Найти тему
ПроАвтобизнес

LIAZ, да не тот. Или как отечественные дальнобойщики получили комфорт в кабине

В мировой автомобильной истории было забавное совпадение - две марки, которые на слух воспринимались одинаково. Но разница была в написании. Одна – кириллицей, другая –  латиницей.

Понятно, что в первом случае речь идет о российской марке автобусов ЛИАЗ. Так был «зашифрован» Ликинский автобусный завод, расположенный в Подмосковье (г.Ликино-Дулево), которому в далеком 1958 году было передано автобусное производство с московского Завода имени Лихачева. Cегодня это предприятие входит в автобусный дивизион Группы ГАЗ.

Партия ЛИАЗ-5292 для Великого Новгорода передана в октябре
Партия ЛИАЗ-5292 для Великого Новгорода передана в октябре

И вот какая печаль. Если еще несколько лет назад на поставляемых в российские города автобусах на передней панели под лобовым было написано ЛИАЗ, то в последние годы в качестве логотипа все чаще стал появляться «горьковский олень». На автобусах последних поставок логотипа «ЛИАЗ» больше нет. Правда, на автобусе нового семейства CityMax 12, которое было продемонстрировано на московской выставке Comtrans-2023 логотип ЛИАЗ все же украшал выставочный образец.  Так что же скрывается под другим ЛИАЗом, наименование которой написано латиницей?

Логотип ЛИАЗ на выставочном автобусе CityMax12
Логотип ЛИАЗ на выставочном автобусе CityMax12

Чешская марка LIAZ, которая недавно прекратила свое существование, получила свое название от городка Либерец, на севере Чехии, где начался выпуск грузовиков (Либерецкие автомобильные заводы - Libereckе automobilovе zаvody). Страна выполняла первый пятилетний план (1949-1953 гг.), прямо как в СССР, и ей предстояло поднимать автомобилестроение. Слово поднимать, здесь не совсем верное. Дело в том, что Чехословакия относилась к числу тех немногочисленных стран мира, где отрасль автомобилестроения была полного цикла со всеми стадиями и этапами: от идеи и конструирования автомобиля до массового серийного выпуска.

Грузовики марки Skoda выпускали до и во время второй мировой. Но в результате майских 1945 года бомбардировок и военных действий завод был сильно разрушен. И потому было принято решение создать (как бы сегодня сказали) автомобильный кластер в Либерецах и его окрестностях. Местных поставщиков на конвейер было более полусотни. А поскольку аббревиатура LIAZ появилась значительно позже, то первые два десятилетия автомобили, выпускаемые здесь, на севере Чехии носили имя Skoda.

-4

Грузовики LIAZ появятся впервые лишь в 1973 г. А до этого они назывались Skoda 706. Почему трехзначный индекс? Да все просто. Первые две цифры обозначали грузоподъёмность шасси в центнерах, а третья указывала на число цилиндров двигателя. Дополнительное буквенное обозначение после индекса присваивались к модификациям и при модернизации автомобиля. Семейство 706 ведет свою историю с 1938 года.

Либерецкий автозавод начал выпуск капотных грузовиков Skoda 706 R. Колесная формула – 4х2, грузоподъёмность составляла 7,75 т, вес в снаряжённом состоянии – 6460 кг. Но больше всего советских водителей поражали размеры – 8285 х 2500 х 2400 мм при базе – 5000 мм.

В первые послевоенные годы их выпускалось немного, несколько тысяч в год. На экспорт в СССР впервые они были поставлены в 1951 году. Партия из 30 самосвалов поступила на строительство первой ступени Ангаро-Енисейского каскада Иркутской ГЭС. Участвовали они не только в строительстве дорог, но и в перекрытии Ангары. Самосвалы переделали в глыбовозы, на которые грузили бетонные блоки, которые должны были перекрыть русло реки. Они оказались хорошо адаптированы под эту роль. Поскольку самосвал имел трехстороннюю разгрузку. Примерно в это же время начались поставки и другого чехословацкого грузовика - Tatra 111, о котором мы рассказали в этом материале.

