В октябре 2023 года мне выпал уникальный шанс – побывать на Ростсельмаше, крупнейшем в России предприятии, выпускающем комбайны и трактора для сельского хозяйства. Причем не просто побывать, а в сопровождении сотрудников завода проехать по его территории, зайти в несколько крупнейших цехов и даже прокатиться на новом тракторе, ожидающем своей отправки покупателю. Мою поездку и экскурсию организовали специалисты пресс-службы Ростсельмаша, благодаря которым я открыл для себя предприятие, с которым раньше был знаком только по его продукции на выставках и в новостях российской технической сферы.
Ростсельмаш находится в Ростове-на-Дону, миллионном городе, который отличается своеобразной атмосферой и застройкой. Про город как-нибудь напишу отдельно, а завод это, конечно, огромное предприятие, полностью загруженное заказами, с конвейера которого постоянно сходят тысячи новых сельхозмашин. Мало того, здесь строят еще одно предприятие – которое целиком будет ориентировано на выпуск тракторов и специальной техники. Новые производственные площади обещают ввести в строй уже в 2024 году. Поэтому при таких объемах для Ростова-на-Дону Ростсельмаш это один из важнейших объектов промышленности, как находящийся неподалеку Ростовский вертолетный завод, выпускающий знаменитые Ми-28 и Ми-26 (летали над нашими головами, пока я знакомился со сборкой комбайнов, очень крутой фон!).
История Ростсельмаша началась во времена советской индустриализации, когда 21 июля 1929 года здесь начали выпускать вначале простую сельхозтехнику (конные плуги, сеялки), а затем быстро перешли на более технологичную – с 1932 года стартовал выпуск прицепных зерноуборочных комбайнов отечественной разработки. В течение буквально нескольких лет комбайны Ростсельмаша стали одними из лучших в мире, в 1937 году серийный комбайн «Сталинец-1» получил гран-при престижной всемирной выставки в Париже, а в 1940 году здесь уже собрали 50000 комбайнов.
Набранный высокий темп развития прервала война – гитлеровская армия захватывала Ростов-на-Дону дважды, в 1941 и в 1942 годах. Ростсельмаш был серьезно разрушен, многие сотрудники ушли на фронт и отдали свои жизни за свободу нашей страны. После того, как фашистов окончательно выбили из города в 1943 году, завод начал восстанавливаться, но вначале выпускал продукцию для Красной армии. Затем снова вернулся к своей специализации – производству сельхозтехники, и в 1946 году был собран новый комбайн «Сталинец-6», который быстро запустили в серию.
В 1956 году начался выпуск РСМ-8, разработанного в Ростове-на-Дону. Все комбайны, которые выпускал Ростсельмаш до 1950-х годов были прицепными (несамоходными) и работали в связке с тракторами, а привычный нам сегодня тип самоходного комбайна занял место на конвейере в 1958 году. Он носил название СК-3 и был разработан в соседнем Таганроге. Дальше были СК-4 (1962 год), а в 1973 году появилась легендарная «Нива», ставшая своеобразным символом советского сельхозмашиностроения – ее выпускали в очень больших объемах и в нескольких модификациях.
В середине 1980-х годов Ростсельмаш перешел на следующий технологический этап – началась сборка комбайнов «Дон». К этому времени завод с момента основания выпустил уже более 2 миллионов (!) комбайнов. Кстати, для тех, кто думает, наивно начитавшись антисоветских книжек, что наша техника в то время ни на что не годилась, такой вот факт: наши комбайны в 1980-х продавались успешно не только в разных странах мира, но и даже на территории США, их покупали и любили местные фермеры.
Дальше были сложнейшие 1990-е, приведшие к тому, что завод в разы сократил объемы производства, потерял значительное количество рабочих и инженеров. Спасти его могло только счастливое совпадение обстоятельств, и оно произошло. Предприятие купила группа инвесторов «Новое содружество» (Константин Бабкин, Дмитрий Удрас и Юрий Рязанов), технически грамотных специалистов, сумевших перезапустить Ростсельмаш, оснастить его передовым оборудованием, и за два десятилетия превратить в одно из ведущих предприятий мира в своей отрасли. К 2018 году продукцию Ростсельмаша можно было встретить уже в 35 странах мира.
