«Гудит родной аэродром, огнями светит ласково!» - эта строчка из старой советской песни, безо всякого сомнения, знакома многим енисейцам старшего поколения, особенно тем, чья жизнь была связана с Енисейским авиапредприятием. Песню эту часто поёт под гитару кавалер ордена Трудовой Славы III степени пилот-инструктор Александр Ефимович Чижмин, когда собираются вместе ветераны аэропорта. Они вспоминают, как всё было прежде, сожалея порой о том, что утрачено. Однако события последнего времени настойчиво говорят нам о том, что жизнь в аэропорт Енисейска возвращается. О переменах сегодняшних и планах на ближайшее будущее – наш разговор с генеральным директором федерального казённого предприятия «Аэропорты Красноярья» Юлией Логачёвой.
Надежда на перемены есть!
Когда-то Енисейское авиапредприятие было мощной единицей крепкой структуры воздушного сообщения Советского Союза. Многие енисейцы ещё помнят, как летали на Ил-18 из Енисейска до Москвы, а уж сорокаминутные перелёты до Красноярска были и вовсе в порядке вещей. Затем произошёл развал, который коснулся всего в стране, даже самого крепкого, десятилетиями проверенного. Перестройка, изменение в структуре авиапредприятия, реорганизация, вновь реорганизация… Изменился и статус аэропорта: он стал посадочной площадкой. И вот, наконец, в 2019 году предприятие становится частью федерального предприятия «Аэропорты Красноярья», а значит, появляется надежда на перемены.
От «Добролёта» до «Аэрофлота»
«Да, Енисейск долгое время был базовой точкой в советской авиации: два перрона, пять «рулёжек», огромная взлётно-посадочная полоса, размеры которой позволяли принимать почти все типы воздушных судов Российской Федерации, поэтому в советское время и был такой рейс Енисейск - Москва. Здесь же, в Енисейске, базировалась лесоохрана всего Красноярского края. Аэропорт обслуживал и Министерство обороны, – начинает нашу беседу Юлия Леонидовна. – Однако хотелось бы вспомнить, как всё начиналось. Был у нас такой легендарный лётчик Галышев…»
…1926 год, 4 марта. На борту самолёта «Юнкерс Ф-13» («Моссовет»), принадлежащего обществу «Добролёт» и собирающегося выполнить первый в истории экспериментальный перелёт Красноярск – Туруханск - Дудинское, - 6 пудов почты, три пассажира, из которых два спецкорра: пропустить событие, которые может стать поворотным и в экономическом, и в социальном плане, прессе никак нельзя. За штурвалом – опытнейший пилот Виктор Львович Галышев. Бортмехаником назначен Фёдор Иванович Грошев, поступивший, согласно формулировкам приказа, в полное распоряжение командира экипажа.
Енисейск был одним из мест плановых посадок. И стал местом первой аварии: из-за плохой видимости самолёт при посадке угодил в канаву, занесённую снегом. Сломаны лыжи и винт. Тогда Енисейск принял самый первый самолёт. Ремонт и ожидание подходящей для продолжения полёта погоды заняли 12 дней. И это только начало сложного пути. Неподготовленные площадки на всём маршруте, сложные погодные условия (а перелёт был зимним) – всё это требовало героических усилий экипажа. Перелёт Красноярск – Туруханск - Красноярск состоялся за 36 дней, из них лётных часов – 21, остальное время – подготовка аэродромов, установка связи, ремонт, ожидание погоды.
Путь этот воздушный был открыт на пределе сил. А они экипажу потребовались не только физические, но и моральные: в пути их ждало много препятствий, некоторые из них чинили сами жители. Дело в том, что местное население по зимникам перевозило пушнину, товары продовольствия. С введением регулярных авиарейсов извозчики рисковали потерять прибыль, а потому считали врагом эту «ужасную птицу». Действительно, по оценкам торговых специалистов, стоимость перевоза шкурки песца на самолёте стоила бы 80 копеек, тогда как до этого оценивалась в два рубля. Местные извозчики подговаривали начальников почтовых станций, где лётчиков могли ждать какие-то важные извещения, платили, чтобы не чистилось место для посадки самолёта или чтобы лётчиков обделяли продовольствием, не доставлялись им вовремя запчасти. И всё же перелёт был совершён! Енисейский меридиан открыт!
А через восемь лет, в 1934 году, в Енисейске был образован авиаотряд. Здесь появился собственный парк самолётов. И здесь появились свои герои.
