Найти тему

Ближний Восток: о чём кукарекает «галльский петух» Эмманюэль Макрон?

Железобетонная поддержка западным истеблишментом Израиля может дать трещину?

Образ галльского петуха, порядком подзабытый со времен похода «великой армии» Наполеона на Россию, снова стал возрождаться с момента появления на мировой арене президента Эмманюэля Макрона. Этот резвый деятель взял за обычай появляться в гуще самых интересных мировых событий и кукарекать нечто особенное, привлекающее внимание. Ни дать, ни взять, петух, предвещающий рассвет. Вот и на Ближнем Востоке без него не обошлось. В самый разгар наземной операции Израиля в Газе послышалось кукареканье галльского петуха.

О чём, собственно, сообщало миру его пение? Конечно же, о том, что долгая и кропотливая работа американцев по приведению палестинцев Ближнего Востока в недвижное состояние летит псу под хвост. Блестящая идея Джареда Кушнера (зятя президента Трампа) окружить Израиль с его палестинской проблемой «поясом безопасности» из соседних арабских стран находилась уже на стадии завершения, когда разразилось восстание ХАМАС. «Пояс безопасности» – это система «Соглашений Авраама» между Израилем, ОАЭ и Бахрейном о сотрудничестве, к которым выразили пожелание присоединиться Египет и Марокко, а также одобрительно отнеслась Саудовская Аравия. Смысл замысла прост – отвлечь арабские страны от палестинской проблемы на разные аспекты сотрудничества и позволить палестинцам умирать в одиночестве без традиционной защиты братьев по вере. Признаться, аппетиты на получение выгоды от соглашения были и в ОАЭ, и в Бахрейне. К «Соглашениям Авраама» присоединилось Марокко и Судан. А почему бы и нет, если в обмен США исключили Судан из своего списка государств – спонсоров терроризма и предоставили ему кредит в размере 1,2 миллиарда долларов для погашения долгов перед Всемирным банком? 6 января 2021 г. Хартум официально подписал «Декларацию о Соглашениях Авраама» в Хартуме в присутствии министра финансов США, а в апреле отменил закон от 1958 года о бойкоте Израиля. Правда, в отличие от ОАЭ и Бахрейна, африканская страна не подписала основную часть пакета документов и не обменялась с Израилем посольствами. Саудовская Аравия также вела осторожный зондаж установления межгосударственных отношений, и в Тель-Авиве надеялись, что вскоре соглашение с ней будет достигнуто.

Но тут 7 октября 2023 года ХАМАС атаковал южные районы Израиля, отвечающего разрушительными бомбардировками Газы и продолжающейся военной операцией. В Эр-Рияде были вынуждены приостановить контакты и даже выступить с дежурным заявлением, предостерегающим Израиль от «любых наземных операций» в Газе, так как они несут угрозу для жизни мирных граждан.

Однако не это повергло Эманюэля Макрона в панику. Его ужаснуло то, что президент Ирана Ибрахим Раиси посетил Саудовскую Аравию. Это сенсационное событие случилось после долгих лет холодной войны между двумя странами, восстановившими отношения в марте с. г. при посредничестве Пекина.

В интервью накануне поездки в Эр-Рияд президент Ирана Раиси заявил, что атаки на сектор Газа должны быть немедленно прекращены, блокада региона должна быть снята и обеспечена доставка гуманитарной помощи. Но самое главное заключается в том, что две эти крупнейшие державы региона договорились о проведении экстренного саммита Организации исламского сотрудничества (ОИС) и Лиги арабских государств по ситуации в Палестине.

Правильно сообразил французский президент, что ситуация поворачивается нежелательной для Запада стороной. Иран и Саудовская Аравия являются крупнейшими игроками на Ближнем Востоке и могут спокойно похоронить «Соглашения Авраама». Точнее говоря, похоронить может Тегеран при молчаливом согласии Эр-Рияда. И тогда вместо «пояса безопасности» для Тель-Авива образуется скорбное одиночество на подхвате у Вашингтона. Нужно ли такое размежевание американской дипломатии, готовящейся рапортовать избирателю об успехах на внешнем фронте? Видимо, нет, потому что визит госсекретаря Блинкена на Ближний Восток был посвящён поиску сбалансированного выхода из положения.

И тут единственным вариантом для США является деэскалация конфликта, потому что если продолжать нагнетать ситуацию, то развал «Соглашений Авраама» был бы самым мягким последствием кризиса. Два сильных игрока региона могут в ответ использовать нефтяной рычаг, а это совсем ни к чему США. Идти же по тропе войны в Америке не хотят даже самые горячие головы, прекрасно понимая, что один из витков военной спирали будет выглядеть как приведение в действие патрулирующих над Чёрным морем звеньев МИГ-31. Эти МИГи имеют ударные средства, способные привести авианосные группировки США в состояние паралича, что тоже не вписывается в варианты победы.

Следующий поворот на Ближнем Востоке будет, скорее всего, заключаться в весьма нежелательном для Тель-Авива явлении – при продолжении наземной операции в Газе арабские участники «Соглашений Авраама» начнут из них выходить и создавать новый антиизраильский союз. Не потому, что очень этого хотят, а потому, что влиятельные лидеры мусульманского мира считают это необходимым.

Не зря президент Франции Эмманюэль Макрон прокукарекал, что удары Израиля по сектору Газа не имеют оснований и легитимности. Он знает, на кого надо играть, ведь это даст ему неплохой шанс для собственной политической карьеры. Радостно осознавать, что галльский петух подчеркнул, что гуманитарная пауза и прекращение огня являются единственным выходом из ситуации в Газе. Речь пока идет только о деэскалации напряженности. Что будет с переговорами о палестинском государстве, говорить преждевременно. Надежды на создание опорной сети на Ближнем Востоке Тель-Авиву придется отложить на будущее. А Биби Нентаньяху, как только оставит должность премьера, никуда не денется от самого справедливого в мире израильского суда, готового посадить его за решетку за коррупционные преступления.

Дмитрий Седов