Найти тему

Автобусы "Зенита". На чем возили футболистов знаменитого клуба?

Оглавление
Футбольный клуб "Зенит" уже давно стал одним из символов Санкт-Петербурга. Через два года ему исполняется 100 лет, поэтому мы решили заранее поздравить его статьей, посвященной "Зениту". Шутка! Серьезного повода для написания данного материала не было. Однако от этого менее безынтересным он не становится. Приятного прочтения!

Спустя два месяца затишья наш Дзен-канал вновь продолжает свою деятельность! С вами вновь ваш несменный проводник в мир пассажирского транспорта @Troll&Bus, и сегодня я хотел бы ненадолго окунуть вас в мир футбола. Нет, вы не подумайте, наш канал не перепрофилируется. Я и сам далек от футбола, как москвичи от жителей регионов. Однако, есть кое-что в футболе, связанное с основной темой нашего канала - с автобусами.

Вот уже много лет футбольные команды передвигаются на автобусах. Этот вид пассажирского транспорта давно стал в том числе имиджевой частью футбольных клубов. В наше время покупаются самые дорогие модели междугородних лайнеров, для которых создается эксклюзивный дизайн с цветами и логотипами клуба.

Mercedes-Benz Travego II 15RHD футбольного клуба "Спартак"
Mercedes-Benz Travego II 15RHD футбольного клуба "Спартак"
Irizar i8 знаменитого английского футбольного клуба "Ливерпуль"
Irizar i8 знаменитого английского футбольного клуба "Ливерпуль"
Neoplan P22 N2216/3SHDL Tourliner SHDL футбольного клуба "Динамо"
Neoplan P22 N2216/3SHDL Tourliner SHDL футбольного клуба "Динамо"
MAN Lion's Coach гамбургского футбольного клуба
MAN Lion's Coach гамбургского футбольного клуба

Как можно увидеть на фотографиях, ни зарубежные, ни отечественные футбольные клубы не экономят на автобусах. "МАНы", "Неопланы", Мерседесы" - на меньшее звезды футбола не согласны.

Герои моего сегодняшнего материала также не поскупились на технику. В их владении в разные годы побывали и Mercedes-Benz, и Setra, и Neoplan, и даже "Икарусы". Последние стали поводом, но не причиной написания данного материала. Итак, сегодня речь пойдет об автобусах по-настоящему легендарного футбольного клуба из Санкт-Петербурга - "Зенита"!

-6

Количество регалий у этого футбольного клуба по-настоящему выдающееся:

  • один из шестнадцати клубов, выступающих в Российской премьер-лиге;
  • чемпион СССР 1984;
  • девятикратный чемпион России;
  • обладатель Кубка СССР 1944;
  • четырёхкратный обладатель Кубка России;
  • обладатель Кубка сезона 1985;
  • восьмикратный обладатель Суперкубка России;
  • обладатель Кубка Премьер-лиги 2003;
  • обладатель Кубка УЕФА 2007/08;
  • обладатель Суперкубка УЕФА 2008.
-7
-8

И под стать достижениям клуба, у него всегда был выдающийся транспорт. Чтобы повествование было более лаконичным, я решил разбить рассказ об автобусах клуба по периодам. Начнем мы с советского времени, а закончим уже в 2023 году. Присаживаетесь поудобнее - мы отправляемся!

СССР

Именно советский период является точкой отсчета истории "Зенита". Насчет даты основания ведется довольно много споров, однако в данной статье я буду придерживаться официальной даты рождения клуба - 25 мая 1925 года.

-9

Организована футбольная команда была из физкультурного кружка Ленинградского металлического завода (ЛМЗ), с 1929 года ставшего носить имя Сталина. Уже в 1931 году "Зенит" принял участие в чемпионате города, а в 1936 году дебютировал в чемпионате СССР, тем самым став одной из флагманских футбольных команд страны.

-10

Несмотря на то, что "Зенит" в сознании моих соотечественников всегда считался такой же неотъемлемой частью советского футбола, как "Динамо", "ЦСКА" и "Спартак", в чемпионате СССР футбольная команда из Ленинграда победила лишь однажды - в 1984 году. Впрочем, и без большого количества чемпионских титулов, команда заслуживала культового статуса.

