В середине XX века появились грузовики нестандартной конструкции, которым было суждено еще долгое время оставаться в статусе самых неубиваемых машин, подходящих для максимально непригодных условий. Что подтолкнуло к разработке необычных грузовиков и чем они отличались от остальных?
Грузовики с коротким капотом
В 1959 году в Германии стартовало серийное производство Mercedes-Benz Kurzhauber («короткий капот»), что стало началом новой эпохи в автомобильной индустрии. До этого момента стандартный магистральный автопоезд состоял из тягача и прицепа, оснащался двигателями в 200 л. с. и расходовал около 50 л на 100 км. Чтобы стать водителем такой машины, требовалось иметь немалую физическую силу и к тому же быть готовым к постоянному оглушительному шуму и невозможности полноценно отдохнуть.
Капотные грузовики были слишком массивными и неповоротливыми, а потому требовалось создать нечто более современное. Так, к концу 50-х появился курносый Kurzhauber, который сочетал в себе достоинства капотных и бескапотных моделей. Отсутствие длинного «носа» делало машину маневреннее, что позволяло ей свободно перемещаться по узким европейским улицам:
«Так курносый Mercedes-Benz L 328, представленный в 1961 году <...> имел радиус поворота на 1,2 м меньше, чем сопоставимый с ним по грузоподъёмности капотный Mercedes-Benz L 312», — пишет «Грузовик Пресс».
Вместе с тем новые модели отличались повышенной управляемостью, шириной обзора и мощностью. Первые грузовики получили 10,81-литровые дизельные двигатели OM 346 мощностью 192-218 л. с., а созданные позднее OM 355 выдавали 210-240 л. с. В отличие от бескапотных грузовиков, курносые машины обеспечивали более высокий уровень безопасности внутри кабины.
Многочисленные достоинства принесли Kurzhauber бешеную популярность по всему миру.
От Африки до СССР
Грузовики Kurzhauber массово отправлялись на экспорт и пользовались спросом по всему миру. Их превосходные ходовые качества и высокая грузоподъемность пришлись как нельзя кстати на Ближнем Востоке, в Африке, Южной Америке, Индии. Там немецкие машины, загруженные зачастую даже больше положенного, перевозили грузы в условиях бездорожья. А всё потому, что производитель изначально заложил повышенный запас прочности в узлы и агрегаты — это сделало грузовые автомобили Kurzhauber просто неубиваемыми.
Впоследствии в Бразилии, Аргентине, Южной Африке, Южной и даже Северной Америке наладили производство грузовиков из поставляемых Германией машинокомплектов.
В 1960-70-х немецкие машины попали и к советским инженерам:
«…осенью 1970 года в руки специалистов НАМИ попали сразу три курносых «мерса»: полноприводный карьерный самосвал Mercedes-Benz LAK 2624 6х6 (typ 343) с кузовом Meiller-Kipper, бортовой Mercedes-Benz L 1817 6х4 (typ 360) и трёхосный Mercedes-Benz LP 1113 (typ 358) с 3-сторонней разгрузкой» — «Грузовик Пресс».
Специалисты из НАМИ изучали иностранную технику, проводили крупноузловую разборку, исследовали каждый элемент в отдельности. В 1970 году из компонентов Mack R 410S и бескапотного Mercedes-Benz LP 1620 собрали грузовик КАМС, ставший предшественником легендарного КАМАЗа.
Но вскоре после этого лавочка прикрылась: курносые грузовики в СССР практически вывели из эксплуатации — впрочем, некоторые из них вроде как участвовали в строительстве объектов для Олимпиады-80. Производство машин Kurzhauber в Германии прекратилось в 1995 году. В 90-е в России еще сохранившиеся немецкие грузовики закупали за рубежом уже частные лица.
Знаменитые Kurzhauber и сейчас можно встретить на дорогах тех стран, куда они экспортировались, и далеко идти не надо. Короткокапотные автомобили всё еще используются белорусским МЧС:
«Еще один вариант на шасси этого же семейства классических Mercedes-Benz, известных как Kurzhauber, есть и непосредственно в Витебске. Более тяжелая автоцистерна на шасси Mercedes-Benz 1113 оснащена дубль-кабиной, а кузов построен той же фирмой Carl Metz. Год выпуска — тоже 1966-й» — Onliner.
Читайте также:
Материал создан при поддержке проекта SFERА