть фельдмаршал-лейтенантским. Соответствующий чин де Во получил, как мы уже говорили, в 1807 г., а следующий – в 1813 г. Следовательно, именно в этот временной промежуток должен быть выполнен портрет. Хотя, стоит признать, прическа генерала для этого периода выглядит, как будто, несколько архаично.
Итак, я полагаю, что на «портрете мужчины в белом мундире» из Национального музея в Варшаве изображен генерал-фельдцейхмейстер (на момент создания портрета – фельдмаршал-лейтенант) австрийской армии Тьерри де Во. Портрет написан, предположительно, в 1807-13 гг.
Все использованные в материале изображения взяты из открытых источников и по первому требованию правообладателей могут быть удалены.