Импрессионизм остается одним из самых популярных и распространенных видов живописи. Импрессионизм, считающийся катализатором современного искусства, сыграл ключевую роль в истории искусства, его влияние проявляется в ряде художественных практик.
Оставив такое важное наследие, вы, возможно, задаетесь вопросом, что могло привести в движение такое монументальное движение. В отличие от большинства жанров, которые развивались с течением времени, импрессионизм, как полагают, появился в 1870-х годах, стартом явилась одна картина: "Впечатление, восход солнца", легкий и воздушный пейзаж Клода Моне.
Моне, которого часто называют "отцом импрессионизма", был одним из самых выдающихся представителей этого движения. Хотя французский художник уже был признанным художником к тому времени, как завершил работу над" Впечатлением, Восходом солнца" — и впоследствии положил начало крупному художественному движению — его ранние работы демонстрируют техники, которые позже стали определять импрессионизм. Учитывая это, неудивительно, что именно он официально инициировал движение импрессионистов.
МОНЕ ДО ИМПРЕССИОНИЗМА
Клод Моне родился в Париже в 1840году. Когда ему было пять лет, его семья переехала в Гавр, приморский город в Нормандии. Здесь у Моне развился интерес к искусству, что поспособствовало его поступлению в художественную школу в 1851 году. Даже в подростковом возрасте работы Моне были популярны; местные жители регулярно покупали его рисунки углем.
В 1856 году под руководством будущего импрессиониста Эжена Будена Моне начал увлекаться масляными красками и рисовать на пленэре — две привычки, которые он сохранил до конца своей жизни. "У меня никогда не было мастерской", — признался Моне, — и лично я не понимаю, почему кому-то хочется запереться в какой-то комнате. Может быть, для зартсовок, конечно, но не для живописи".
В 1861 году Моне был призван в Алжир на военную службу. За семь лет, проведенных в Северной Африке, у него развился вкус к цвету и свету. Вернувшись во Францию, он продолжал включать в свои картины пропитанную солнцем палитру, которую он рисовал быстрыми, выразительными мазками, чтобы запечатлеть мимолетные "впечатления" от своего окружения.
Отказавшись от традиционных техник престижной парижской Академии изящных искусств и выработав свой подход к живописи, Моне изменил искусство XIX века, а переломным моментом стала картина "Впечатление, Восход солнца".
ПОРТ В ГАВРЕ И ВПЕЧАТЛЕНИЕ: ВОСХОД СОЛНЦА
В 1872 году Моне снова посетил Гавр, в этом же году он завершил серию из шести картин, изображающих городской порт в разное время: днем, на закате, ночью и, конечно же, на рассвете.
Картина Моне "Впечатление, восход солнца" олицетворяет его интерес к свету, цвету и спонтанность новой формации. Как и в других своих работах из этой серии, художник решил сосредоточиться на эфемерном воздействии солнечного света на воду. Хотя в композиции очевидны туманные силуэты весельных лодок, кораблей и дымовых труб, акцент в основном делается на пробивающемся солнечном свете и его волнообразных отражениях.
Почему картина вызвала больший отклик, чем другие работы из этой серии? По иронии судьбы, известность картины обусловлена ее первоначальной непопулярностью.
ПЕРВАЯ ВЫСТАВКА ИМПРЕССИОНИСТОВ
Через два года после завершения картины Моне выставил "Впечатление, восход солнца" на первой выставке импрессионистов, независимой выставке, организованной парижскими художниками-авангардистами. На выставке, расположенной в студии французского фотографа Надара, было представлено более 200 произведений Анонимного кооперативного общества художников: художников, скульпторов, граверов, группы художников, в которую входили Пьер-Огюст Ренуар, Эдгар Дега, Камиль Писсарро, Альфред Сислей и другие. Хотя эти художники представили одинаково противоречивые работы, критики были особенно сбиты с толку картиной Моне, особенно ее названием.
"Они импрессионисты в том смысле, что передают не пейзаж, а ощущение, производимое пейзажем", — писал Жюль Кастаньяри из Le Siècle. "Само слово перешло в их язык: в каталоге картина "Восход солнца" Моне названа не пейзажем, а впечатлением. Таким образом, они покидают реальность и попадают в царство идеализма".
"Загрязнить три четверти холста черным и белым, остальное натереть желтым, усеять наугад красными и синими пятнами, и у тебя возникнет впечатление весны, перед которой посвященные падают в обморок в экстазе", — шутит Эмиль Кардон из Ла Пресс.
Искусствовед Луи Леруа, работавший в сатирической газете Le Charivari, писал: "Впечатление — я знал его. Я просто говорил себе: "если я впечатлен, значит, там должно быть впечатление"… И какая свобода, какая легкость в манере письма! Обои в зачаточном состоянии труднее, чем этот морской пейзаж!"
Хотя эти критики намеревались высмеять новое движение, в особенности Леруа, чьи слова стали особенно печально известными, они помогли продвинуть импрессионизм; после их обзоров Анонимное кооперативное общество художников, скульпторов и граверов переименовалось в импрессионистов.
ВЛИЯНИЕ И НАСЛЕДИЕ КАРТИНЫ "ВПЕЧАТЛЕНИЕ, ВОСХОД СОЛНЦА"
После смены названия движение импрессионистов приобрело популярность, во главе с Моне. Художник продолжал фиксировать "впечатления" от окружающего до конца своей жизни. В 1890 и 1891 годах он завершил серию, в которой исследовал влияние света, атмосферы и сезонных изменений на стога сена; в следующие несколько лет он применил тот же алгоритм к созданию серии "Руанский собор" с готическим фасадом; и к созданию своего самого амбициозного проекта, включающего 250 крупномасштабных картин с изображением кувшинок, на который Моне потратил 30 лет.
Хотя подобные серии теперь определяют творчество Моне, нельзя недооценивать роль картины "Впечатление, восход солнца", особенно в контексте собственных слов и желаний художника.
"Пейзаж — это всего лишь мгновенное впечатление, отсюда и ярлык, который они нам дали — и все из-за меня, если уж на то пошло", — вспоминал Моне. "Я представил кое-что, видимое из моего окна в Гавре: солнечный свет в тумане, несколько мачт выходят на передний план и возвышаются над кораблями внизу. Им нужно было название для каталога; это не могло сойти за "вид на Гавр", поэтому я ответил: "Запишите, как впечатление". В результате у них появился импрессионизм, и шутки распространились."
Сегодня "Впечатление, восход солнца" является частью постоянной коллекции парижского музея Мармоттан Моне. Здесь произведение продолжает очаровывать зрителей своей сияющей цветовой палитрой, выразительной манерой письма и, конечно же, новаторской историей.