Вот такая, на первый взгляд, "странная" тема...
Итак, по порядку.
С одной стороны...
Все дети рождаются жизнерадостными, любознательными, активными. Природа подарила им возможность развиваться и образовываться естественным путём через подражание, игру, стремление к совместной деятельности и преодолению препятствий, через инстинктивное и интуитивное исследование этого мира и своих возможностей.
Если что-то уже познано, то автоматически становится неинтересно, зато впереди открываются горизонты для новых исследований.
Это про естественное.
С другой стороны...
Педагоги — учёные и методисты — логично рассуждая с научной точки зрения, разработали порядок усвоения всеми детьми необходимых знаний.
Учителя, взяв этот порядок и последовательность на вооружение, перестали задавать себе и детям вопрос ЗАЧЕМ?, равно как и искать ответ на него, перестали использовать естественную среду обитания детей, потребность в самостоятельном исследовании и другие природные механизмы, заложенные природой в детёнышей всех животных и людей, и стали давать знания исключительно так, как предписано логикой учёных-методистов.
Это про искусственное.
С моей точки зрения, налицо подмена. Естественное подменяется искусственным — в головы и души наших детей вместо целостной картины мира, основанной на своём опыте, агрессивно вселяются фрагментарные, противоречивые и упрощённые (т.е. искажённые) понятия и алгоритмы мышления, за границы которых выходить НИЗЗЯ!, вытесняются и нравственные ценности, наработанные многими поколениями, теряются родовые устои, размывается культура.
Детям НЕЛЬЗЯ догадываться и рассуждать самим, НАДО ЗНАТЬ, что сказал учитель или написано в учебнике, чтобы ВЫДАТЬ по первому требованию. Особенно важно это на контрольных мероприятиях и аттестациях. Рассуждать можно ТОЛЬКО так, как это им показали, иначе "неправильно" и оценивается соответственно.
Родителям НЕЛЬЗЯ учить своих детей, ибо они по большей части — "непрофессионалы". Впрочем, как показывает практика, и профессионалы стараются отдать своего ребёнка в руки ещё более авторитетным профессионалам...
Даже родители "семейников", как правило, определяют своих детей на онлайн-обучение специалистам, приглашают репетиторов либо воссоздают школу дома со всеми вытекающими последствиями (расписанием, уроками, проверками, домашними заданиями, оценками, переменами, наказаниями, слезами и психосоматикой...), т.е. со всем тем, что в своё время вынудило уйти из школы.
В результате, взрослым приходится "изощряться" в мотивации детей, придумывать "развлекаловку да забавляловку к обязаловке" к тому, что в естественных условиях получается само собой.
Николай Александрович Зайцев приводил пример: "Представьте себе в русской деревне уроки с детьми 9-и лет по понедельникам и четвергам с 9.00 до 9.45 по дойке козы или прополке огорода по учебникам! Представили? А у нас такие занятия по искусственному развиванию детей никого не удивляют...".
Неестественность ситуации ощущается детьми и активно ими не принимается. Интерес к учёбе и авторитет окружающих взрослых стремительно падает... Место игры и совместного исследования окружающего мира занимают "заигрывания", игровые элементы и занятия-шоу, которые могут быть интересны только на этот момент и быстро надоедают и выветриваются из головы, т.к. не предполагают активной поисковой деятельности в соответствии с сегодняшними интересами ребят, а доверительные отношения между детьми и взрослыми не входят в компетентность педагогов.
Причины такого положения вещей, возможно, кроются:
- в непонимании, чего же мы хотим от детей на самом деле, в нерешённости наших внутренних проблем из своего детства,
- в подмене целей образования: вместо само- и со-образования мы имеем подачу готовых знаний. Мы напрочь забыли, что "научить нельзя, можно только научиться!",
- в отсутствии полноты, научности, системности и наглядности школьных программ,
- в отсутствии преемственности их между классами и между школьными дисциплинами,
- в желании "упростить" процесс усвоения знаний под возраст детей, что тянет за собой, во-первых, их искажение, а, во-вторых, самого́ смысла познавания, не учитывает уникальности восприятия каждым учеником, темперамента, генетической или родовой предрасположенности ребёнка, культуры его семьи и социальной среды, в которой он растёт,
- в закостенелости методов и приёмов обучения и нашего неумения и нежелания их анализировать и, в случае необходимости, быстро менять,
- в критическом отставании школьной программы от науки и современности...
Вы не подумайте, я не против профессионалов в деле образования (сама одна из них), я против единого искусственного алгоритма и темпа образовательного процесса для всех и исключения родителей из процесса образования их детей.
Для меня педагогика — это не технологии и не методики, педагогика — это искусство, талант к которому дан от природы ВСЕМ взрослым, особенно родителям, у них он включается на щелчок.
Вопрос в культуре нашего общества: развиваем ли мы этот талант или зарываем в землю, снимая с себя ответственность за своих детей и перекладывая её на "профессионалов"?
От многих родителей я слышу фразу: "Наше дело родить и обеспечить, а воспитывать и обучать должны специалисты!". Тем временем специалисты делятся на три категории. Одна из них считает, что родители обязаны сами учить детей (а их дело проконтролировать результаты), другая — что родители ничего не смыслят в педагогике и всё только портят, и их на пушечный выстрел нельзя подпускать к своим детям, а третьи пользуются то одной установкой, то другой в зависимости от ситуации.
Как-то я вела в городе "Родительский Клуб", к нам пришла одна замечательная творческая мама, которая так с порога и заявила:
— Как здо́рово, что вы здесь есть! Заберите, наконец, у меня моего Вовку, пока я его не убила!
Вот так!
Вернёмся к русскому языку.
Что же с ним делать, как его преподавать?
Ответ простой:
* начать учиться вместе с детьми заново и совсем-совсем не по-школьному,
* наглядно показать всю систему языка, а не давать знания о нём,
* убрать заучивание правил, письмо упражнений и работу над ошибками (последняя только закрепляет их в подсознании) и начать играть с системой языка, параллельно занимаясь каллиграфией, не смешивая два этих занятия.
* объединить грамматику родного языка с прекрасными образцами разных жанров фольклора и классической литературы, с историей родной страны, в первую очередь, своей семьи и родного края, культурой, народным творчеством, с музыкой, рисованием, математикой...
Короче, вдохнуть жизнь в урок или учиться, играя, у жизни здесь и теперь, перестать заботиться о школьной программе в детских головках и начать растить здравомыслящее, грамотное и культурное поколение.
Пока естественная грамотность и оснащение программными знаниями — весьма далёкие друг от друга цели.
Хотя возможности для их объединения ещё 30 лет назад показал нам Николай Александрович Зайцев.
Интересно? Подробности в записи недавнего вебинара: https://semia-shkola.ru/vebrusz .
Давайте расти вместе со своими детьми культурными и грамотными!
************************
Смотрите, читайте, подписывайтесь, лайкайте, комментируйте!
Будем вместе познавать свой родной язык вместе с Н.А.Зайцевым!