Уточняем потери флота кайзеровской Германии в годы Первой мировой, добавляем особенности гибели боевых единиц (насколько можем). "Дошли до лета 1918 года" - уже совсем рядом капитуляция Германии. На основе справочника Шишова А.А. вспоминаем потери в корабельном составе и представляем их в хронологическом порядке. Дополняем данные и добавляем подробности, пусть даже это нам не удастся в полном объеме. Надеемся, что общими усилиями сообщества этого канала позволит проверить сведения, что-нибудь дополнить, скорректировать. Если вы предлагаете данные для корректировки - прошу указать источник, который можно было бы добавить в статью, или на основании которого можно скорректировать выявленные неточности
1918 год
июль
27 - Подводная лодка UВ107 потоплена в Северном море у Скарборо (Англия) глубинными бомбами британских траулеров "Кэлвью" и вооруженной яхты "Вэнессэ". Погибло 38 человек, что подтверждается данными немецкого специализированного сайта.
В немецких данных встречается упоминания, что лодка потоплена британским эсминцем и тремя траулерами в "устье Тисса" (Северное море), в тоже время упоминается, что есть версия об ее уничтожении траулером RN «Калвис» и яхтой «Ванесса II» в точке с координатами 54-23 с.ш., 00-24 з.д. Однако эта версия считается маловероятной. По данным Р.Гибсона и М.Прендергаста - уничтожена глубинными бомбами яхты "Ванесса" и ТРЕХ траулеров.
По немецким данным считается, что UB107 была единственной подводной лодкой, которая могла быть ответственна за потопление пароходов «Хлорис» и «Джон Реттиг» два с половиной часа спустя в позиции в точке с другими координатами: 53-52N и 00-10E. В последние годы дайверы обнаружили затонувшую UB 107, идентифицированную по маркировке на гребных винтах. Лодка лежит на дне у мыса Фламборо вместе с (среди) останков парохода «Мальвина», который был торпедирован и потоплен UB104 еще раньше - 3 августа 1918 года. Судя по всему, UB107 попала в аварию или подорвалась на британской мине.
27 - Подводная лодка UВ108 пропала без вести в Английском канале. Пропало 36 человек, что подтверждается данными немецкого специализированного сайта.
Считалось, что лодка подорвалась на мине у побережья Фландрии в июле 1918 года. Так как сравнение с известными местами крушения и минными полями убедительно свидетельствовало о том, что UB108 был уничтожен миной у побережья Бельгии в июле 1918 года, но было неясно при каких обстоятельствах. По данным Р.Гибсона и М.Прендергаста -"исчезла в Канале".
Недавно задокументированная судьба: ПЛ уничтожена миной в Дуврском проливе в точке с координатами 51-00 с.ш., 01-19 в.д. Подводную лодку обнаружили водолазы Королевского флота.
31 - Тральщик М6 подорвался на мине и затонул в Северном море. Погибло 5 человек.Место гибели - точка с координатами 55-18N, 04-35E.
Для справки: Первые германские тральщики специальной постройки. Обладали хорошей мореходностью и маневренностью. Могли действовать в прибрежных районах на глубинах от 3 до 30 м.
Принадлежал к типу М1-М26. Водоизмещение - 425/456 т, размерения: 53,5х7,3х2 м, вооружение: 1-88-мм/27 орудие SK L/30 C/89, 1х5-37-мм/29 орудие Гочкис, 30 мин, тралы.
август
2 - Вспомогательный тральщик (быв.рыболовный пароход) "Келлер" подорвался на мине и затонул в Северном море в 80 милях севернее о.Терсхеллинг. Погиб 1 человек.
3 - Подводная лодка UB53 погибла в Отрантском проливе (Средиземное море) на минированной сети. Погибло 10 человек.
Основная версия - потоплена своим экипажем 3 августа 1918 года в Адриатическом море в проливе Отранто после попадания на мину.
По данным Р.Гибсона и М.Прендергаста 1 августа 1918 года UB53 вышла из Полы. 3 августа рано утром UB53 погрузилась и прошла под водой 45 миль, надеясь выйти к острову Фано. Около 17 часов командир субмарины Шпренгер решил всплыть на поверхность, при это он задел последнюю секцию минированных сетей, вызвав взрыв дух мин. Взрывы причинили лодке такие повреждения, что внутр стала поступать вода и "система погружения" вышла из строя. С наступлением ночи Шпренгер затопил субмарины, а команда вплавь добралась до эсминце "Мартин" и траулера "Утби Эбби", которые их подобрали. Рассказывают по этому поводу анекдотичную ситуацию - человек на баке траулера слушал в гидрофон марки С (C- tube), услышал страшный треск, становившийся все громче и громче, а затем к его удивлению, "над планширом появилась физиономия германского матроса", который взобрался на борт по трубе гидрофона! Чего только не бывает на море!
К сожалению, других подробностей гибели перечисленных кораблей найти не удалось.
Источники: Шишов, А.А. Потери Военно-морского флота Германии в Первой мировой войне 1914-1918 гг.- СПб, 1996, 104 с.; Groner E., Mickel P., Mrva F.-Die Deutschen Kriegsschiffe.1815-1945. Vol. 3., Bernard & Graefe Verlag, Munchen, De,1982.; "Die UC-Boote der Kaiserlichen Marine. H.Bendert; Шеер, Р.Германский флот в мировую войну. 1914-1918. /Р.Шеер.- М.: Эксмо, Изографус; СПб.: Terre Fantastica, 2002.- 672 с.; ВМС Германии. 1914-1918 (Справочник по корабельному составу)/ Морская коллекция, 1996, № 3. - 26 с.; Тарас, А.История торпедных катеров XIX-XX вв/А.Е.Тарас. - М.: АСТ; Мн.: Харвест, 2005. - 416 с.; Гибсон, Р. Германская подводная война 1914-1918 гг./Р.Гибсон, М.Прендергаст. - Мн.:Харвест, 2002. - 464 с.; Грэй, Э. Немецкие подводные лодки в Первой мировой войне. 1914-1918 гг./ Э.Грей. - М.:ЗАО "Центрполиграф, 2003. - 286 с.; Friedman N. US Submarines through 1945: An Illustrated Design History. Annapolis, 1995. P. 153.; Alden S. American Submarine Operations in the War // United States Naval Institute Proceedings. Vol. 46. № 209 (July 1920). P. 1013–1048.