Найти тему
КиноРаритет

5 самых нелепых «иностранцев» в советском кинематографе

Мы, россияне, любим посмеяться тому, какими иностранцы изображают нас в своих фильмах. «Клюква!», — говорим. И как-то совсем не учитываем, что в наших собственных фильмах иностранцы, зачастую, тоже выглядят нелепо. Даже просто в силу странного подбора актёров.

Владимир Высоцкий в драматическом фильме «Четвёртый» (1972)
Владимир Высоцкий в драматическом фильме «Четвёртый» (1972)

Владимир Высоцкий — американец в «Четвёртом»

Высоцкий, конечно, хороший актёр, и очень старается в драматическом фильме «Четвёртый». Но слишком уж он «наш», чтобы восприниматься иностранцем. Герой его, бывший военнопленный, бежавший из немецкого концлагеря, мучается совестью из-за того, что множество раз предавал собственные идеалы — ради денег, карьеры или просто из страха. И смотришь на эту рефлексию не без сочувствия. Но стоит только кому-то из персонажей заговорить о Высоцком, как об американце, и всё! Тут же возникает ощутимый привкус фальши.

Махмуд Эсамбаев в музыкально-приключенческом фильме «Земля Санникова» (1973)
Махмуд Эсамбаев в музыкально-приключенческом фильме «Земля Санникова» (1973)

Махмуд Эсамбаев — онкилон в «Земле Санникова»

Роман Обручева «Земля Санникова» был одним из самых читаемых среди советских подростков фантастических произведений. И, подозреваю, большинство его поклонников были страшно разочарованы экранизацией, которую предприняли в 1973-м году на киностудии «Мосфильм». Очень уж странным и сомнительным решением было превращать героико-приключенческое повествование в музыкальный фильм с песнями-плясками. Ещё более сомнительным решением киношников было пригласить на роль шамана племени онкилонов чеченца Махмуда Эсамбава. Танцовщик он, конечно, великолепный, но вот актёр… Дико переигрывающий «шаман» особенно нелепо смотрелся на фоне куда-более сдержанно сыгравших свои роли Олега Даля и Владислава Дворжецкого.

Евгений Евстигнеев в экранизации романа Фенемора Купера «Следопыт» (1987)
Евгений Евстигнеев в экранизации романа Фенемора Купера «Следопыт» (1987)

Евгений Евстигнеев — вождь краснокожих в «Следопыте»

Вот уж кто, казалось бы, мог органично сыграть кого угодно, так это Евгений Евстигнеев. Ну, да, сыграть-то он мог кого-угодно, но в образе вождя краснокожих, с «венцом» из перьев на голове выглядел всё равно крайне нелепо. Всё равно, как если бы на профессора Преображенского этот головной убор натянули! В итоге, вся экранизация «Следопыта» пошла насмарку. С таким «индейцем» воспринимать приключения, описанные Купером, всерьёз стало совершенно невозможно. Наверняка, это стало одной из причин, почему фильм всенародно любимым не стал, так и оставшись «последним фильмом, где сыграл Миронов», который совсем не обязательно смотреть.

Михаил Кокшкенов в комедии «Ширли-Мырли» (1995)
Михаил Кокшкенов в комедии «Ширли-Мырли» (1995)

Михаил Кокшенов — афроамериканец в «Ширли-Мырли»

Если бы «Следопыта» снимали в жанре эксцентрической комедии, то и Евстигнеев в качестве вождя индейского племени воспринимался бы нормально (как это было с другими «кинозвёздными индейцами» в комедии «Человек с бульвара Капуцинов»). Но даже всепрощающая мера условности эксцентрической комедии не всегда устраняет нелепости кастинга. Впрочем, отечественного комика Михаила Кокшенова на роль афроамериканца, охраняющего американского посла, для того и взяли, чтобы было как можно нелепей. Добродушное и немного глуповатое лицо русского «Ивана-дурака», вымазанное гуталином, — это ведь так смешно, не правда ли?

Александр Панкратов-Чёрный и Михаил Кокшенов в комедии «Ширли-Мырли» (1995)
Александр Панкратов-Чёрный и Михаил Кокшенов в комедии «Ширли-Мырли» (1995)

Александр Панкратов-Чёрный — второй афроамериканец в «Ширли-Мырли»

Самый предельно нелепый иностранец в отечественном кино — это второй телохранитель-афроамериканец из всё той же комедии «Ширли-Мырли». Фильм вообще славится резкими перепадами от остроумия к крайне примитивному юмору. И вот Александр Панкратов-Чёрный с чёрным от грима лицом — это как раз пример максимального примитива в комедии. Актёр ведь ещё и усищи свои «фирменные» отказался сбривать хотя бы ради роли. Выглядит персонаж поэтому так нелепо, что вызывал у зрителя вселенский стыд ещё задолго до того, как появилось движение против «блекфейса» в кино.