Но ведь мы здесь собрались не для того, чтобы вспоминать регалии команды, не так ли? На чем же все-таки передвигались футболисты "Зенита"? К сожалению, мне удалось найти информацию лишь о позднесоветском периоде, а именно о 80-х годах. В то время культовая команда использовала для своих нужд не менее культовый автобус - Ikarus 250. Это был флагман венгерского производителя автобусов. Большой, комфортабельный, современный - этот междугородний крейсер прекрасно подходил для поездок футболистов "Зенита" на чемпионаты.

-11

Что касается, конкретного экземпляра, то выпущен он был в 1984 году и представлял собой модификацию Ikarus 250.59. Это, к слову, одна из самых массовых модификаций 250-го. Отличалась она наличием двух автоматических дверей, а также более узкими окнами по бортам.

Интересно, конечно, было бы узнать, какой транспорт использовали зенитовцы в 60-е или 70-е годы. Может быть это был небольшой ПАЗ-672, а может пригородный ЛАЗ-695? А вдруг уже в те годы футболисты ездили на междугородних автобусах вроде ЛАЗ-699? Пока все это остается за завесой тайны, ну а мы плавно перемещаемся в 90-е.

90-е

"Лихие" девяностые можно охарактеризовать, как темные времена для футбольной команды. При этом именно в эти годы клуб сформировался в том виде, в котором мы знаем его сейчас. В 1993 году было зарегистрировано закрытое акционерное общество «ФК „Зенит“», президентом которого стал вице-мэр Санкт-Петербурга Виталий Мутко.

«Зенит» в 90-е: последний раз, когда он был ни о чем

Первый в истории чемпионат России по футболу (1992) закончился для «Зенита» провалом. Команда вылетела в Первую лигу ПФЛ, где начала сезон-1993 вместе с «Интерросом», «Светотехникой», футбольным магнитогорским «Металлургом» и казанским «Рубином». Вернулись только в 1995-м, после прихода Садырина. А до этого было несколько предельно унылых лет.

Иван Жидков, главный редактор газеты «Спорт День за Днем» – в интервью Sports.ru: «Мои ассоциации – пустой стадион Кирова, на который никто не ходил, абсолютно безнадежная атмосфера вокруг «Зенита» и понимание, что клуб-чемпион 1984 года превратился в клуб-неудачник».

Максим Боков, бывший защитник «Зенита» (1990-1996) – в интервью Sports.ru: «По большому счету тогда команда никому не была нужна – ни болельщикам, ни руководству города. Тысячи полторы приходили. В одной и той же скудной экипировке ездили в метро. Никакой реакции от людей».

Максим Дукельский, болельщик «Зенита» – в интервью Sports.ru: «До прихода спонсоров в середине 90-х команда периодически передвигалась в плацкарте. Причем там стояли какие-то телевизоры и другие вещи, которые брали, чтобы отбить дорогу. Автобусы, которые предоставляли, были такого качества, что фанатам, которых брали с собой, иногда приходилось эти автобусы выталкивать».

Впрочем, касательно автобусов я с заявлением болельщика никак не могу согласиться. Даже в 90-е годы автопарк футбольного клуба давал немало поводов для зависти. Клуб не стал изменять себе и продолжил пользоваться автобусами венгерского производителя. И хоть "Икарусы" теперь поставлялись не из дружественной Венгерской Народной Республики, а из вполне себе капиталистической Венгрии, хуже автобусы от этого не становились. В 1992 году "Зенит" сменил свой практически десятилетний Ikarus 250 на новенький Ikarus 365.

Хоть фотография и не слишком хорошего качества, а автобус на ней изображен не целиком, тем не менее - это интересный артефакт из прошлого, ведь сделана она в 1997 году.
Хоть фотография и не слишком хорошего качества, а автобус на ней изображен не целиком, тем не менее - это интересный артефакт из прошлого, ведь сделана она в 1997 году.

Автобус представлял собой модель новейшего "трехсотого" семейства, которая во многом превосходила своих предшественников 200-й серии. Увы, большого распространения эти автобусы не получили ни в России, ни в странах Европы. Но тем интереснее факт существования такой машины у нашего футбольного клуба.

В 1997 году к 365-му присоединился еще один Икарус. Им стал Ikarus EAG 398.20/E98.20 голубого цвета. Это еще один представитель 300-й серии, созданный специально для междугороднего сообщения на шасси Csepel 856.16.

Это фотография сделана предположительно пресс-службой на территории IKARUS SPECIAL COACH FACTORY в 1997 году.
Это фотография сделана предположительно пресс-службой на территории IKARUS SPECIAL COACH FACTORY в 1997 году.

