Как мы знаем, история циклична и вопросы воспитания молодежи и поиска достойных примеров для подражания не утратили своей актуальности. Если в начале нашей истории все нормы, правила, понятия и т.д. передавались устно из поколения в поколение, то со временем стали появляться «учебные пособия», в которых были отражены основные правила поведения, воспитания, нормы морали, этики и эстетики. Более обширной и затрагивающей все сферы быта, семейного уклада и домоводства является Домострой протопопа Сильвестра, а вот литературным произведением, направленным в большинстве своем на правила этикета, воспитание и поведение, а также содержащим рекомендации и перечисление необходимых навыков и умений, является изданная в Петровскую эпоху книга «Юности честное зерцало» (полное название «Юности честное зерцало, или показание к житейскому обхождению»).
Что же это за книга и какое в ней основное содержание? «Юности честное зерцало» - пособие для обучения и воспитания детей дворянского сословия. Книга была издана 4 февраля 1717 года. Авторами предположительно являются епископ Рязанский, Муромский Гавриил и сподвижник Петра Яков Брюс. Есть предположение, что в создании отдельных глав принимал участие сам Петр I. При составлении книги использовались аналогичные иностранные сочинения, в основном – немецкие. Например, «О воспитанности нравов детских» Эразма Роттердамского. Пособие имело большой успех. Оно было настольной книгой молодых дворян в течение почти полутора веков. А в 1717 году было переиздано трижды.
Книга «Юности честное зерцало» состоит из двух частей. В первой части книги представлена новая для того времени азбука и арабские цифры, а также несколько нравоучительных писем из священного писания. Основным посылом которых стали идеи о том, что Бог и царь − единственные, кого стоит бояться, главные, кого стоит любить, первые, кого стоить чтить.[1]
Во второй части книги - правила поведения для юношей и девушек дворянского сословия. Это был первый в России учебник этикета. Но в книге говорилось не только о том, как следует вести себя за столом, но и о том, что нужно уважать родителей, больше слушать и меньше говорить, избегать мотовства и пьянства, и другие правила хорошего тона и поведения в обществе.[2]
«Юности честное зерцало» пропитано духом петровских преобразований, несло в себе призыв не кичиться роскошью и знатностью, а гордиться делами. Книга формировала новый стереотип поведения светского человека, избегающего дурных компаний, мотовства, пьянства, грубости, и придерживающегося европейских светских манер. Фактически, это первый в России учебник этикета. По сути, книга являлась вольным пересказом правил поведения, заимствованных из различных европейских книг.
«Показание к житейскому обхождению» привлекает внимание тем, что в книге дано много наставлений для различных жизненных ситуаций. В том числе и такие, как себя вести на свадьбе или на ассамблее с танцами; куда можно, а куда не следует ходить без приглашения; как строить взаимоотношения со сверстниками и слугами; как выглядеть при любых обстоятельствах весело и приятно, имеет строгий тон наставления и подразделяется на правила поведения для девушек и юношей. Многие наставления из книги прошлого отлично подходят в качестве пособия и в наши дни, например подобные правила: «Иже хранит своя уста, соблюдает от печали свою душу» <…> «У родителей речей перебивать не надлежит, и ниже прекословить, и других их сверстников в речи не впадать, но ожидать, пока они выговорят. Часто одного дела не повторять, на стол, на скамью, или на что иное, не опираться, и не быть подобным деревенскому мужику, которой на солнце валяется, но стоять должны прямо».[3]
Целью создания книги было научить юношей и девушек этикету, помогать ориентироваться в разных жизненных ситуациях и выглядеть при любых обстоятельствах весело и приятно. Но стоит отметить, что для юношей и девушек были разные правила.
Юному дворянину следовало почитать своих родителей, с людьми говорить благочинно и вежливо, учиться иностранным языкам, верховой езде, танцам, фехтованию. Для того, чтобы добиться успеха на царской службе, служить так, как хотели бы, чтобы служили им, «ибо как кто служит, так ему и платят». <…> «Имеют младыя отроки всегда начальствующих своих как при дворе, так и вне двора в великом почтении и чести содержать. Подобно как сами себе хотят, чтоб они в такой службе превознесены были. Ибо честь какову они ныне оным показуют, со временем и им такая ж показана будет».[4]
Так же говориться о там, как вести себя по отношению к слугам. При них с другими дворянами говорить на иностранном языке, если среди слуг появился мятежник, сразу его отослать «ибо от одной овцы паршивой все стадо пострадать может, и нет того мерзостнее, как убогой, гордой, и противной слуга».[5]
Девушке же нужно было быть в первую очередь богобоязненной. «Любить Слово Божие, охотно ходить в церковь, причащаться, размышлять о своих грехах, молиться, исповедоваться, верить в Бога твердо и без сомнений, носить крест».[6] А помимо этого, быть приветливой, опрятной, трудолюбивой, стыдливой, а также «охотнее слушать, а не говорить». Щеки и уши девушки должны быть красными, ведь это являлось признаком нравственной чистоты.