Под крылом большого брата
Впервые в Енисейске заговорили о том, что местный аэропорт станет частью федеральной структуры в 2014 году, в год 80-летия предприятия. А свершилась передача в 2019 году, в год 400-летия Енисейска. Перемены буквально ворвались в авиапредприятие.
«Аэропорт был передан федеральной структуре «Аэропорты Красноярья» в очень плохом состоянии в начале лета, а через некоторое время город готовился отмечать свой юбилей. Должен был прилететь губернатор края. На полосу уже семь лет не принимали ни одного самолёта. Через две недели нам нужно было принять Ан-24, - продолжает Юлия Леонидовна. – К тому же, все эти строения барачного типа, которые не красились и не ремонтировались уже много лет, были в ужасном и крайне неприглядном состоянии. Максимум, что могли мы сделать за две недели, - произвести небольшой косметический ремонт накопителя, залить огромную полуразрушенную бетонную лестницу, которая идёт вниз на перрон. Были предприняты без преувеличения титанические усилия: расставлены флаги-ветроуказатели, привезена из Канска метеослужба, потому что без неё ни один самолёт сесть на полосу не сможет. Работали прямо-таки аврально, из-за сжатости сроков задействованы были все. Рейс приняли».
Ещё когда производился ремонт здания накопителя, стало ясно, что оно давно обветшало. Нужно думать о строительстве комфортного для людей аэровокзала. «В составе предприятия «Аэропорты Красноярья» находятся 12 аэропортов и две посадочных площадки. Они все расположены в районах Крайнего Севера. Среди них Енисейск находится в самых благоприятных климатических условиях. Поскольку на тот момент он был в статусе посадочной площадки, мы сочли возможным немного отложить строительство аэровокзала, в первую очередь вкладывая средства туда, где пассажиропоток был больше, где регулярно выполняются пассажирские рейсы. Словом, сначала затыкали бреши там, где это было крайне необходимо. На Диксоне, например, где жёсткая арктическая зима и где в аэропорту провалены потолки, нет ни воды, ни света, деревянный туалет на улице. Или в Хатанге, где ещё хуже состояние здания аэровокзала», - объясняет Юлия Леонидовна.
А вот с покупкой новой техники было решено не временить: работать на изношенной технике, которой по 30-40 лет, практически невозможно. Всё устарело, вышло из строя. Первым делом для Енисейска было закуплено 12 единиц спецтехники: дорожно-коммунальные машины, шнекороторный снегоочиститель для взлётной полосы, автобусы, трактор «Беларус». Следом возникла острая необходимость в строительстве новых гаражей, ведь в старых с проваленными дырявыми потолками хранить новую технику просто страшно. Понимала, продолжает руководитель предприятия, что в накопителе, в котором успели сделать ремонт, ещё какое-то время можно работать, а работать с таким гаражом нельзя. В 2022 году был возведён блок-модульный гараж, площадь которого составляет 900 кв. м. Здесь же размещаются помещения для кабинетов сотрудников, учебные классы, столовая, душевые. Современно, тепло, удобно.
Удобно будет всем
Блок-модульные конструкции, объясняет Юлия Леонидовна, отлично зарекомендовали себя в условиях Крайнего Севера, очень быстро возводятся, да и процесс сбора документов гораздо проще. Ведь, по сути, блок-модуль - сложный товар: завод этот конструктор изготавливает, а монтажники на месте его собирают. Имущество получается движимое, имеющее сборно-разборную конструкцию.
В Арктике построено уже около 20 подобных енисейскому гаражей. Всего же в 12 аэропортах возведено 56 блок-модульных зданий, из них пять – здания аэровокзалов. Как раз пятый, енисейский, строится сейчас. Его открытие запланировано на конец 2023 года.
Аэровокзал будет одноэтажным, и строится он на том же самом месте, где в советское время было здание аэровокзала, которое позже сгорело. В современном здании предусмотрено помещение для обслуживания пассажиров и размещения сотрудников. Он будет оснащён по всем требованиям авиационно-транспортной безопасности и обслуживания пассажиров. В здании разместится столовая, небольшие площади будут сдаваться для сувенирных лавок.
Народный музей авиации
«Есть уже некоторые идеи по поводу того, какие внутри аэровокзала разместятся музейные выставки, - делится планами Юлия Леонидовна. - Дело в том, что как только мы начали здесь работать, к нам стали приходить люди, неравнодушные к авиации. Многие из них работали на предприятии. Они приносят какие-то предметы, связанные с авиацией, фотографии, мемориальные доски. Мы обязательно что-то интересное из всего этого сделаем».