Эти автобусы ничуть не уступали своим европейским аналогам, в лице MAN, Setra, Mercedes-Benz и Neoplan. Однако составить полноценную конкуренцию этим автобусам венграм не удалось, поскольку к моменту распада социалистического блока рынок пассажирских перевозок был уже поделен между немецкими производителями и "Икарусу", к сожалению, в нем места не нашлось.

Так что не один "Зенит" переживал нелегкие времена в 90-е. Производитель, чьими автобусами футболисты пользовались, находился в глубоком кризисе, из которого ему, увы, выбраться уже не удастся. В отличии от зенитовцев...

Самое яркое событие в истории «Зенита» 90-х – победа в Кубке России. Финал против «Динамо» проходил в Москве, «Зенит» пропустил первым (забил Писарев), но во втором тайме дубль Панова и гол Максимюка принесли питерцам первый титул за 14 лет. С этой победы начался настоящий подъем клуба, темные времена «Зенита» 90-х закончились.

00-е

Ikarus EAG 398.20 (дата снимка: август 2000 года)
Ikarus EAG 398.20 (дата снимка: август 2000 года)
Футболисты загружают свои вещи в багажные отсеки Икаруса. Кубок Интертото 2000. Финал 1-го матча (Источник: https://www.youtube.com/watch?v=cLl14w5wIaE)
Футболисты загружают свои вещи в багажные отсеки Икаруса. Кубок Интертото 2000. Финал 1-го матча (Источник: https://www.youtube.com/watch?v=cLl14w5wIaE)

С приходом нового тысячелетия футбольный клуб также получил и новый автобус. В октябре 2000 года на смену "Икарусу" пришел Mercedes-Benz O560 Intouro RH. Этот немецкий автобус турецкого происхождения может и не был той же породы, как его собратья, собранные в Германии, однако для России начала нулевых он был самой настоящей иномаркой.

Фотография была сделана в начале "нулевых". На ней автобус еще темно-синего цвета. Позже его перекрасят в бело-голубой.
Фотография была сделана в начале "нулевых". На ней автобус еще темно-синего цвета. Позже его перекрасят в бело-голубой.

Автобус предназначался в первую очередь для пригородного сообщения, поэтому полноценной заменой междугородних "Икарусов", приобретенных футбольным клубом в 90-е, он не стал. Впрочем, даже пригородный "Мерседес-Бенц" турецкого производства остается "Мерседесом". Так что не думаю, что футболисты сильно расстроились. Тем более, что на момент получения машины клубом, Mercedes-Benz Intouro был абсолютно новой моделью (впервые его показали в 1999 году).

К середине нулевых автобус был обклеен в новую бело-голубую ливрею.
К середине нулевых автобус был обклеен в новую бело-голубую ливрею.

Ненадолго отойду от автобусной тематики, чтобы упомянуть о достижениях команды в начале нулевых годов. Сезон 2001 года «Зенит» начал феерически: 6 матчей – 5 побед и лидерство в чемпионате. Правда, последовавший за этим традиционный «майский спад» на время выбил зенитовцев из лидирующей группы. Но всё же было понятно: в этом сезоне «Зенит» своего не упустит. Уж больно ярко и впечатляюще смотрелась игра команды, к августу вновь вернувшейся в тройку лидеров. И вскоре состоялся матч, после которого всем стало ясно: одно место на пьедестале забронировано. И забронировано «Зенитом».

-18

Но и без того исход встречи уже не вызывал никаких сомнений. А незадолго до финального свистка Аршавин добил армейцев, забив 6-й гол в их ворота и закрепив, таким образом, самую крупную победу «Зенита» над ЦСКА – 6:1.

К концу 00-х годов Intouro вновь "сменил имидж"
К концу 00-х годов Intouro вновь "сменил имидж"
-20

ФК «Зенит» (Санкт-Петербург) в сезоне 2007 впервые в своей истории выиграл чемпионат России по футболу. Это был второй чемпионский титул клуба в истории. В этом же году футбольный клуб получил новый автобус. Им снова стал "Мерседес", но на сей раз классом выше. Mercedes-Benz Travego II 15RHD, являющийся флагманом модельного ряда компании, без ложной скромности можно назвать одним из лучших междугородних лайнеров того времени. Так что автобус вполне можно считать достойным подарком для чемпионов.

