Найти тему
SFERA – Pro Историю

Неубиваемые грузовики, которым уже больше 60 лет (вы о них не знаете)

Оглавление

В середине XX века появились грузовики нестандартной конструкции, которым было суждено еще долгое время оставаться в статусе самых неубиваемых машин, подходящих для максимально непригодных условий. Что подтолкнуло к разработке необычных грузовиков и чем они отличались от остальных?

SFERA – Pro Историю — Подписывайтесь на канал...
SFERA – Pro Историю — Подписывайтесь на канал...

Грузовики с коротким капотом

В 1959 году в Германии стартовало серийное производство Mercedes-Benz Kurzhauber («короткий капот»), что стало началом новой эпохи в автомобильной индустрии. До этого момента стандартный магистральный автопоезд состоял из тягача и прицепа, оснащался двигателями в 200 л. с. и расходовал около 50 л на 100 км. Чтобы стать водителем такой машины, требовалось иметь немалую физическую силу и к тому же быть готовым к постоянному оглушительному шуму и невозможности полноценно отдохнуть. 

Капотные грузовики были слишком массивными и неповоротливыми, а потому требовалось создать нечто более современное. Так, к концу 50-х появился курносый Kurzhauber, который сочетал в себе достоинства капотных и бескапотных моделей. Отсутствие длинного «носа» делало машину маневреннее, что позволяло ей свободно перемещаться по узким европейским улицам:

«Так курносый Mercedes-Benz L 328, представленный в 1961 году <...> имел радиус поворота на 1,2 м меньше, чем сопоставимый с ним по грузоподъёмности капотный Mercedes-Benz L 312», — пишет «Грузовик Пресс».
SFERA – Pro Историю — Подписывайтесь на канал...
SFERA – Pro Историю — Подписывайтесь на канал...

Вместе с тем новые модели отличались повышенной управляемостью, шириной обзора и мощностью. Первые грузовики получили 10,81-литровые дизельные двигатели OM 346 мощностью 192-218 л. с., а созданные позднее OM 355 выдавали 210-240 л. с. В отличие от бескапотных грузовиков, курносые машины обеспечивали более высокий уровень безопасности внутри кабины. 

Многочисленные достоинства принесли Kurzhauber бешеную популярность по всему миру.

SFERA – Pro Историю — Подписывайтесь на канал...
SFERA – Pro Историю — Подписывайтесь на канал...

От Африки до СССР

Грузовики Kurzhauber массово отправлялись на экспорт и пользовались спросом по всему миру. Их превосходные ходовые качества и высокая грузоподъемность пришлись как нельзя кстати на Ближнем Востоке, в Африке, Южной Америке, Индии. Там немецкие машины, загруженные зачастую даже больше положенного, перевозили грузы в условиях бездорожья. А всё потому, что производитель изначально заложил повышенный запас прочности в узлы и агрегаты — это сделало грузовые автомобили Kurzhauber просто неубиваемыми.

Впоследствии в Бразилии, Аргентине, Южной Африке, Южной и даже Северной Америке наладили производство грузовиков из поставляемых Германией машинокомплектов.

В 1960-70-х немецкие машины попали и к советским инженерам:

«…осенью 1970 года в руки специалистов НАМИ попали сразу три курносых «мерса»: полноприводный карьерный самосвал Mercedes-Benz LAK 2624 6х6 (typ 343) с кузовом Meiller-Kipper, бортовой Mercedes-Benz L 1817 6х4 (typ 360) и трёхосный Mercedes-Benz LP 1113 (typ 358) с 3-сторонней разгрузкой» — «Грузовик Пресс».
SFERA – Pro Историю — Подписывайтесь на канал...
SFERA – Pro Историю — Подписывайтесь на канал...

Специалисты из НАМИ изучали иностранную технику, проводили крупноузловую разборку, исследовали каждый элемент в отдельности. В 1970 году из компонентов Mack R 410S и бескапотного Mercedes-Benz LP 1620 собрали грузовик КАМС, ставший предшественником легендарного КАМАЗа. 

Но вскоре после этого лавочка прикрылась: курносые грузовики в СССР практически вывели из эксплуатации — впрочем, некоторые из них вроде как участвовали в строительстве объектов для Олимпиады-80. Производство машин Kurzhauber в Германии прекратилось в 1995 году. В 90-е в России еще сохранившиеся немецкие грузовики закупали за рубежом уже частные лица. 

Знаменитые Kurzhauber и сейчас можно встретить на дорогах тех стран, куда они экспортировались, и далеко идти не надо. Короткокапотные автомобили всё еще используются белорусским МЧС:

«Еще один вариант на шасси этого же семейства классических Mercedes-Benz, известных как Kurzhauber, есть и непосредственно в Витебске. Более тяжелая автоцистерна на шасси Mercedes-Benz 1113 оснащена дубль-кабиной, а кузов построен той же фирмой Carl Metz. Год выпуска — тоже 1966-й» — Onliner.

Читайте также:

Почему армейский штык-нож 6х4 для АК-74 был такой тупой?
SFERA – Pro Историю9 ноября 2023
Он бежал в 1945 году в США, но даже там его нашли органы КГБ. О судьбе одного предателя
SFERA – Pro Историю10 ноября 2023
Материал создан при поддержке проекта SFERА