Что-то придумать и сделать так, чтобы здание аэровокзала и близлежащая территория были более уютными, – это проявление творчества и женской хозяйской руки руководителя «Аэропортов Красноярья». И эти творческие поиски помогают порой перезагрузиться, когда рабочий день состоит из тысяч дел, при этом множество процессов нужно параллельно прорабатывать и держать под контролем, признаётся она.
Так, каждый из открытых северных аэропортов расписан в стиле авиационной тематики или тематики культуры территории, где он расположен. В Туруханске, например, недавно установлен бронзовый памятник Виктору Галышеву. Где-то на постаменте установлен старый самолёт. Есть уже концепция украшения и здания аэровокзала в Енисейске. Но мы пока сохраним её в секрете. Расскажем об этом чуть позже.
Не площадка – аэропорт
Мы поговорили о переменах видимых. Но есть важные перемены, которые касаются обновления статуса предприятия.
«Прежде у Енисейска был статус посадочной площадки. То, что мы начали ремонт и восстановление инфраструктуры аэропорта, – большое дело. Но получить все необходимые лицензии, пройти сертификацию, аттестацию персонала, чтобы все документы были в порядке для ведения аэропортовой деятельности, чтобы выполнить перевод из посадочной площадки обратно в статус аэропорта, – гигантское дело для специалистов, которые работают у нас в администрации. Сейчас получены все разрешительные документы. Наша посадочная площадка вновь стала аэропортом, что подтверждено сертификатом на аэродром, сертификатами по службе авиационно-транспортной безопасности, на аварийно-спасательное обеспечение», - говорит Юлия Леонидовна.
Сейчас пассажиропоток в Енисейске больше, чем в Кодинске и Мотыгино, вместе взятых. По пять-шесть вертолётовылетов в день. Енисейск часто выходит на пятое место по вертолетовылетам среди 12 аэропортов предприятия.
«В настоящее время в аэропорту базируется уже пять авиакомпаний, в то время как несколько лет назад было только «АэроГео». Каждая из этих компаний занята своим делом. Первый год нам не хватило мест-стоянок для размещения техники. Хоть небольшими шажками, но мы идем по пути развития. Меня это радует», - продолжает Юлия Леонидовна.
Про штаты
«По всем требованиям сейчас в Енисейске ровно столько сотрудников, сколько нужно, - отвечает руководитель предприятия на вопрос о возможном расширения штата. - Однако уже сейчас в службу аварийно-пожарной команды мы набираем больше, чем нужно, потому что нам требуются пожарные для работы вахтовым методом на Диксоне и в Хатанге. Там обученного и аттестованного персонала не хватает. Здесь, в Енисейске, есть все необходимые ресурсы, чтобы набрать и обучить специалистов. У нас такой опыт распространён: там, где есть люди, мы их обучаем, оснащаем и перебрасываем туда, где они требуются. Например, сейчас в кадрах нуждается Диксон».
Кстати, в беседе Юлия Леонидовна отметила, что в Енисейске работает одна из лучших пожарных команд из всех филиалов. Люди с золотыми руками, ответственные, увлечённые, которые ещё и с детьми занимаются, чтобы яркие детские впечатления стали затем основанием для выбора профессии.
Полетели в Енисейск!
Поделилась Юлия Леонидовна и задумками в части развития туризма. Пока в этой задумке много «если бы», но, оглядываясь на уже сделанное в енисейском аэропорту с того момента, как он стал частью федеральной структуры, можно смело надеяться, что планы станут реальностью.
«Хочется, чтобы жители разных регионов могли прилетать в Енисейск, жемчужину Красноярского края. Три года назад мы начали заниматься этим вопросом, но тогда реакция со стороны края была несколько пассивной. Надеюсь, что при новом губернаторе и его команде мы всё-таки сдвинем этот пласт с места. Нужно будет подключать и органы местного самоуправления, государственные органы субъектов, крупные туристические фирмы городов федеральных значений», - рассуждает руководитель «Аэропортов Красноярья».
Следующий шаг в развитии енисейского предприятия – использование аэродрома совместно с военными. Распоряжением Правительства Российской Федерации от 23 января 2023 года № 84-р Енисейск включён в государственный реестр как аэродром совместного базирования с Минобороны.
Планов много, но много в структуре федерального предприятия и аэропортов, поэтому, признаётся Юлия Леонидовна, силы приходится направлять прежде всего туда, где они крайне необходимы. Есть задачи первой очереди, но и остальные, убеждена она, реализуются, потому что результат работы уже виден. И это по-настоящему окрыляет.
Оксана ВЛАСОВА
Фото автора