-21

Автобус оснащался двигателем Mercedes OM 457 hLA объёмом 11,97 литров и мощностью в 354 л.с., что гарантировало отличные динамические характеристики. Салон автобус имел стандартный, однако уровень комфорта был на высоте. Ну а для 2007 года это был и вовсе космос. Напомню, в те годы на линии между городами все еще массово работали Икарусы 200-й серии и подержанные автобусы из Европы, выпущенные в 80-е и 90-е годы.

-22

Экстерьер автобуса был оформлен ровно таким же образом, что и у Mercedes-Benz Intouro.

-23

Данный экземпляр был выпущен в Турции, о чем говорят первые три буквы (NMB) в VIN-номере. При этом модель Travego также могла выпускаться и в самой Германии.

-24

Именно этот автобус стал полноценной заменой Ikarus EAG 398.20, тем самым закрыв страницу в долгой истории взаимодействия петербургского футбольного клуба и венгерского производителя автобусов.

На просторах интернета мне удалось найти интересное интервью времен, когда команда ездила на Mercedes-Benz Travego II. В нем водитель рассказывает о том, какого было возить звезд футбола. Я не стану давать выдержки из этого материала, а просто дам ссылку на него.

Водитель Зенита раскрыл секреты побед команды
Павел Погребняк и Анатолий Тимощук после победы "Зенита" в Кубке УЕФА (2008)
Павел Погребняк и Анатолий Тимощук после победы "Зенита" в Кубке УЕФА (2008)

В конечном итоге нулевые годы стали периодом ренессанса для "Зенита". Он получил первый чемпионский титул спустя более чем двадцать лет, стал обладателем кубка премьер-лиги. По оценкам немецкой конторы «Sport+Markt» в 2008 году «Зенит» входил в десятку самых популярных клубов Европы. Но наибольшее количество побед будут ждать футбольный клуб уже в следующем десятилетии.

10-е

Успехи команды в новом десятилетии не заставили себя ждать. Свое последующее звание чемпиона по футболу команда завоевала уже в 2010 году, когда с треском разгромила "Ростов" со счетом 5:0. Тогда победа "Зенита" была по-настоящему блестящей. Предшественником данной победы стал окончательный разгром на домашнем поле "Алании", а также существенный отрыв от главных конкурентов в 24 туре 2010 года (от "Рубина" и ЦСКА, который составил 6 и 9 очков соответственно).

-26

Еще раз слава победителей настигла "Зенит" 28 апреля 2012 года (в сезоне 2011 - 2012), когда питерская команда футболистов за три тура до завершения турнира обошла московское "Динамо" со счетом 2:1. Матч состоялся на домашнем поле "Зенита", который гостеприимно уступил гостям лишь 1 гол. Победа в чемпионате принесла команде уже третье звание чемпиона. Два титула подряд "Зенит" сумел взять под руководством итальянского специалиста Лучано Спаллетти.

В 2014 году автобус клуба получил обновленную ливрею. И нужно отметить, что выглядела она действительно интересно, особенно по сравнению с тем дизайном, что использовался на автобусах "Зенита" ранее.

-27

Главной особенностью ливреи стал разумеется синегривый лев - главный символ болельщиков "Зенита". Но не менее интересно был выполнен градиентный переход от белого до синего цвета.

-28

Впрочем, проездил Mercedes-Benz Travego II в данной ливрее совсем недолго. Уже в 2015 году у него появилась замена в лице Setra S419GT-HD. Этот междугородний лайнер выделялся огромной длиной в 14 метров и тремя осями. Разумеется, благодаря увеличенной длине, значительно вырос и уровень комфорта в салоне, что немаловажно для футболистов.

-29
II Петербургский международный инновационный форум пассажирского транспорта «SmartTRANSPORT» (2016)
II Петербургский международный инновационный форум пассажирского транспорта «SmartTRANSPORT» (2016)

Кстати, в очередной раз новый автобус стал своеобразным подарком к чемпионскому титулу для команды. Последняя победа "Зенита" стала настоящим триумфом. Помимо того, что в сезоне 2014-15 команда за 2 тура до завершения лиги стала чемпионом, отвоевав это звание у московского ЦСКА, "Зенит" установил новый рекорд, которым до этого момента не могла похвастаться ни одна команда премьер-лиги. Футболисты, начиная с 8 тура, одержали 8 побед подряд, что позволило им заслуженно получить звание чемпиона.

