Кастомизацию приложений часто путают с персонализацией. Рассказываю, чем одно отличается от другого, и когда мы рекомендуем кастомизировать, а когда персонализировать приложение.
Кастомизация – адаптация интерфейса сервиса под текущие потребности клиента. Нужна ему темная тема? Берет и ставит. Хочет видеть текущий баланс счета прямо на главной? Пожалуйста. У приложения Сбер.Бизнес, например, можно настраивать главный экран: вывести или убрать депозиты, добавить ВЭД, показывать кредиты или мои дела.
Кастомизация помогает адаптировать интерфейс так, чтобы было удобно одному конкретному пользователю. И это здорово, поскольку человек получает идеальное приложение под свои задачи.
При персонализации система анализирует поведение человека и выбирает для него функции и контент по интересам. Вы можете только подозревать, по каким критериям система отбирает информацию. Например, приложение Сбера в разделе «Переводы» показывает людей, от которых вы чаще всего получали переводы, а вот по какому принципу «Дзен» рекомендует видео – загадка!
Кстати, у Spotify была очень любопытная система персонализации для бегунов: сервис анализировал ритмичность бега и подбирала музыкальные композиции именно под него.
Когда нужна кастомизация, а когда персонализация?
Кастомизацию я рекомендую для корпоративных, профессиональных приложений. Когда мы делали приложение для сборщиков мебели, пошли по пути кастомизации. Сборщики могли выводить на главный экран список заказов либо со сроками, либо с адресами. Те, кто хорошо ориентировался в городе, предпочитали адреса. Сборщики, которые работали в паре, обычно ориентировались на сроки.
Для кастомизации у пользователя должно быть четкое понимание целей и задач использования продукта.
Персонализация больше для пользовательских приложений b2c. Это ритейл, игры, СМИ, социальные сервисы. Там важно подтолкнуть человека к целевому действию, но так, чтобы он не понял, что его подталкивают.
И в том и в другом случае настройки не статичны. Не бывает так, что мы сделали персонализацию/кастомизацию, и три года подряд клиент наслаждается конверсиями +25%. Настройки периодически корректируются по отзывам, поведению и обратной связи пользователей. У нас это делается в рамках стандартной технической поддержки, но иногда такие работы выделяют в обособленное направление.
Что нужно в вашем случае – нужно смотреть. Покажите сервис и вместе подумаем, что лучше сработает для вашего бизнеса.
Мария Орлова, генеральный ТехноФабрики
Подписывайтесь, будет больше честных и нескучных историй про разработку приложений и сайтов для бизнеса.