В новостях регулярно появляются сообщения о выходе российских автопроизводителей на иностранные рынки. Однако не все из них реализуются на практике. В этот раз, кажется, планам суждено сбыться.
Русские в Африке
На протяжении многих лет некоторые африканские страны проявляют недюжий интерес именно к российским технологиям и сотрудничеству в различных отраслях экономики. Одно из таких государств — Эфиопия. Ее правительство, очевидно, по достоинству оценило способность России в рекордно сжатые сроки и при непрекращающихся попытках изоляции создавать даже самое сложное технологическое оборудование.
Две страны активно укрепляют связи, и одним из векторов развития стало производство автомобилей. Первой ласточкой в этом деле выступил концерн АвтоВАЗ, планирующий построить в стране сборочный конвейер. Потенциальными рынками сбыта представляются Судан, Южный Судан, Кения и Сомали.
Как сообщил посол Эфиопии в России Чам Угала Уриат:
«Российские автомобили Lada мы увидим в ближайшей перспективе в соседних странах, ведь АвтоВАЗ уже подписал контракт с одной из эфиопских компаний. Эти автомобили будут производиться в Эфиопии».
Франция — минус, остальной мир — плюс
До 2022 года 68% акций АвтоВАЗа принадлежали французской компании Renault. Она, очевидно, убивала любую самодеятельность российского концерна, ибо негоже вперёд хозяев на внешние рынки лезть. Эта инициатива безраздельно принадлежит владельцу активов. Данный факт подтверждает президент АвтоВАЗа Максим Соколов:
«Надо отметить, что наши предыдущие акционеры, мягко говоря, не были заинтересованы в экспорте продукции АвтоВАЗа, имея собственную продуктовую линейку Renault. Они, конечно, в первую очередь ориентировали именно свои автомобили на экспортные рынки Африки, а АвтоВАЗ традиционно экспортировался на рынки СНГ и ближнего зарубежья».
Лишившись европейского патронажа, АвтоВАЗ начал проявлять инициативу в расширении производства и освоении других рынков.
«У нас есть опыт: в иные годы мы экспортировали до 300 тысяч автомобилей Lada в год. Мы рассчитываем реализовать этот потенциал и активно ведем переговоры не только с указанными африканскими странами [Египет, Алжир], но и с Эфиопией, Ганой, Нигерией, Марокко. Буквально накануне у меня была большая повестка на встрече с послом Южно-Африканской Республики, где мы обсудили возможности и даже желание южноафриканского бизнеса импортировать наши автомобили», — говорит Соколов.
Великая тройка
Инициатива о сотрудничестве исходит непосредственно из Эфиопии. Об этом можно судить по тому, что именно там впервые рассказали о ведении переговоров с ещё двумя российскими производителями. Чам Угала Уриат сообщил, что интерес к сотрудничеству и постройке сборочных линий также проявляет КамАЗ и «еще одна автомобильная компания».
«Действительно, некоторые российские автопроизводители рассматривают возможность сборки автомобилей в Эфиопии. КамАЗ и ВАЗ входят в число автомобильных компаний, которые уже проявили интерес к строительству сборочных линий в Эфиопии», — заявил дипломат.
Путем исключения можно предположить, что третьим является ГАЗ. При этом Горьковский автозавод уже довольно давно пытается выйти на внешние рынки. Имелись даже работы в этом направлении с партнёрами из Европы, а с 2021 года ведутся поставки в Австралию. Первым на зеленый континент приехал вездеход ГАЗ Садко Next. В этом списке Эфиопия является неплохим шагом в расширении сбыта за границу.
Партнерство России и Эфиопии не ограничивается только автомобилями. Планируется запуск грузовых перевозок и расширение авиасообщения. «Росатом» заключил соглашение о строительстве электростанции и прокладке ЛЭП. «Русгидро» ведет переговоры о производстве геотермальной электроэнергии, а «Роснедра» — о сотрудничестве в области геологии и недропользования.
На Восток и дальше
Коммерческий транспорт нужен везде, особенно активно развивающимся экономикам. У российских концернов имеются договорённости аналогичного плана в Азии и Латинской Америке. Получается, практически по всему миру.
АвтоВАЗ ведет переговоры о поставках продукции в ОАЭ и Омане и рассматривает Вьетнам в качестве еще одного перспективного рынка. Кроме того, компания хочет развивать лизинг в странах Африки и Латинской Америки, для чего ведет переговоры с морскими логистическими компаниями.
«Сегодня АвтоВАЗ — достаточно мощное предприятие, обладающее не только промышленным, но и финансовым потенциалом. Мы будем развивать свою лизинговую составляющую и сейчас ведем как раз доработку вопроса по приобретению специальных судов — шаттлов, которые могут направлять нашу продукцию, используя механизм лизинга, в страны африканского континента и дальше — в Латинскую Америку», — сообщил Максим Соколов на саммите «Россия — Африка».
Желание расширяться у российских компаний было давно, а теперь пропали старые внешние и внутренние ограничители. Можно ли считать, что появление по всему земному шару русской техники, объектов энергетики и промышленности — лишь вопрос времени?
🚫Мы много сил вкладываем в качество статей. Поддержите нас лайком и подпиской, если вам это нравится.
Читайте также:
Материал создан при поддержке проекта SFERA