Надежда Александровна Токарева работает университетским преподавателем более 40 лет. Из них 25 лет преподает в Институте системного анализа и управления университета «Дубна». Н.А. Токарева – кандидат физико-математических наук, доцент, руководитель кафедры информационных технологий, ученый секретарь диссертационного совета, автор научных статей и учебных пособий. Она из тех вузовских преподавателей, которым важно показать студентам красоту науки. И при этом, из тех, кто готов бесконечно повторять изучаемую тему и отвечать на вопросы. «Нельзя научить, но можно научиться, – говорит Надежда Александровна. – Если человек хочет научиться, я ему обязательно помогу».
В преддверии Дня преподавателя высшей школы, который будет отмечаться 19 ноября, мы беседуем с Надеждой Александровной о ее жизненном и профессиональном пути, о выпускниках и студентах.
– Надежда Александровна, когда вы представляете кафедру информационных технологий университета «Дубна», вы говорите абитуриентам: «Приходите к нам и вы будете востребованы, вы научитесь создавать информационные технологии». А когда вы сами поступали в университет после школы, как вы выбирали факультет?
– Я выросла в Ташкенте. Большая часть моих одноклассников поступала в Институт инженеров транспорта. Тогда это был единственный институт в Ташкенте, который распределял выпускников не только по республике, а по всему Советскому Союзу. И все хотели туда. Но в Институт инженеров транспорта меня не взяли из-за плохого зрения.
Я поступила в Ташкентский государственный университет на механико-математический факультет. Хотя мечтала о факультете иностранных языков, и немецкий у меня был очень хороший, благодаря нашему школьному учителю. На иняз с немецким в Ташкентском государственном университете брали только 10 человек в год. Я не рискнула, а сейчас думаю: надо было попробовать!
– Значит, вы попали на мехмат Ташкентского государственного университета случайно?
– Да. Но поступив на мехмат, я была совершенно очарована преподавателями! У нас был преподаватель по алгебре, который сумел показать нам, студентам первокурсникам, красоту науки. Оказалось, что кроме определителей и матриц, есть алгебраические структуры и их исследования – высшая алгебра. На первом курсе он нас убедил, что роль общей алгебры велика в математике, как для ее классических разделов, так и в прикладных областях. Сама став преподавателем, я пытаюсь эту красоту открыть студентам и придумываю, как про сложные вещи рассказать попроще.
– Помимо красоты в науке, вас привлекала и красота в спорте. Ведь вы занимались фехтованием. Расскажите, пожалуйста, эту историю.
– Это тоже была цепь случайностей. Одно время я занималась акробатикой. Но, к сожалению, физические данные не позволяли мне выполнять красивые упражнения. Меня ставили на страховку, а мне хотелось летать.
На фехтование я пошла с подружкой за компанию. Нас взяли по расчету: в команде не было спортсменов нашего года рождения. А когда команду выставляют на соревнования, должны быть все возраста. Мне тогда было лет двенадцать. Фехтование мне очень понравилось: тут и азарт, и ловкость, и думать надо. Я занималась много лет, была кандидатом в сборную Узбекистана. Но опять-таки из-за плохого зрения в сборную меня не взяли. Но я много ездила на соревнования – в Казань, в Санкт-Петербург и в другие города.
– То есть спорт дал вам возможность увидеть огромную страну.
– Это было очень здорово. Вот так мне повезло благодаря году рождения –пограничному между детским и юношеским на момент начала моих занятий. Подруга моя бросила фехтование, потому что ее не брали на соревнования. У нее не было мотивации, а мотивация – это сильное дело. Мне же хотелось достижений, и мне очень везло на людей. На фехтовании была тренер, которая учила нас организовывать время и успевать делать уроки, не пропуская тренировок. А тренировались мы пять раз в неделю. Это был системный подход.
Сейчас, когда наши студенты говорят: «Я уйду из университета, а через год вернусь и доучусь», я им отвечаю: «Если уйдешь, то уже не вернешься, появятся другие дела и интересы. И всегда будешь знать, что не дотянул совсем чуть-чуть. Надо все успеть сейчас».
– Как вы попали в Дубну?
– Благодаря супругу Михаилу Токареву. Он физик-теоретик и был приглашенным ученым в ОИЯИ из Ташкента. Мы познакомились в Санкт-Петербурге, куда я приехала учиться в аспирантуру. А мой будущий муж там учился на физфаке.
Из Санкт-Петербурга мы вернулись в Ташкент, а позже, в 1991 году переехали в Дубну. Я несколько лет работала в ОИЯИ. А с 1998 года начала преподавать численные методы в университете «Дубна». Потом добавился курс по основам безопасности. Кстати, мой муж тоже преподает в нашем университете и заведует кафедрой общей физики.
– Значит, вы находитесь в преподавательской среде не только на работе, но и дома. Как вам кажется, какими качествами должен обладать вузовский преподаватель?
