Что помогает компании в условиях кризиса не только выстоять, но и укрепить свои позиции на рынке? Какие общие вызовы стоят перед металлургическим бизнесом, и какие ответы на них находят крупнейшие компании? На ведущей промышленной выставке «Металл-Экспо’2023», генеральный директор Металлоинвеста Назим Эфендиев обсудил эти вопросы с руководителем Северстали Александром Шевелёвым.
Беречь свой рынок и своих клиентов
Назим Эфендиев сравнил взаимоотношения поставщиков и покупателей с семейными узами. И не случайно. Брак не может быть долгим и крепким, если в нём счастлив лишь один из супругов. Строя семью, необходимо заботиться друг о друге. Точно так же и в бизнесе: нужно учитывать интересы партнёра, и только в этом случае сотрудничество будет успешным и взаимовыгодным.
Глава Металлоинвеста напомнил, что в прошлом году многие российские покупатели нашей продукции потеряли зарубежные рынки сбыта и вынуждены были резко уменьшить объёмы производства. Можно было настаивать на выполнении контрактных обязательств с прописанными в них ценами, привязанными к международным рыночным котировкам. Наша компания пошла по другому пути и снизила отпускные цены. Это позволило партнёрам выдержать первый удар. А затем, благодаря инфраструктурным проектам, они полностью восстановили загрузку своих производственных мощностей. Сегодня цены на металлы и железорудное сырьё вновь формирует рынок, только уже отечественный.
- Главная задача – не убить свой рынок и своих покупателей. Мы партнёров холим, лелеем и бережём. Это урок не только для металлургов, но и для всех, чей бизнес связан с успешностью клиентов, - отметил Назим Эфендиев.
- Действительно, рынок очень изменился, и поддерживать потребителей было необходимо. В этой ситуации лучшей рекомендацией будет фраза «забудь про конкурента, сфокусируйся на клиенте», - согласился гендиректор Северстали Александр Шевелёв.
Вырастить поставщика, создать технологию
На отечественных предприятиях высока доля импортного оборудования, многие производственные процессы основаны на зарубежных технологиях. Не удивительно, что санкции привели к проблемам с ремонтами, запчастями, обслуживанием.
Альтернативные варианты быстрее и легче сумели найти в компаниях, где система прогнозирования, проработки рынков была на высоком уровне. Но это лишь один из уроков «кризиса поставок».
- Второй, более серьёзный урок, нам всем ещё предстоит выучить, - считает Назим Эфендиев. – Важно, чтобы мы не попали из одного «импортного рабства» в другое. А для этого надо не ограничиваться «пожарными решениями», а думать на перспективу, работать над достижением технологического суверенитета страны.
По словам главы Металлоинвеста, необходимо «вырастить отечественного поставщика», поддерживая российские предприятия, которые производят оборудование и материалы. На старте им сложно конкурировать с мощными компаниями из Китая и Юго-Восточной Азии, они нуждаются в помощи, чтобы полностью раскрыть свой потенциал.
Но самое главное – разрабатывать собственные технологии, технологии будущего.
– Металлоинвест является мировым лидером по использованию технологии прямого восстановления железа и по производству товарного ГБЖ. Но наши поставщики оборудования, технологий ушли в связи с санкциями. Нам известны альтернативы, но мы решили стать самостоятельными и создать собственную технологию прямого восстановления. Сегодня проектная группа на базе научно-технического центра Металлоинвеста и занимается разработкой инжиниринга процесса, математической модели, конструированием оборудования. Мы уверены, что находимся на правильном пути, - заявил Назим Эфендиев.
От зарплаты до комфортной среды
Успешность компании во многом зависит от её кадрового потенциала. Как можно удержать на предприятиях персонал, особенно грамотных опытных работников, когда отечественная промышленность остро ощущает кадровый голод?
«Базовый пакет» предлагают сегодня, пожалуй, все крупные работодатели. Это конкурентоспособная заработная плата и регулярная её индексация, безопасные и комфортные условия труда, хороший соцпакет. Но соискатели, имея выбор, всё больше обращают внимание на возможности для развития, решения интересных задач. Их интересует и забота компании о людях, забота - в самом широком смысле этого слова.
- Мы стараемся создать в городах, где работают наши предприятия, достойный уровень жизни. А это ёмкое понятие, которое включает и достойное образование, и хорошую медицину, и комфортную городскую среду, и развитие спорта и культуры. Важно, чтобы люди не чувствовали себя на обочине, на периферии. Тогда они не будут стремиться уезжать, они будут рады жить и работать в своих городах, - рассказал Назим Эфендиев.
Открытость и спорт как лекарство от стресса
Трудиться качественно и продуктивно людям помогает чувство уверенности в завтрашнем дне. И, наоборот, сомнения в том, что предприятие будет не только существовать, но и успешно развиваться, приводят к стрессу. А это не только мешает радоваться жизни, но и «отключает» готовность выкладываться на работе «на все 100», участвовать в совершенствовании производственных и бизнес-процессов. Может ли компания помочь сотрудникам бороться со стрессом?
Назим Эфендиев поделился, что ему самому сохранять рабочий настрой и снимать стресс помогает спорт.
- Минимум два раза в неделю я плаваю по километру в бассейне.
А поддержать ощущение стабильности среди персонала компании, по мнению гендиректора, может только активатор наших Ценностей – открытый диалог.
- С людьми нужно разговаривать. Начальники на любом уровне – от директора комбината до мастера – должны доносить до подчинённых полную и правдивую информацию о ситуации, в которой мы сейчас находимся, и о мерах, которые предпринимает руководство компании по преодолению вызовов.