Листая старые газеты искал серебро, но нашел золото.
Со школьных лет учителя твердили, что "Петербург построен на костях", но каких-то подробностей особо не давали, зато в найденной мною статье вполне понятно это обосновывается. Помимо этого в газете рассказывают и про "откопанный Петром город".
Газета "Петербургский листок" 26 июня 1911г.:
Находка скелетов при рытье фундамента дома на Кронверском проспекте Петербургской стороны вызвала ряд догадок и предположений. Говорилось и о «Братской могиле», и о какой-то корчме, будто бы существовавшей в этой местности, где разбойники-хозяева грабили и убивали своих охмелевших посетителей.
Но в этой местности такие находки не редкость, в 1865г., например, когда рыли канавы для проложения труб около Сытного рынка, сравнительно в той же местности, точно также нашли ряд скелетов.
Да и вообще можно сказать, что Петербург построен на кладбище.
До 1709г. в Петербурге не было отведено особого места для кладбища, а погребали где попало и как попало.
Погребали на Выборгской стороне близ батарейного выезда на Охте, где тела покойников вырывались из земли волками, собиравшимися тогда из окрестных лесов и пустошей; погребали на Аптекарском острове, где почти все тела умерших вырывались из земли ворами и разбойниками, скрывавшимися в окружающих Петербург лесах – ведь для построения Петербурга Петр приказал выслать 2000 воров, осужденных на каторжную работу; наконец, хотя не долго, но существовало разрешение хоронить и подле самых домов.
Затем в Петербурге было много пришлых священников, старавшихся «съмо и овамо» - и, конечно, они не смущались различными запрещениями и за несколько копеек отпевали и погребали там, где их просили.
И в Петербурге очень часто находили прах первых строителей и первых жителей Северной Пальмиры., пригнанных сюда из разных мест России велением грозного Петра.
Но иногда такие находки носили «чрезвычайный», если так можно выразиться, характер.
Так, в 1862г. когда рыли фундамент для вновь строящейся каменной церкви во имя Преображения Господня или как принято называть Спасо-Колтовская церковь – нашли железные, ножные цепи, в кольцах которых остались части голени. Недалеко от этой церкви помещалась канцелярия темных розыскных дел, которая и посылала в эту церковь хоронить измученных пыткой, умерших на дыбе жертв трагических «слова и дела» …
Немного раньше в 1857г., когда в церковном доме Смоленского кладбища на берегу Черной речки прокладывали трубы во двор, нашли один скелет в цепях.
Наконец в 80х годах было обнаружено целое кладбище и в центральной части С.-Петербурга, почти на углу Невского проспекта и Троицкого переулка. Присутствие этого кладбища объяснялось тем, что тут был дом придворного духовника тишайшей монахини Елизаветы Петровны – Дубленского.
Но в Петербурге бывали и другие археологические находки, сравнительно редкие, так как ведь и Петербург очень молод, всего лишь каких-нибудь двести лет существования…
Так, 7 сентября 1873г., при сравнении набережной Большой Невы, против Кавалергардских казарм, были замечены под навозом верхушки железных тумб.
Находка эта заинтересовала работавших землекопов, и они дружно принялись разрывать…
Рыли, рыли и наконец откопали каменную набережную длиною около 28 сажень с чугунною решеткой.
Набережная эта, по всей видимости, построена при Александре I – мрачный гений Александра I генерал Аракчеев имел собственный дом в этой местности.
Таким образом, менее чем в 50 лет Петербуржцы успели не только основательно загрязнить и унавозить берег Невы, что потребовались целые раскопки для нахождения каменной набережной…
Не менее интересная находка была сделана и Васильевском острове в 60х годах при ремонте зданий таможни. Тут отрыли целый погреб с каменными сводами, причем к стенам привинчены были цепи, лежали щипцы, молотки…
Очевидно, что этот погреб был одним из памятников деспотического владычества Бирона.
Наконец, когда закладывали памятник Екатерине II в Александровском сквере, оказалось, что верхний слой на глубину ¾ аршина представлял чернозем, за ним следовал разнообразный мусор и щебень, плотно сложившийся и, наконец, на глубине почти 2 аршина от общей поверхности окружавшей местности была найдена хорошая мостовая из очень крупных булыг…
Мостовой этой было более 50 лет, так как Александровской сквер был рабит при Николае I в 1832г.
Автор: Дмитрий Катаругин