-31

В 2019 году зенитовцы отметились проехав по центру Санкт-Петербурга на золотом автобусе в рамках второй части чемпионского парада. В качестве автобуса использовался китайский двухэтажник Higer KLQ6109GS, который в остальное время катает экскурсии по Санкт-Петербургу (но не такие душевные, как мы).

-32
-33
«Зенит» проехал по Невскому проспекту на золотом автобусе

В том же 2019 на улицах города можно было заметить линейные автобусы в клубных цветах "Зенита". Ливрею футбольного клуба примерили на себя МАЗы и Волгабасы. Первыми пассажирами стали сами футболисты.

-34
-35
-36
-37

В общем и целом, 10-е годы для команды выдались крайне насыщенными. Команда за это время выиграла сразу три чемпионата России по футболу, тем самым значительно подняв свой имидж в глазах общественности. Начиная именно с этого периода, "Зенит" стал считаться одной из самых престижных команд в России.

Наши дни

Наконец, историческая часть моей статьи подошла к концу. Настало время рассказать, как поживает "Зенит" в последние несколько лет. Без всяких отступлений сразу перейду к автобусам сине-бело-голубых. Тем более, что уже в начале 2021 года у них появился новый автобус с длинным названием Neoplan P21 N2216SHD Tourliner SHD. По сравнению с "Зетрой" автобус кажется шагом назад, поскольку у него, как и у предыдущих автобусов клуба две оси и стандартная длина в 12 метров. Но, видимо, что-то заставило отказаться от Setra в пользу Neoplan. В любом случае, автобус и в коротком исполнении остается очень достойным.

-38

Вот что писали о новом автобусе СМИ:

"У петербургского «Зенита» появился новый клубный автобус. Об этом сообщает пресс-служба сине-бело-голубых.

На бортах были нанесены увеличенные клубные стрелки, а также изображения бронзовых львов, вдохновлённые многочисленными петербургскими скульптурами и барельефами.

— Поза животного демонстрирует готовность до последнего защищать честь города, а раскрытая пасть и обнажённые клыки символизируют силу и атакующую мощь чемпиона России, — говорится в сообщении.

Болельщики смогут увидеть новый автобус «Зенита» уже в ближайшую субботу перед матчем с грозненским «Ахматом». Встреча пройдёт 13 марта и начнётся в 16:30."

-39

В мае 2022 года Neoplan радикально сменил имидж. Сине-бело-голубые цвета остались в прошлом. Автобус теперь щеголял кузовом, обклеенным золотой пленкой с огромной надписью "Чемпионы". Сам я, иначе, как китчем, данную раскраску назвать не могу. При всем уважении к команде, такая ливрея выглядит слишком броско и безвкусно. Думаю, что болельщики и без огромного напоминания о чемпионских титулах "Зенита" не забыли бы о победах любимой команды.

-40
-41
-42

Не могу не упомянуть, что 7 мая 2023 года одержав победу в домашнем матче над московским «Спартаком» (3:2), «Зенит» досрочно, за четыре тура до окончания чемпионата, стал чемпионом России пятый раз подряд.

-43

Таким образом компания продолжает демонстрировать своим болельщикам, что команду стоит любить не только за ее прошлые заслуги. "Зенит" продолжает оставаться на пике своей славы и вряд ли позволит себе сдать позиции.

-44

К концу 2023 года у футбольного клуба никаких изменений касательно их транспорта не произошло. Neoplan продолжает оставаться клубным автобусом "Зенита". Таким образом уже более двадцати лет именно техника из Германии помогает команде попасть . Впрочем, возможно уже совсем скоро немецкие автобусы освободят место для новых китайских "Жонгтонгов", "Ютонгов" и "Кинг Лонгов", которые сейчас стремительно набирают популярность в нашей стране, как в свое время венгерские "Икарусы" отдали это место "немцам".

Ну а на этом основная часть истории о "Зените" и его автобусах подходит к концу. Однако не спешите закрывать статью. Ниже вас ожидает небольшой бонус от меня.

Бонус: Жизнь после Зенита

Возможно, после прочтения статьи некоторые задались вопросом: "А что же стало с автобусами после завершения их карьеры в "Зените"?" Этот раздел является ответом на данный вопрос. Спойлер: практически все автобусы продолжают эксплуатироваться, но обо всем по порядку.

Итак, начнем с Ikarus 365. Этот автобус проработал в качестве клубного автобуса "Зенита" практически десять лет, с 1992 по 2001 год. После этого он был передан компании ООО "РосАвто", где работал на заказах.

