Найти тему

Н.А. Токарева: «Я думаю, лучше преподает тот, кому учиться было непросто»

Надежда Александровна Токарева работает университетским преподавателем более 40 лет. Из них 25 лет преподает в Институте системного анализа и управления университета «Дубна». Н.А. Токарева – кандидат физико-математических наук, доцент, руководитель кафедры информационных технологий, ученый секретарь диссертационного совета, автор научных статей и учебных пособий. Она из тех вузовских преподавателей, которым важно показать студентам красоту науки. И при этом, из тех, кто готов бесконечно повторять изучаемую тему и отвечать на вопросы. «Нельзя научить, но можно научиться, – говорит Надежда Александровна. – Если человек хочет научиться, я ему обязательно помогу».

В преддверии Дня преподавателя высшей школы, который будет отмечаться 19 ноября, мы беседуем с Надеждой Александровной о ее жизненном и профессиональном пути, о выпускниках и студентах.

Надежда Александровна Токарева
Надежда Александровна Токарева

– Надежда Александровна, когда вы представляете кафедру информационных технологий университета «Дубна», вы говорите абитуриентам: «Приходите к нам и вы будете востребованы, вы научитесь создавать информационные технологии». А когда вы сами поступали в университет после школы, как вы выбирали факультет?

– Я выросла в Ташкенте. Большая часть моих одноклассников поступала в Институт инженеров транспорта. Тогда это был единственный институт в Ташкенте, который распределял выпускников не только по республике, а по всему Советскому Союзу. И все хотели туда. Но в Институт инженеров транспорта меня не взяли из-за плохого зрения.

Я поступила в Ташкентский государственный университет на механико-математический факультет. Хотя мечтала о факультете иностранных языков, и немецкий у меня был очень хороший, благодаря нашему школьному учителю. На иняз с немецким в Ташкентском государственном университете брали только 10 человек в год. Я не рискнула, а сейчас думаю: надо было попробовать!

– Значит, вы попали на мехмат Ташкентского государственного университета случайно?

– Да. Но поступив на мехмат, я была совершенно очарована преподавателями! У нас был преподаватель по алгебре, который сумел показать нам, студентам первокурсникам, красоту науки. Оказалось, что кроме определителей и матриц, есть алгебраические структуры и их исследования – высшая алгебра. На первом курсе он нас убедил, что роль общей алгебры велика в математике, как для ее классических разделов, так и в прикладных областях. Сама став преподавателем, я пытаюсь эту красоту открыть студентам и придумываю, как про сложные вещи рассказать попроще.

– Помимо красоты в науке, вас привлекала и красота в спорте. Ведь вы занимались фехтованием. Расскажите, пожалуйста, эту историю.

– Это тоже была цепь случайностей. Одно время я занималась акробатикой. Но, к сожалению, физические данные не позволяли мне выполнять красивые упражнения. Меня ставили на страховку, а мне хотелось летать.

На фехтование я пошла с подружкой за компанию. Нас взяли по расчету: в команде не было спортсменов нашего года рождения. А когда команду выставляют на соревнования, должны быть все возраста. Мне тогда было лет двенадцать. Фехтование мне очень понравилось: тут и азарт, и ловкость, и думать надо. Я занималась много лет, была кандидатом в сборную Узбекистана. Но опять-таки из-за плохого зрения в сборную меня не взяли. Но я много ездила на соревнования – в Казань, в Санкт-Петербург и в другие города.

– То есть спорт дал вам возможность увидеть огромную страну.

– Это было очень здорово. Вот так мне повезло благодаря году рождения –пограничному между детским и юношеским на момент начала моих занятий. Подруга моя бросила фехтование, потому что ее не брали на соревнования. У нее не было мотивации, а мотивация – это сильное дело. Мне же хотелось достижений, и мне очень везло на людей. На фехтовании была тренер, которая учила нас организовывать время и успевать делать уроки, не пропуская тренировок. А тренировались мы пять раз в неделю. Это был системный подход.

Сейчас, когда наши студенты говорят: «Я уйду из университета, а через год вернусь и доучусь», я им отвечаю: «Если уйдешь, то уже не вернешься, появятся другие дела и интересы. И всегда будешь знать, что не дотянул совсем чуть-чуть. Надо все успеть сейчас».

– Как вы попали в Дубну?

– Благодаря супругу Михаилу Токареву. Он физик-теоретик и был приглашенным ученым в ОИЯИ из Ташкента. Мы познакомились в Санкт-Петербурге, куда я приехала учиться в аспирантуру. А мой будущий муж там учился на физфаке.

Из Санкт-Петербурга мы вернулись в Ташкент, а позже, в 1991 году переехали в Дубну. Я несколько лет работала в ОИЯИ. А с 1998 года начала преподавать численные методы в университете «Дубна». Потом добавился курс по основам безопасности. Кстати, мой муж тоже преподает в нашем университете и заведует кафедрой общей физики.

– Значит, вы находитесь в преподавательской среде не только на работе, но и дома. Как вам кажется, какими качествами должен обладать вузовский преподаватель?

