Найти тему
Одна из...

От иконописи к светскому портрету (часть 3)

Оглавление

Начало здесь:

Симон Ушаков был первым в России, кто приблизился к портретному искусству. Уже были известны примеры западной живописи, а чужой пример, как обычно, заразителен.

Вот он и искал свои приёмы и способы отражения анатомического сходства с человеческим реальным лицом. Более того, около 1666 года написал первое в русской истории сочинение по теории искусства "Слово к люботщательному иконного писания".

Во второй половине 17 века в России появляется новый жанр живописи - парсуна - от искажённого слова "персона". Вот они-то и являются предтечами русского портрета.

Парсунам присущи иконописные традиции. Писались темперой по дереву. Статичность поз. Плоскостное письмо. Это скорее не стремление к отражению сходства с лицом живого человека, а отражение его как исторической личности, принадлежности роду, его социального статуса. Потому и детали одежды, интерьера, отображение герба и имени изображенной персоны были более тщательно прорисованы, нежели его лицо.

Средоточием живописцев стала в 17 веке Оружейная палата Московского Кремля, первоначально созданная как оружейная мастерская и хранилище царских сокровищ. Иконописной мастерской некоторое время руководил Симон Ушаков. Сюда собирались все искусные живописцы со всей страны, бывало и искусных крепостных для неё выкупали. Позднее в Оружейную палату будут приглашаться и западные мастера для работы и передачи своего опыта.

Парсуны были поясные и в полный рост. Первоначально только царствующие особы удостаивались чести быть запечатлёнными на вечную память. Писали их как для украшения интерьера, так и для обозначения места захоронения. Были случаи их тиражирования для подарков царским родственникам или почётным гостям. Так в национальном музее Дании в Копенгагене хранится парсуна с изображением Ивана IV, подаренная в 1677 году царём Фёдором Алексеевичем датскому послу.

Авторство парсун чаще не известно. Из известных - мастера школы живописцев Оружейной палаты Московского Кремля Симон Ушаков, Фёдор Зубов, Богдан Салтанов, Карп Золотарёв, Иван Рефусицкий, Иван Безмин, Михаил Чоглоков.

Неизвестный мастер. Парсуна царя Алексея Михайловича. 1600-е годы. Источник https://ar.culture.ru/ru/article/istoriya-portretnogo-zhanra-v-rossii?ysclid=lordpfiouf732027017
Неизвестный мастер. Парсуна царя Алексея Михайловича. 1600-е годы. Источник https://ar.culture.ru/ru/article/istoriya-portretnogo-zhanra-v-rossii?ysclid=lordpfiouf732027017

Неизвестный мастер. Парсуна Марфы Апраксиной. 1683 год. Источник https://ar.culture.ru/ru/article/istoriya-portretnogo-zhanra-v-rossii?ysclid=lordpfiouf732027017
Неизвестный мастер. Парсуна Марфы Апраксиной. 1683 год. Источник https://ar.culture.ru/ru/article/istoriya-portretnogo-zhanra-v-rossii?ysclid=lordpfiouf732027017
Неизвестный мастер. Парсуна Петра I в детстве. 17 век. Источник https://ar.culture.ru/ru/article/istoriya-portretnogo-zhanra-v-rossii?ysclid=lordpfiouf732027017
Неизвестный мастер. Парсуна Петра I в детстве. 17 век. Источник https://ar.culture.ru/ru/article/istoriya-portretnogo-zhanra-v-rossii?ysclid=lordpfiouf732027017
Источник https://ar.culture.ru/ru/article/istoriya-portretnogo-zhanra-v-rossii?ysclid=lordpfiouf732027017
Источник https://ar.culture.ru/ru/article/istoriya-portretnogo-zhanra-v-rossii?ysclid=lordpfiouf732027017

Парсуны были заметным шагом вперёд в развитии живописи в России - признание того, что смертные (хотя и начали с царствующих особ))) имеют право быть запечатлёнными, да ещё и прижизненно! Ещё один шаг вперёд в том, что парсуна включала в себя и изображение предметного мира: ткани, украшения, статусные предметы.

А дальше уже появляются на Руси и настоящие полноценные портреты!

Об этом - в следующий раз)))

Спасибо всем, заглянувшим на мой канал.

Буду рада лайкам и комментариям)))

Хороших вам выходных!