-45
-46
-47

Вплоть до 2021 года автобус продолжал эксплуатироваться, но на момент 2023-го его судьба, увы, неизвестна. Возможно, что автобуса уже не существует.

Следующий наш герой - это второй зенитовский "Икарус - модель Ikarus EAG 398.20/E98.20. Он проработал у сине-бело-голубых ровно десять лет, с 1997 по 2007 год, после чего был продан частному лицу, у которого работал на заказах.

Вот в таком неприглядном виде можно было встретить бывший зенитовский "Икарус".
Вот в таком неприглядном виде можно было встретить бывший зенитовский "Икарус".

После автобус еще несколько раз переходил из рук в руки. Но вот что интересно, автобус продолжает эксплуатироваться по сей день. Я сам периодически его встречаю на дорогах Санкт-Петербурга.

Фотографии сделаны летом 2023 года. На них автобус выглядит очень даже неплохо. Приятно, что он сохранил свою заводскую окраску, с которой он когда-то попал к "Зениту"
Фотографии сделаны летом 2023 года. На них автобус выглядит очень даже неплохо. Приятно, что он сохранил свою заводскую окраску, с которой он когда-то попал к "Зениту"
-50
-51
-52

Даже немного грустно видеть машину с такой интересной историей в качестве простой развозки, а не музейного автобуса. Впрочем, это всяк лучше судьбы гнить где-нибудь на задворках в ожидании порезки.

От "Икарусов" переходим к "Мерседесам". Mercedes-Benz O560 Intouro RH принадлежал "Зениту" практически 12 лет, с 2000 по 2012 год. После он был продан ИП Суртаеву Павлу Борисовичу и до 2020 года эксплуатировался у него. Интересно, что у автобуса на передней маске сохранилась эмблема "Зенита", напоминающая нам о его славном прошлом.

-53
-54

В 2020-м автобус был передан в ООО "Невский Бриз" и на этом его следы обрываются. Он вроде как продолжает эксплуатироваться и по сей день, но каких-то доказательств этого я найти не смог.

Mercedes-Benz Travego II 15RHD был клубным автобусом сравнительно недолго по сравнению с Intouro. Зенитовцы ездили на нем с 2007 по 2015 год, т.е. восемь лет. После он был передан в ООО "Балтийские Линии" и работал там... Разумеется, заказным, как и все предыдущие герои этого раздела.

-55

В апреле 2019 года автобус продали в Московскую область, где позже он был перекрашен в белый цвет. Принадлежит он предприятию ООО "Алекс и с" и судя по внешнему виду, на покой уйдет еще не скоро.

-56

Ну и последним автобусом от которого избавился "Зенит" стала их Setra S419GT-HD. Интересно, что футбольный клуб владел автобусом всего пять лет, с 2016 по 2021 год. Кроме того, обычно у команды всегда было два автобуса одновременно, но в этот раз было принято решение оставить "Неоплан" в одиночестве, а "Зетру" продать. Продали ее во Владимирскую область, где она работает на заказных перевозках.

-57

Вот такая вот неуникальная судьба получилась у такой уникальной техники. Вчера эти автобусы возили футболистов одной из самых знаменитых команд РФ, а сегодня работают заурядными заказными автобусами. Интересно, вспомнят ли когда-нибудь о звездном прошлом этих автобусов и удостоят их чести быть частью музейной экспозиции или же им придется разделить судьбу своих менее звездных собратьев и в конце эксплуатации отправиться на металлоприемку? Вопрос, разумеется, открытый.

На этой слегка грустной ноте я заканчиваю свое повествование. Всем пока и до новых встреч на канале!

Ссылки на источники:

База данных / Фотогалерея
Автобус «Зенита» украшен синегривым львом
Сколько раз Зенит был чемпионом
«Зенит» проехал по Невскому проспекту на золотом автобусе
На улицах Петербурга появились городские автобусы в клубных цветах, зенитовцы стали первыми пассажирами - новости на официальном сайте ФК Зенит
В «Зените» отреагировали на информацию о вспышке коронавируса в команде
У «Зенита» появился новый клубный автобус с бронзовыми львами — видео
«Зенит» представляет новый автобус основного состава сине-бело-голубых - новости на официальном сайте ФК Зенит
«Зенит» приехал на игру с «Химками» на автобусе золотого цвета
«Спартак» повержен. «Зенит» завоевал чемпионство и вторую звезду
Стал известен маршрут чемпионского автобуса с игроками «Зенита»