Михаилу Хазину в эфире радиостанции Говорит Москва был задан вопрос:
Вот новая концептуальность – поворот в сторону Востока, – я хочу для себя уяснить, – у Владимира Владимировича и вот те, кто сейчас продвигают с ним, это внутренняя необходимость?
Когда сейчас начались все эти события, я четко почувствовала, что это нужно. И что даже к тому, к чему ты привык, я с радостью от всего этого откажусь, все эти поездки и все эти товары. Но Вы понимаете, о чем я говорю, да?
Либо это курс в сторону Востока, либо это вопреки? То есть вынужденный лучший выход, так как Запад нас отвергает, пытается уничтожить. То есть это на самом деле вот эти все года сидело внутри и ждало просто соответствующих, хорошо сложившихся обстоятельств? Или это больше все-таки вынужденный выход, хотя он как бы тоже лучший?
Ответ Михаила Хазина:
Ну это, безусловно, вынужденный выход. Как показывает опыт нашей истории, он, в общем, довольно естественный и почти всегда приводил к успеху, в отличие от ориентации западной.
На самом деле тут ситуация вот какая: у нас ключевая проблема России – это модернизация, потому что капитализм, как у меня в книжке написано "Воспоминания о будущем", – это модель постоянной модернизации, а в России все-таки настоящего капитализма никогда не было. Поэтому мы модернизацию останавливали.
То есть у нас было две мощных модернизации. Одна была связана с Петром I, другая со Сталиным. Было несколько неудачных опытов модернизации – это Иван Грозный, ну и дальше все попытки. Чуть-чуть не получилось у Бориса Годунова, но вот вулкан южноамериканский помешал.
Дальше, соответственно, была попытка Павла, Николая I и всех Александров, которая тоже завершилась неудачно. Последняя неудачная... Частичная модернизация была у Александра II, но только частичная.
И, соответственно, неудачная модернизация Столыпина. Кстати, на ту же модернизацию, то есть, ту же задачу потом реализовал Сталин. После успешных модернизаций у нас всегда, мы этим как бы пользовались, наступал Золотой век. Золотой век был у трех императриц после Петра I. Отметим, что наиболее успешной была Екатерина, на втором месте Анна Иоанновна, на третьем -Елизавета Петровна. Соответственно, Золотой век после Сталина – это Брежнев.
Нам нужна модернизация. Отметим, что сегодняшняя ситуация – это во многом начало модернизации. Но если мы модернизацию сделали, то дальше мы должны эту модернизацию как-то обосновывать. И мы видим, что обоснование должно быть не западное, а восточное. И поэтому то, что сейчас делает Путин, это во многом то, что делал Сталин с его логикой.
Он же пытался восстановить СССР как некоторый центр сакральный, не только красный, но и православный.
Читать в продолжение темы: