Решила, несмотря на поздний вечер, не откладывать публикацию на завтра - лучше завершить начатую тему)))
Предыдущая статья:
Я добралась собственно до россики.
Немножко заинтриговала публику. Не без этого. Словечко-то звучит интересно!
А на деле всё очень просто. В целом, россика - это всё то, что иностранцы писали о России. И не важно, посещали они страну или размышляли о ней, сидя у себя дома.
Точно также, как всё, относящееся к Британии, называется британника, к Франции - галлика, к Японии - японика...
Меня же интересует сейчас только живопись, а точнее даже - только портретное искусство. Просто потому, что тема занятия в изостудии была "Художественная россика первой половины 18 века."
Думаю, Екатерина поведёт нас дальше в портретное искусство российских мастеров, но предварительно мы рассмотрели первые настоящие портреты российских деятелей. А выполнены они были теми мастерами из Европы, которые прибыли на русские земли благодаря царю-реформатору Петру I.
Мы помним из курса истории его Манифест 1702 года о привлечении специалистов военного дела (вопрос номер 1 на повестке дня), торговцев, мастеровых, а по пути и людей искусства - архитекторов, художников.
"Западничество" для Петра было не целью, а средством! Средством развития и усиления государства. Только с этой точки зрения и следует смотреть на Манифест, да и все реформы государя, не впадая в ненужные споры и дебаты.
К этому времени западные живописцы уже активно работали со светом, значительно продвинулась техника масляной живописи, закладываются законы колорита, на картинах появляется прямая перспектива, то есть глубина и объём изображения.
Большой след в российском искусстве оставил Иоганн Готфрид Таннауэр
Таннауэр работал, не покладая рук. Оставил после себя несколько портретов Петра, портреты императрицы Анны Иоанновны, Екатерины I, царевича Алексея Петровича, высокопоставленных лиц России.
Он участвовал в погребальной процессии императора. Изображение Петра на смертном одре максимально реалистично и торжественно.
Однако после смерти императора положение художника стало плачевным - ему перестали выплачивать жалованье. Об этом почти нигде не пишут. Но конец его был бесславен - он умер в болезни и нищете.
А так беззаветно служил развитию искусства портрета! Среди его учеников портретист Иван Никитин, архитектор Петр Еропкин, Фёдор Черкасов.
* * * * * *
Работы Таннауэра, с моей точки зрения, прогрессивны для России в пору перехода от парсун к портретам в западноевропейской манере, но вполне сдержанны, величественны и отражают социальный статус изображаемых лиц.
А вот ещё один представитель россики - Луи Каравакк - пожалуй, впечатлил меня сверх меры. Даже поразил!
Вроде и видела многие его работы раньше, но в прежней своей безграмотности не озадачивалась их необычным видом. А сейчас, благодаря рассказам преподавателя, просветилась и удивилась. Ведь совсем недавно были парсуны в почти иконном стиле! И вдруг!
Очень неожиданный ракурс изображения членов императорской семьи. Только зарождается в России портретное искусство, а тут! Такое смелое использование аллегорий! Судите сами...
Сын Петра I и Екатерины I Пётр (1715-1719гг) в образе Купидона:
Дочери Анна и Елизавета (будущая императрица) - обе в образе Флоры))) - модный в те времена "костюмированный" портрет.
А как вам такое? Та самая Елизавета в нежном детском возрасте. Хранится в Государственном Русском музее.
Вот такую интересную нотку стиля рококо внёс в зарождающееся портретное искусство России Луи Каравакк.
Большинство же портретов были без вольностей, полны роскоши и величественности.
Луи Каравакк умер в Санкт-Петербурге в 1754 году в возрасте 70 лет. Придворный художник трёх российских монархов: Петра I, Анны Иоанновны и Елизаветы Петровны.
Кроме портретов, работал и в жанре батальной живописи, даже писал иконы для православных церквей, а также выполнял росписи плафонов, картоны для шпалер, рисунки для вышивок...
В числе его учеников были Иван Вишняков, Алексей Антропов, Михаил Захаров.
Вот так коротко о россике...
Думаю, что на занятиях мы ещё будем говорить о портретной живописи, а, значит, я ещё что-то об этом буду писать. Но вот этот цикл статей завершён.