– Хорошо, если это интеллектуал и выдержанный человек. Я думаю, что лучше преподает тот, кто сам во время учебы не все схватывал мгновенно. Человеку с острым умом, который легко учился редко нравится преподавать. Таких людей часто раздражает, что студенты бывают непонятливыми. А вот тому, кто долго шел к цели, как раз неудивительно, что его студентам не все сразу понятно.

Я думаю, преподаватель должен уметь идти студенту навстречу.

Например, сейчас я в составе коллектива преподаю магистрам «Методы и технологии принятия решений в прикладных задачах». Студенты просят, чтобы мы сделали одну пару очно, а вторую в дистанте. И мы назначаем пару в дистанте вечером, часто после 19 часов, когда люди пришли с работы. Мне кажется, это и есть человеческий подход. Сегодня преподаватель должен не только научить и требовать. Он должен уметь находить компромиссы и поддерживать студентов, которые совмещают учебу и работу.

– Чему вам важно научить студентов?

– Когда ты преподаешь математику, информатику или физику, важно объяснять, что именно здесь человек может очень хорошо развить логический аппарат. Выстраивая ход решения, ты формируешь логическое мышление. И потом по жизни этот навык будет полезен.

В образовательных программах Института системного анализа и управления мы делаем этот акцент очень рано.

Научный руководитель ИСАУ Евгения Наумовна Черемисина постоянно говорит студентам: «Прежде чем решать какую-то проблему, нужно сформулировать задачу и определить, какие будут критерии оценки результата». Разрабатываем ли мы различные системы, мобильные приложения или веб-приложения для интернет-магазина, начинаем всегда с этого.

– Вы принимали активное участие в методической работе ИСАУ. Как вам кажется, что отличает выпускников ИСАУ от выпускников других вузов? Или это миф и нет никакого отличия?

– Нет, это не миф. Не зря в ИСАУ поступают абитуриенты со всей России. Почему? Во-первых, здесь высокая практическая составляющая. Много преподавателей-практиков. Во-вторых, в образовательных программах Института системного анализа и управления теория присутствует в нужном объеме. Это благодаря Евгении Наумовне. Она сама практик. Когда российские вузы перешли на болонскую систему образования, многие вузы допускали большую ошибку: всю программу специалитета (это пять, а то и пять с половиной лет) пытались втиснуть в четыре года бакалавриата. Причем обилие курсов не всегда соответствует профильной направленности. А в ИСАУ университета «Дубна» баланс теории и практики выверен очень точно.

Наши выпускники и студенты потом легко осваивают новые языки программирования и справляются с нестандартными задачами, потому что у них есть хорошая база. В этом наша сила.

Системный подход и системный анализ обычно используют на направлении «Системный анализ». А у нас в ИСАУ все направления выстраиваются по этому принципу.

– Успехи выпускников вас вдохновляют?

– Конечно! Особую гордость я испытываю за выпускников, которые остались работать у нас в университете. Например, Дарья Пряхина. Я очень рада, что успела ее разглядеть за очень короткое время и порекомендовала Владимиру Васильевичу Коренькову (на тот момент он был директором ЛИТ ОИЯИ). Скоро Даша будет защищаться.

Или, например, в Дубне есть компания Progressive Media, учредителями и сотрудниками которой являются наши выпускники. На сегодняшний день Progressive Media входит в десятку лучших веб-разработчиков России.

– Чем сегодняшние студенты отличаются от вас в студенческие годы?

– Мне нравится в сегодняшних студентах их раскрепощенность, они более свободны, чем студенты моего поколения. Они любят добиваться своего, они умеют выставлять границы, мы этого не умели. На нас можно было надавить.

Что вам доставляет радость в профессии?

– Я радуюсь, если смогла хорошо объяснить и меня поняли. Ты не знаешь, как мыслит другой человек. Но своими вопросами и объяснениями можешь нащупать ту дорожку, по которой пройдешь вместе со студентом.

– Пройти вместе… Вам нескучно пройти по этой дорожке в 120-й раз?

– Никогда. Это, наверно, и отличает преподавателя. Я говорю студентам: «Спрашивайте, вы меня этим не удивите». И когда кто-то говорит: «У меня глупый вопрос», я всегда отвечаю, что не бывает глупых вопросов.

Я оценю даже если человек сделал работу неправильно. Главное, не надо бездумно копировать правильные ответы. Если студента удается в этом убедить, потом начинается нормальная работа.

– Для вас преподавание – это настоящая миссия.

– Для меня это смысл. Хотя преподавателям сейчас тяжело. После школы часто приходят очень слабые ребята. Но для преподавателя важно учить каждого, кто хочет научиться. И важно показать студенту, что у него есть прогресс: «Видишь, вчера ты этого не мог, а сейчас можешь! Двигаемся дальше!».

Как мы говорим студентам с первого курса: «Нельзя научить, можно только научиться». Если человек хочет научиться, в ИСАУ ему обязательно помогут и будут рады его успехам.

Анна ЭПШТЕЙН