Ну, сколько можно твердить: общее образование потому и общее, что оно едино для всех. Без способностей, талантов, стремлений, интересов – будь любезен, стань членом общества, как говорят психиатры, «доступным в контакте». То есть, понимающим себя и других, договариваемым и договаривающимся. И люди, подготовленные таким образованием, способны осознать свои интересы, выбрать в соответствии с ними род и направление деятельности и стать нужными и полезными обществу. Так нет, ведь для этого обществу, в лице руководителей и подчинённых им образователей, надо изрядно потрудиться. А некогда, некогда ждать этого пресловутого осознанного свободного выбора и получения сознательных эффективных работников. Ещё учи их … Не проще ли заманить в непонимаемые ими как бы области как бы знания, обозвав эти области как бы профессиями, в которых бедолаги просто по возрасту и образованию ещё ничего не могут даже отдалённо представлять. И пусть играют во что-то профильное. Вдруг да из кого-нибудь получится что-нибудь дельное, ну, хотя бы на один, разовый, выстрел? А если заманить не получится – загнать. Так, чтобы выбора другого не было – выбор без выбора. Ведь что произошло: про…, скажем, …фукали развитие у детей интереса к научно-познавательной и технической деятельности в угоду такой незатруднительной, неопределённой, но ужасно креативной гуманитарности. А то ведь сколько всяких кружков да станций надо было не разрушать, а то и создавать для развития и поддержания такого интереса! Нынче некем, нечем, некак и, главное, некогда создавать! Но специалисты-то нужны даже в условиях торжествующей гуманитарности. И как можно скорее и дешевле.
И тут вспомнили опыт «великого порыва» и прорыва отечественной физики. Популярные книги, фильмы, берущие за душу – только «Девять дней одного года» чего стоили! Поистине, людоедский фильм: «Мы устелем нашими радиоактивными трупами путь в светлое будущее!». А молодёжь – ах, как клюёт на жертвенность. Подленько, но эффективно. Ведь попёрли в физику. И достаточно многие получились. И подняли её, отечественную и мировую физику, на недосягаемую дотоле высоту. Правда, большинство не нашло себе места на пиршестве науки и занялось торговлей, строительством и ещё много чем, благо именно физическое образование допускает достаточную широту развития даже у жертв рекламы. Не то, что «гуманитарное» образование – существенно дальше вещевого рынка этому большинству не уйти. Да, с физикой получилось социально подло и бесчеловечно, но вполне в рамках закона – общее образование было обычным и без всяких «физических классов».
А теперь у нас иначе: «инженерное мышление с детского сада». Диву даёшься, какая психологическая безграмотность и, опять же, бесчеловечность, стоят за этим. Надо же: губернатор одного из крупнейших регионов, поддерживая данный подход, сказал, что экономическое чудо Южной Кореи обусловлено знанием (?), например, шестилетнего ребёнка, что он будет водителем автобуса. А что, довод! И вот уже образование перестаёт быть общим, что вполне противозаконно. Да и противостандартно. Появляются профильные классы, профильные школы и гимназии. Их выпускники поступают в профильно соответствующие вузы и без всякого пресловутого реального общего образования их оканчивают. И направляет совершенно реально молодой врач-терапевт мужчину с симптомами аденомы простаты на консультацию к гинекологу. И с инженерией не лучше. У кого-то, кто всё-таки чудом и чутьём ухватил общего образования, получается двигаться дальше. А остальные – в отвалы. Выкарабкиваются многие, конечно, но ценой каких потерь и затрат. А главное – кадровая проблема так и не решается.
Медуза Горгона какая-то. Плодятся многочисленные конъюнктурные профили, на которые бросаются «лучшие» педагоги из каких уж имеющихся. И идут куда-то по жизни дети, так и не понявшие, чего же они хотели и куда идут. И некому за это ответить. Слишком уж высоки и срочны злободневные потребности у высоких заказчиков и слишком уж заманчивы фишки для исполнителей среднего административного роста. Ну, не может, не может молодой человек без хотя бы элементов продуктивного мышления, которое должно формировать общее образование, что-то осознанно выбирать и что-то осознанно планировать. Это хорошо известно. Но не указ игрокам в модные течения.
Что же делать? Вспомнить, чем были знамениты советское образование и его носители – ярко выраженными широтой познавательных умений и навыков и глубиной знаний. Существующий ныне образовательный Стандарт общего образования, разработанный под руководством А. М. Кондакова и А. А. Кузнецова, собирался достойно продолжить эту традицию. И ректор МГУ, академик Виктор Антонович Садовничий, радостно поддерживал этот стандарт и лежащее в его основе Фундаментальное ядро образования. Но внедрять-то Стандарт не разработчики же будут, и не академик. А кто? Правильно, менеджеры. А для менеджеров что главное? Правильно, документооборот. Вот и утонуло Фундаментальное ядро в документоводовороте. И понеслись какие-то методические указания, одно другого краше, направленные на «объяснения», недопустимые по определению функций науки. Научное понимание учителями сущности вверяемых им образовательных предметов полностью уступило методизированию, совсем без этого самого понимания. Да и дидактические материалы пооскудели. Правда, кое-кто додумался до отдельного преподавания некоего «метапредмета». Но это – уже за пределами нормальной психики. И вот на этой огромной куче удобрений цветут махрово профили. Всё более похожие на чичиковский. Впрочем, кто же сегодня его знает, какого-то Чичикова? Вот он и выпускает безнаказанно профилированные души с научно-инженерным мышлением. В астрал. На производстве и в науке их качество сомнительно.
А всего-то надо вернуться к реальному существующему стандарту общего образования и качественному дополнительному образованию. Чтобы в школе учились продуктивно мыслить, а в системе дополнительного образования – творить, пробуя свои силы в столь нужных обществу направлениях. И учителей готовить не к углуплённому уровню изучения профильных предметов, а к добросовестному исполнению требований Стандарта. А уж реально удовлетворяющие этим требованиям дети смогут сделать свой профессиональный выбор в интересах собственных и общества. Если общество об этом позаботится не в детском садике, а поближе к выпускному порогу школы. Когда у детей уже сформируется осознанная и ответственная выбиралка. Для чего и существует школа.