Несомненно, современным подросткам следовало бы прочитать данную книгу. Но большее количество правил устарели и не актуальны в наше время, например, сейчас юношам не нужно знать, как общаться в присутствии слуг, как вести себя на службе и учиться верховой езде не обязательно, а девушкам уже не так важно иметь пылающие ланиты. Есть правила, которые уже стали вполне очевидными, например, «такожде когда в беседе или в компании случится в кругу стоять, или сидя при столе, не надлежит никому неприличным образом в круг плевать», или «Не прилично им руками или ногами по столу везде колобродить, смирно ести. А вилками и ножиком по торелкам, по скатерти, или по блюду чертить, не колоть и не стучать».[7]
И не смотря на то, что спустя несколько столетий многое изменилось некоторые правила, все же остались актуальными, но современные подростки стали о них забывать. Например, о том, как важно уважать родителей. «У родителей речей перебивать не надлежит, и ниже прекословить, и других их сверстников в речи не впадать, но ожидать, пока они выговорят».
Заслугой авторов книги является стиль изложения, выразительный, образный, и даже простонародный. Это первая печатная книга для отроков, украшенная пословицами и поговорками. Книга повлияла на молодежь Петровской эпохи, дети стали более образованными и культурными. Пособие помогло отрокам с детства усвоить нормы поведения в обществе. Именно на этой книге было воспитано несколько поколений российских дворян.
Несмотря на следование европейским требованиям о соблюдении этикета, составители книги так и не смогли полностью отойти от российских патриархальных традиций. Практически вся книга посвящена поведению юношей, о девицах в ней вскользь упомянули в самом конце, дав несколько общих правил, в которых чувствовалось стойкое влияние «Домостроя». Для девиц во главу угла ставились набожность, смирение, молитвы, почтительное отношение к родителям и старшим, скромность, стыдливость и т. п.
Зато для юношей были подробно изложены нормы поведения при различных жизненных ситуациях. Начинались они с рекомендаций по поведению в семье: «В первых наипаче всего должни дети отца и матерь в великой чести содержать. И когда от родителей что им приказано бывает, всегда шляпу в руках держать, а пред ними не вздевать, и возле их не садитися, и прежде оных не заседать, при них во окно всем телом не выглядовать, но все потаенным образом с великим почтением, не с ними вряд, но немного уступи позади оных в стороне стоять, подобно яко паж некоторый или слуга».[8]
Молодость и молодежь при Петре I были своего рода отражением общественных преобразований того времени. Они были отчетливой картиной того, как менялось общество и какие принципы стали основой его развития.[9]
Молодые люди усвоили идеи западного прогресса и стали двигателями перемен. Они активно принимали участие в реформах Петра I, пытаясь привнести новые идеи и инновации во все сферы жизни общества. Благодаря знаниям и энтузиазму молодых людей, Россия своей эпохой превратилась из отсталой страны в мощное государство.
Изучая содержание «Юности», мы можем заметить, что Петр I, проводя всеобъемлющие реформы в стране, не мог оставить вне своего внимания проблему взаимоотношений и поведения своих подданных, которые по естественным причинам существенно отличались он сложившихся к тому времени в Европе. Царь усиленно насаждал в стране европейские порядки и манеры, лично участвовал в подготовке и проведении различных акций и мероприятий, направленных на привитие дворянству, купцам и горожанам новых принципов и правил поведения.[10]
В первую очередь монарх озаботился воспитанием молодых дворян, которым предстояло стать активными исполнителями его планов. Немаловажно, что значительное количество молодых дворян получало высокие должности в армии и административных структурах, направлялось для обучения и с различными поручениями за границу. Естественно, что именно им Петр стремился привить хотя бы начальные навыки европейского этикета.
Столь заметные новшества в быту коснулись главным образом высшего столичного слоя дворянства. Мало изменений наблюдается в среде провинциальных дворян и горожан. В очень слабой степени изменился и быт крестьянства.
В целом все эти преобразования отражали как объективные потребности страны в приобщении ее к достижениям европейской цивилизации того времени, так и стремление самого Петра I резко отделить новую Россию XVIII в., которую он создавал и строил, от прежней России XVII в.
[1] Большая советская энциклопедия. Юности честное зерцало или показания к житейскому обхождения. М. 1957. С. 403.
[2] Большая советская энциклопедия. Юности честное зерцало или показания к житейскому обхождения. М. 1957. С. 403.
[3] Электронный ресурс. Страница из книги «Юности честное зерцало» (скан). https://ru.wikisource.org/wiki/Страница:Юности_честное_зерцало,_или_показание_к_житейскому_обхождению_(1717).djvu/19
[4] Электронный ресурс. Страница из книги «Юности честное зерцало» (скан). https://ru.wikisource.org/wiki/Страница:Юности_честное_зерцало,_или_показание_к_житейскому_обхождению_(1717).djvu/33
[5] Электронный ресурс. Страница из книги «Юности честное зерцало» (скан).
[6] Электронный ресурс. Страница из книги «Юности честное зерцало» (скан).
[7] Электронный ресурс. Страница из книги «Юности честное зерцало» (скан).
[8] Богословский М. Русское общество и наука при Петре Великом. Л., 1926.
[9] Лотман Ю. М. Беседы по русской культуре: Быт и традиции русского дворянства (XVIII — начала XIX века). СПб.: Искусство, 1996.
[10] Рогоза В. Как Петр I прививал молодым дворянам европейский этикет? // Познавательный журнал. Школа жизни.ру. Вып. от 12. 10. 2009 г.