"А вы знаете, как Александр Зайцев из "Пушкина" - когда он ещё был гендиректором "Пушкина", он мне рассказывал - как он делал? Он очень хорошую вещь сказал".
А вот и знаменитое "Пояснение для новых читающих".
Итак, Олег Назаров - человек без определённого рода занятий, хотя прежде таких называли "пиарщиками", потом - "шоуменами", а ныне это у нас "ивентщики". Вродь как, эксперт в области маркетинга ресторанов, профессиональный "продвиженец", как он сам себя называет, а также писатель, не так давно рәхәтләнеп издал десятую книгу. А меж тем в своё время он выступал с каким-то Петросяном, какой-то Кларой Новиковой и какими-то другими, будучи автором хохм как для них, так и, позже, для себя.
В 90-е, на заре отечественного музыкального ТВ, стал продюсером дуэта "Попугай", от коего в золотой фонд человеческой культуры достались шлягеры "Эх, Владимир Вольфович!", "Зелёные лосины" и т.д.
Потом он собирал деньги за ротацию клипов со всей российской эстрады (не платили двое: какая-то Пугачёва и какой-то Леонтьев).
А теперь он разъезжает по ресторанам Отечества и глаголет о том, как надо и как не надо.
Собственно, вот что он рассказывает о том, как можно придумывать какие-то истории про какое-то блюдо в ресторане:
"Он говорит, вот как мы придумываем, вот, истории, у них же весь ресторан в этих историях: мы приглашаем 10 официантов, говорим: "Нам нужно придумать какую-то интересную историю про какое-то блюдо. Кто лучше всех придумает - тому, там, 200 долларов.
Через десять, через, не знаю, там, неделю у него 10 историй: 7 - полное дьрьмо, 2 - приличных, 1 - хорошая. Да, и ему 200 долларов, а всем коллективом учим".
От этой байки хорошо оттолкнуться, потому что:
А. Просто прекрасно, когда работающие в ресторане люди могут извлечь из шараги дополнительные деньги за дополнительный же труд:
- кто-то может вести аккаунт ресторана в социальной сети (а то обычно этим занимаются некие такие особые, непостижимо удалённые SMMщики, что значит - посты неинтересные, под копирку, абсолютно никому не нужные);
- кто-то может взять на себя обязательство содержать склад в отличном состоянии (а то обычно склад живёт сам по себе, убираются там в лучшем случае раз в месяц, что неизбежно приводит склад в то состояние, о котором сказал когда-то Михаил Задорнов, дай ему Бог здоровья: "Знаете, что наши люди хранят на балконах? Всё. Что не поместилось в квартире");
- кто-то может единолично обновить всю чайную карту, если хорошо разбирается и готов организовать появление в ассортименте новых тизанов (а то обычно люди и не знают, что такое тизан, и тут прозорливый читающий, которого на мякине не проведёшь, конечно, спросит, дескать, а что такое тизан?);
- кто-то может, как автор этих правидивых строк в своё время, обучать персонал, типа прочесть лекцию на оплаченную директором тему, тоси-боси (а то, что никому из персонала это не интересно, но всех бедолаг менеджмент ресторана загнал как школьников на мероприятие в актовый зал под угрозой тройки в четверти, только придаёт шарма);
- кто-то может развозить персонал по домам в конце смены (а то такси пока вызовешь на всех, плюс расходы ресторана на это очень большие, за лето-осень траты на отправить после смены всех отработавших домой выросли на 300 тысяч рублей в месяц, в то же время если развозить будут свои же люди, у которых личный автомобиль - повара, бармены - деньги хотя бы не будут уходить совершенно левым людям, всяко лучше поддерживать своих сотрудников);
- кто-то может подкладывать заражённые патогенами кнопки под гостей, пьющих замечательное кофе капучино с корицей погорячее, чтобы с ними случилось то же, что в своё время с отцом величайшего из когда-либо писавших на русском языке поэтов.
Того самого, который потом упоминал в стихах только маму и сестёр:
"Мама! Ваш сын прекрасно болен!
Мама! У него пожар сердца.
Скажите сестрам,
Люде и Оле, —
ему уже некуда деться".
И так далее.
Естественно, что лучшие какие-то истории про какие-то блюда в ресторане может придумать только человек, непосредственно работающий в этом каком-то ресторане с этими какими-то блюдами. А вовсе не нанятый со стороны левый персонаж, абсолютно никак не связанный с этим рестораном, а зачастую - и с ресторанным бизнесом вообще.
Беда в том, что рукоЙводители нашенских тутошних отечественных ресторанов почему-то более охотно слушают вышеупомянутых левых персонажей, абсолютно никак не связанных с этим рестораном, а зачастую - и с ресторанным бизнесом вообще. А не собственных официантов.
Собственных официантов 99,99% рестораторов воспринимают как в принципе сообразительных, милых, поддающихся дрессировке - а всё-таки неразумных существ.
Что неизбежно ведёт к тому, что официанты перестают генерировать интересные идеи, ведь это как со стенкой разговаривать.
Б. Что касается "историй", которые раньше никого не интересовали, зато потом все хором сбрендили и поменялись: теперь, оказывается, недостаточно подать гостю качественную еду по адекватной цене, теперь необходимо рассказать ему историю об этой еде.
Конретные примеры:
1. Работал я как-то в одном из весьма известных заведений гастрономической столицы России, где подавали, помимо многого прочего, волжскую уху. И вот о ней полагалось сообщать изумлённым гостям следующее: эта уха - воспоминания о летнем отдыхе на берегу Камского устья нашего шефа. Мы в точности повторили его фирменный рецепт ухи, а в процессе приготовления окунаем ненадолго в бульон горелое полено - так создаётся впечатление, что уха приготовлена где-то на берегу озера.
2. В другом, но тоже весьма известном заведении гастрономической столицы России, официантом к месту (или нет) упоминалось, что название ресторана несёт в себе исторический характер, ведь на этом же месте ещё во времена Советского Союза находилось легендарное заведение с тем же названием. Умолчим, что учредители довели своё предыдущее заведение до чистого убытка в 4,5 миллиона рублей, ну а что вы хотели от сыновей уважаемого в городе человека?
3. На улице какого-то Бутлерова, Александра Михайловича, есть заведение, где подают, помимо многого прочего, десерт под названием "Анна Станиславовна". Официанта говорят о нём, что это "наш вариант "Анны Павловой", только без ягод", но немногие знают правду: десерт сей к "Павловой" не имеет никакого отношения, это мне владелец того кафе сам рассказывал, а десерт их шеф-повар назвал в честь своей дочери.
4. Но любимая моя история про подаваемую в ресторане еду - это как однажды мне рассказывал другой шеф другого же заведения, что пришёл он как-то давным-давно на свою самую первую смену в это заведение, простым поваром. А шефом у них тогда была женщина. Её он увидел спящей под печью для пиццы. Когда великого кулинара растолкали и сообщили, что на смену пришёл новый повар, надо бы показать, где что лежит и прочее - она тяжело, хрипя и матерясь, встала, дохнула алкогольными парами, хрюкнула, почесалась, спросила, есть ли в долг сто рублей на опохмел, она отдаст потом. У человека, которого видит первую минуту в жизни.
Так вот, говорил мне тот шеф, салат под названием "Инсалата папиано" - это же она придумала.