Роман «О дивный новый мир» показывает футуристическое общество, идеально построенное на основе капитализма и научной эффективности.
- Дело происходит в 2540 году нашей эры.
В этом обществе все люди счастливы, соответствуют действительности и довольны.
Но только на первый взгляд.
«Вы не сможете потребить много, если сидите на месте и читаете книги», — так говорит Мировой Контролер Мустафа Монд. Обращается он к группе детей, когда они совершают поездку по «Инкубаторию и Центру кондиционирования» в Лондоне.
Он прав — и если вы прочитаете такие книги, как «О дивный новый мир», вам потом захочется потреблять еще меньше.
Роман опубликован в 1932 году, и на десятилетия опередил свое время. А также опередил своего брата "1984 год".
Это вторая из двух определяющих книг, описывающих, как может выглядеть современная антиутопия.
Однако, в отличие от "1984 года", люди в «Дивном новом мире» являются рабами удовольствия, а не боли.
Автор романа Олдос Хаксли жил в чрезвычайно шаткое в политическом смысле время, то есть в период между Первой и Второй мировыми войнами.
Олдос Хаксли был одновременно увлечен идеей стабильности, даже вплоть до принесения в жертву демократии, и напуган тем, что может принести любое социальное доминирование.
Олдос Хаксли уехал в США в бурные 20-е годы, и там культура потребления, наркотиков, распущенности и вечеринок испугала его.
В результате «О дивный новый мир» представляет собой двойственную книгу.
Она открыта для множества интерпретаций, и после того, как за почти 100 лет ее издания были проданы миллионы экземпляров, книга по-прежнему каждый день интерпретируется по-новому.
Например, в 2020 году был снят ещё один сериал. А ещё многие молодые люди читают эту книгу в рамках образования.
Книга является отчасти сатирой, отчасти пророчеством.
Вот три вывода из этого литературного шедевра:
- Если бы мир был совершенен и все было легко, ничто не имело бы никакого смысла.
- Мы ненавидим наши отличия друг на друга больше всего на свете. И тем не менее, мы никогда не будем одинаковыми.
- Настоящее счастье и страдание — две стороны одной медали: одно без другого невозможно.
Эта книга имеет историческое и пророческое значение.
При внимательном чтении из неё можно извлечь несколько своего рода "уроков".
Урок 1: Идеальный мир, в котором можно иметь все, неизбежно будет лишен всякого смысла.
В предисловии к одному из изданий книги написано: «В мире, где все доступно, ничто не имеет никакого значения». Лондон, описанный в книге, — именно такой мир.
Людей выращивают в бутылочках по мере необходимости.
Это нужно для выполнения определенных задач. Выращивают разных, начиная от умных Альф и заканчивая «полудебилами» Эпсилонами.
С рождения люди приучены во сне оставаться в своей касте и отдавать предпочтение легким удовольствиям. Таким как «сома», идеальный наркотик, и сексу. И потреблять как можно больше.
В результате все спокойны, уступчивы и постоянно находятся в состоянии наркотического опьянения или оргазма. И никто никогда не бывает одиноким.
В книге есть два главных героя. Психолог Бернард Маркс и писатель Гельмгольц Уотсон. Они способны видеть сквозь эту завесу этого дешевого удовлетворения.
Бернард хочет традиционных, моногамных отношений. А это категорически запрещено в этом беспорядочном обществе. И таких моногамных отношений он хочет предпочтительно с красивой, и хорошо подготовленной работницей инкубатория Лениной Краун.
Писатель Гельмгольц воплощает в своих произведениях более высокое предназначение человека.
Но он не может получить доступ к своей «скрытой силе», поэтому пока пишет чушь, которую требует его работа.
Когда все можно получить по щелчку пальцев, в жизни не к чему стремиться. Никаких целей. Некуда идти.
И рано или поздно отсутствие цели в жизни сделает нас беспокойными.
Люди созданы для движения – и не только физически. Нашему мозгу необходимо тренировать смекалку.
Наши души жаждут творчества и красоты, и не просто видеть их, а творить.