Сегодня с ростом интереса к российской технике завод из Ростова-на-Дону наращивает объемы выпуска техники, и как уже говорилось выше, расширяет производство. Я прошелся по новой территории, где скоро начнут собирать новые тракторы и спецтехнику – практически это еще один завод! Позволю себе немного поспойлерить, как говорят любители англицизмов: на новых мощностях будут выпускать не только обычные тракторы (пяти серий – с классической и шарнирно-сочлененной рамой с двигателями от 170 до 600 л.с),, но и дорожно-строительную технику, которой раньше на Ростсельмаше не занимались. Поэтому скоро мы увидим и погрузчики, и даже экскаваторы под этой маркой.
Не так давно начато производство техники на новой площадке Ростсельмаша в Таганроге (см. наш материал https://tehnoomsk.ru/archives/9637). Там, на территории бывшего ТагАЗа, разворачивают производство навесных и прицепных косилок, а также пресс-подборщиков, борон, культиваторов, посевных комплексов и прицепных опрыскивателей.
Территория, где в Ростове развернуто производство сегодня, поражает своими масштабами – здесь по внутренним улицам между огромными цехами ездят не только собранные комбайны и тракторы, но и сотни других машин – грузовики, электрокары, даже маршрутные микроавтобусы, перевозящие сотрудников.
Мне показали, как рождаются новые современные комбайны «Вектор», «Торум», «Акрос», Т500, «Нова», F2650. Сегодняшний комбайн это высокотехнологичная машина, в которой устанавливают, например, системы «РСМ Ночное видение» и «РСМ ОкАйДи». Первая облегчает работу в темное время суток, вторая – повышает безопасность, отслеживая самочувствие комбайнера. Во всех наших новых комбайнах немало современной электроники, систем обеспечения комфорта, это полностью конкурентная техника мирового уровня. Машины такого технологического уровня выпускают сегодня лишь в нескольких странах. В 2010-х годах взят курс на импортозамещение – комплектующих российского производства, в том числе заводской разработки, - в наших комбайнах с каждым годом всё больше. Уже вышли на те параметры, что так называемые «санкции» не являются проблемой.
Большое и важное направление для ростовских сельхозмашиностроителей – тракторы и спецтехника. Скоро к большим тракторам 2000-й и 3000-й серий добавится много новых моделей. Именно на их выпуске будет специализироваться новый завод в Ростове-на-Дону. Сборку тракторов мне показали на прежнем месте, а на новом – увидел вживую завершение строительных работ.
Небольшое «лирическое» отступление. На заводе не раз был лично Президент России Владимир Путин. Интересовался, как живет коллектив, спрашивал о необходимых мерах поддержки для сельхозмашиностроения, изучал наглядно, как работает и меняется, растет Ростсельмаш.
Многоэтажный заводской склад комплектующих для выпускаемой техники поразил своими размерами и наполнением. То есть с запасными частями для покупателей проблем нет. Их оперативно отгружают, а развитая система представителей в регионах позволяет быстро доставить необходимое по назначению.
Организация всех производств у Ростсельмаша строится на современных принципах. Это продуманная логистика, распределение всех ресурсов по зонам в цехах и на территории, использование передовых обрабатывающих центров с ЧПУ, система контроля качества и многое другое. Работа на заводе ведется в комфортных условиях, а уровень оплаты труда конкурентный для нынешнего российского машиностроения. Также не забывают про социальные гарантии и поддержку молодежи. Всё вместе это дает отличный эффект – предприятие живое, на нем много сложных станков и новых производственных линий, а на них трудятся немало молодых сотрудников.
Ростсельмаш уверенно смотрит в будущее, а его пример подтверждает хорошо известный в советской и российской технической сфере факт, что производство это многолетние проекты, требующие серьезного планирования и грамотного управления процессами.
Евгений Белкин, основатель и главный редактор медиаресурса «Техносфера. Россия»