-5

Но вернемся к 706-й модели. Знаковый в истории чехословацкого автостроения автомобиль Skoda 706, который нам хорошо известен по сцене из кинокомедии Гайдая «Кавказская пленница» с полуприцепом-рефрижератором, и замерзшей троицей (Трус, Балбес, Бывалый), появился только в 1957 году. Этот автомобиль Skoda 706 RTTN был известен каждому мальчишке в СССР, стал визитной карточкой страны на зарубежных трассах и главной машиной междугородных магистральных перевозок. Тут чехословацкие конструкторы показали все свои возможности и раскрыли компетенции.

Этот очень удачный автомобиль каждый год обрастал все новыми модификациями, но основными оставались две: двухосный седельный тягач (RTTN) и двухосный бортовой грузовик (RT). Седельный тягач имел рядный 6-цилиндровый дизель М634 объемом 11 940 куб.см с непосредственным впрыском топлива. Он развивал мощность 210 л.с. (более ранние версии 160 и 180 л.с.). В паре с ним работала 10-ступенчатая механическая коробка передач. Skoda-706RTTN резко отличалась от своих советских «собратьев» не только надежностью, простотой обслуживания, но и комфортом. У чешской фуры был спальник – невиданная роскошь по тем временам.

Очень многие отечественные водители помнят этот очень удачный грузовик. Вдобавок, на этом же шасси выпускались и автобусы фирмой Karosa из Высоких Мыто и польской Jelzc. Также появились седельные тягачи Praga S5T (1958) с немного измененной внешностью кабины водителя, но с абсолютно такой же компоновкой.

-6

Кроме того, специальная комиссия СЭВа приняла решение передать этот автомобиль для производства в Болгарию, на автомобильные предприятия Мадара Шумен, где стала выпускаться вся гамма модификаций – от седельного тягача до самосвала с короткой кабиной без спального места.

-7

Тягач стал мечтой всех советских дальнобойщиков 60-70-ых годов. Он тянул 14-тонные рефрижераторы Alka, а старшие версии МТ с полуприцепами Orlican работали во внешнеторговой организации Совтрансавто на зарубежных направлениях в братские соцстраны. К водителям таких машин предъявлялись весьма высокие требования (знание иностранного языка, членство в КПСС, моральная чистота и т.п.).

-8

В начале семидесятых было представлено новое поколение грузовиков. В 1973 году на Всемирной ярмарке в городе Брно автомобилистов и транспортников ждал сюрприз в виде семейства грузовиков с названием LIAZ. Правда, семейство пока состояло всего из двух автомобилей – седельного тягача с индексом 100.05 и бортового грузовика с индексом 100.45. С тех пор и началось триумфальное шествие торговой марки LIAZ по многим странам, а особенно социалистического лагеря. Но интересен факт, что на этих моделях грузовиков на передней панели кабины была надпись LIAZ и эмблема Skoda.

-9

Автомобили нового поколения действительно выглядели очень современно, с неожиданно грамотным дизайном и стайлингом. Кабина не несла ничего лишнего. Единственный недостаток – она не откидывалась. Откидная кабина появилась только на модели LIAZ 110.

-10

Двигатели MS637 и MS638 разработаны и производились здесь же на предприятиях LIAZ. Это рядные шестерки с турбонаддувом, развивавшие 270 или 304 л.с. при 2000 об/мин. Крепление двигателей было совершенно одинаковым, так что любой из них можно было установить на нужную модификацию. Цилиндры наклонены вправо на 45 градусов, что позволило понизить пол и свободно укомплектовать кабину средним сиденьем. Кроме того, за сиденьями имеется спальное место и багажная полка.

-11

Также появились модификации грузовиков LIAZ 100 с короткой кабиной (без спального места) для строительной и специальной техники, трехосные модификации, четырехосные, с иной облицовкой радиатора и другими двигателями. Был изготовлен даже аэродромный тягач с балластом на базе бортового грузовика. Именно с этого семейства началось участие Skoda-LIAZ в популярнейших и труднейших ралли Париж - Дакар. Для этих ралли требуются специальные автомобили, порой так сильно отличающиеся от своих «доноров».

-12

Сегодня чешскую марку LIAZ мы вспоминаем как одну из страниц истории отечественного рынка. В новых рыночных условиях она не смогла выжить, в отличие от другой чешской марки  Tatra.

-13

источник

Наш канал "Проавтобизнес" ВКонтакте

Наш телеграмм канал https://t.me/proautobiz