Состояние постоянного удовлетворения — это своего рода тюрьма.
И именно из этой тюрьмы Бернард и Гельмгольц надеются выбраться.
Один надеется, взяв женщину своей мечты в авантюрное путешествие. Другой надеется выбраться, написав несколько смелых строк и прочитав их своему сыну-студенту.
Конечно, у них обоих будут проблемы из-за того, что они сломали шаблон.
И это подводит нас ко второму уроку…
Урок 2: Больше всего мы ненавидим несоответствие и различия
И тем не менее, даже в самых однородных группах между людьми всегда будут различия.
- Гельмгольц слишком умен для своего же блага, а в остальном является прекрасным примером Альфы.
- Бернард немного ниже ростом, чем предполагалось — какая-то неудача во время его «вылупления» — и в результате над ним часто посмеиваются женщины, сверстники и даже его подчиненные.
- Добавьте к этому его склонность к моногамии. И вы получите мужчину, от которого другие хотели бы, чтобы тот «не был таким странным».
Однако, как бы он ни старался это исправить, Бернар не может найти никакой пары.
Его вызванные наркотиками «каникулы» никак не помогают.
И даже посещение «Службы солидарности», по сути, сексуальной оргии с синтетической музыкой, не приносит длительного облегчения.
К счастью, его девушка соглашается сопровождать Бернарда в романтическом путешествии в природную резервацию в Нью-Мексико.
Там они видят людей, живущих традиционно. То есть людей рожающих, пьющих алкоголь, практикующих религиозные ритуалы, охотящихся за едой, стареющих, оплакивающих своих умерших.
Но ещё встречают Джона, «Дикаря».
Как выяснилось, Джон — внебрачный сын директора инкубатория и женщины, которую тот привез в резервацию много лет назад. Она до сих пор живет там, ненавидя каждую минуту.
Как и Бернард, Джон подвергся остракизму со стороны индейского племени за свою отличающуюся внешность. А позже подвергся остракизму и за способность читать, которую он использует, чтобы поглощать произведения Шекспира.
Естественно, Бернард очень рад познакомиться с кем-то, кто, как и он, не вписывается никуда.
Джон и Бернард являются наиболее яркими примерами "несоответствия". Но чем дальше читаешь книгу, тем больше понимаешь: каждый из главных героев каким-то образом отличается от всех. И не может вписаться, а это худшее, это источник страданий.
Гельмгольц хочет писать настоящие стихи, но ему этого не позволяют.
Даже Мустафа Монд, Мировой Контролер, изначально был человеком науки, который задавал слишком много вопросов — и именно поэтому он вообще стал Контролером, выбрав страдания изгнанию.
В следующий раз, когда вы почувствуете себя изолированным или одиноким, помните, что единообразие — это миф.
Мы не можем, и никогда не должны быть одинаковыми.
Важно иметь друзей, семью и коллег по профессии, с которыми вы можете общаться, но наше равенство заключается в том, что все мы люди. А не в каком-то конкретном наборе черт, поведения или способностей.
Урок 3: Чтобы существовало истинное счастье, нужно иметь возможность страдать.
Счастье в «Дивном новом мире» фальшивое, поскольку оно не является ни побочным эффектом истинной жизни, ни наградой за страдания.
Это всего лишь базовый уровень искусственного удовлетворения, и именно поэтому нас, как главных героев, он не приносит настоящего удовлетворения.
Гельмгольц хочет грустить, чтобы лучше писать. Джон хочет бороться за любовь.
Даже Мировой Контролер хотел бы исследовать науку, а не упразднять ее: «Как было бы весело, — думает он в какой-то момент, — если бы не приходилось думать о счастье!»
Счастье мы не можем создать сами, как бы ни старались.
Часто это побочный эффект, а иногда и награда, добытая с трудом, но истинное счастье никогда не может быть тем, что мы получаем просто так или проглотив таблетку. Если мы отвергаем возможность страдания, мы также отвергаем возможность настоящего, глубоко приносящего счастье — и это, пожалуй, самый мощный урок, который может преподать нам книга.