– Хорошо, если это интеллектуал и выдержанный человек. Я думаю, что лучше преподает тот, кто сам во время учебы не все схватывал мгновенно. Человеку с острым умом, который легко учился редко нравится преподавать. Таких людей часто раздражает, что студенты бывают непонятливыми. А вот тому, кто долго шел к цели, как раз неудивительно, что его студентам не все сразу понятно.
Я думаю, преподаватель должен уметь идти студенту навстречу.
Например, сейчас я в составе коллектива преподаю магистрам «Методы и технологии принятия решений в прикладных задачах». Студенты просят, чтобы мы сделали одну пару очно, а вторую в дистанте. И мы назначаем пару в дистанте вечером, часто после 19 часов, когда люди пришли с работы. Мне кажется, это и есть человеческий подход. Сегодня преподаватель должен не только научить и требовать. Он должен уметь находить компромиссы и поддерживать студентов, которые совмещают учебу и работу.
– Чему вам важно научить студентов?
– Когда ты преподаешь математику, информатику или физику, важно объяснять, что именно здесь человек может очень хорошо развить логический аппарат. Выстраивая ход решения, ты формируешь логическое мышление. И потом по жизни этот навык будет полезен.
В образовательных программах Института системного анализа и управления мы делаем этот акцент очень рано.
Научный руководитель ИСАУ Евгения Наумовна Черемисина постоянно говорит студентам: «Прежде чем решать какую-то проблему, нужно сформулировать задачу и определить, какие будут критерии оценки результата». Разрабатываем ли мы различные системы, мобильные приложения или веб-приложения для интернет-магазина, начинаем всегда с этого.
– Вы принимали активное участие в методической работе ИСАУ. Как вам кажется, что отличает выпускников ИСАУ от выпускников других вузов? Или это миф и нет никакого отличия?
– Нет, это не миф. Не зря в ИСАУ поступают абитуриенты со всей России. Почему? Во-первых, здесь высокая практическая составляющая. Много преподавателей-практиков. Во-вторых, в образовательных программах Института системного анализа и управления теория присутствует в нужном объеме. Это благодаря Евгении Наумовне. Она сама практик. Когда российские вузы перешли на болонскую систему образования, многие вузы допускали большую ошибку: всю программу специалитета (это пять, а то и пять с половиной лет) пытались втиснуть в четыре года бакалавриата. Причем обилие курсов не всегда соответствует профильной направленности. А в ИСАУ университета «Дубна» баланс теории и практики выверен очень точно.
Наши выпускники и студенты потом легко осваивают новые языки программирования и справляются с нестандартными задачами, потому что у них есть хорошая база. В этом наша сила.
Системный подход и системный анализ обычно используют на направлении «Системный анализ». А у нас в ИСАУ все направления выстраиваются по этому принципу.
– Успехи выпускников вас вдохновляют?
– Конечно! Особую гордость я испытываю за выпускников, которые остались работать у нас в университете. Например, Дарья Пряхина. Я очень рада, что успела ее разглядеть за очень короткое время и порекомендовала Владимиру Васильевичу Коренькову (на тот момент он был директором ЛИТ ОИЯИ). Скоро Даша будет защищаться.
Или, например, в Дубне есть компания Progressive Media, учредителями и сотрудниками которой являются наши выпускники. На сегодняшний день Progressive Media входит в десятку лучших веб-разработчиков России.
– Чем сегодняшние студенты отличаются от вас в студенческие годы?
– Мне нравится в сегодняшних студентах их раскрепощенность, они более свободны, чем студенты моего поколения. Они любят добиваться своего, они умеют выставлять границы, мы этого не умели. На нас можно было надавить.
– Что вам доставляет радость в профессии?
– Я радуюсь, если смогла хорошо объяснить и меня поняли. Ты не знаешь, как мыслит другой человек. Но своими вопросами и объяснениями можешь нащупать ту дорожку, по которой пройдешь вместе со студентом.
– Пройти вместе… Вам нескучно пройти по этой дорожке в 120-й раз?
– Никогда. Это, наверно, и отличает преподавателя. Я говорю студентам: «Спрашивайте, вы меня этим не удивите». И когда кто-то говорит: «У меня глупый вопрос», я всегда отвечаю, что не бывает глупых вопросов.
Я оценю даже если человек сделал работу неправильно. Главное, не надо бездумно копировать правильные ответы. Если студента удается в этом убедить, потом начинается нормальная работа.
– Для вас преподавание – это настоящая миссия.
– Для меня это смысл. Хотя преподавателям сейчас тяжело. После школы часто приходят очень слабые ребята. Но для преподавателя важно учить каждого, кто хочет научиться. И важно показать студенту, что у него есть прогресс: «Видишь, вчера ты этого не мог, а сейчас можешь! Двигаемся дальше!».
Как мы говорим студентам с первого курса: «Нельзя научить, можно только научиться». Если человек хочет научиться, в ИСАУ ему обязательно помогут и будут рады его успехам.
Анна ЭПШТЕЙН