Найти тему
НЕФАР

Поговорим на казалось бы отстраненную тему - обучение.

Обучение как процесс - не новое изобретение, но в моей личной практике всегда не хватало его оптимизации. Думаю, многим знакомо, когда новая перспективная тема, которая вас заинтересовала, через какое-то время становится не то что не интересной, а даже противной и непереносимой. Постараемся разобраться в этом, оптимизируем наше образование (самообразование).

Кривая процесса обучения (А. Бандура) гы, ну и фамилия
Кривая процесса обучения (А. Бандура) гы, ну и фамилия

Ниже приведена сама кривая, а сейчас постараемся разобраться в критических точках данного нелегкого процесса.

Начало. Это наша стартовая отметка. В этой точке мы еще ничего не знаем. Только планируем начать изучение. В этот момент наши ожидания компетентности взлетают в космос, а сами знания ещё не сдвинулись с места. Основной проблемой этой точки является то, что мы ожидаем, что наше мастерство в данной теме будет увеличиваться равномерно и с хорошей динамикой, а на деле это скорее похоже на американские горки. Именно это несоответствие и определяет дальнейшие трудности.

1-я точка регрессии. До этой точки от начала нашего обучения, график компетенции взмывает вверх на нашем энтузиазме и первом положительном опыте, однако встретившись с практическими или образовательными трудностями, энтузиазм истощается, и все знания проваливаются ниже начальной точки. Происходит кратковременное плато со следующей формулировкой: «я не вижу изменений, я не понимаю, как это мне поможет».

Барьер преодоления. Тут возникает точка бифуркации. Мы либо прекращаем обучение и возвращаемся к уровню первоначальной компетентности, либо, продолжая обучения прикладывая усилия, день за днём поднимаем наши знания до следующего уровня.

Конечно, темп личностного развития индивидуален. Кто-то преодолеет 1-ю регрессию за пару дней, а кто-то будет осваивать начальный материал в течение месяцев. Не стоит давать субъективную оценку в этот период, лучше оценивать количество усилий (плодотворных часов), затраченных в этот период.

Если прикладывая много усилий, Вы видите, что результат неочевиден, стоит задуматься о смене стратегии образования.

2-я точка регрессии. В какой-то момент кажется, что навык уже освоен и нет смысла продолжать обучение. Мы уже можем свободно общаться с коллегами и делиться опытом, однако именно в этот момент происходит неочевидная регрессия навыка. Фокус внимания смещается на второстепенные или новые задачи. Для улучшения и закрепления знаний придется снова приложить усилия для прохождения барьера преодоления.

Синергический эффект. При дальнейшем обучении мы выходим на кривую ожидания, которая изначально и была нашей целью, и, казалось бы, цель достигнута, но с учётом всех приложенных усилий и освоенных навыков, которые накладываются на предыдущий опыт, появляется эффект синергии. Мы по-новому понимаем данный навык, более осознанно к нему подходим и тем самым превышаем ранее заданную планку.

Подписывайся на https://t.me/NEFAR_blog