- Вика, сколько это может продолжаться? Сестра же тебе дочь на шею посадила! Всё, я срочно командировку, - Алексей поцеловал растерянную жену и заглянул ей в глаза.
- Я уже разговаривала с Ксюшей, - ответила Вика, вздохнув, - ничего так и не узнала, одна абстракция. Завтра сестре позвоню, чтобы понять, что там у них с общежитием.
Алексей с Викой в Москве уже 20 лет.
Приехали из маленького городка, закончили один университет, поженились и устроили здесь свою жизнь так, как планировали. Дети, карьера, квартира в хорошем районе - все это не сразу, но реализовалось.
Москва любит упорных - вот что поняли супруги и не давали себе поблажки, пока не добились поставленных целей.
Они оба программисты. Вика работает в банке, занимается тестированием программ, а Алексей ведёт проекты частных компаний удалённо. Старший сын Егор в этом году закончил школу, поступил в университет в Санкт-Петербурге и теперь живёт там, а дочь Яна учится в 8 классе.
У супругов трёхкомнатная квартира и когда Егор уехал, Алексей в его комнате сделала кабинет. Он часто работает допоздна и чтобы не мешать жене и дочери, теперь обосновался там.
В августе Вике позвонила сестра, которая осталась жить в их родном городе. Маша развелась, воспитывала дочь одна, и каждое лето они приезжали к ним в Москву погостить.
- Викусь, привет! - сказала радостно Маша по телефону. - Поздравь нас, Ксюха поступила в медицинский! Она у меня такая молодец!
- Поздравляю! Умничка!
- Мы документы все собрали, в воскресенье посажу её на поезд, а ты там встречай. Пока общежитие не получит, пусть у тебя поживет.
- Конечно, не вопрос.
Родители умерли, когда Маша заканчивала школу, а Вика училась в университете в Москве. Сначала отец умер от инфаркта. Мать девочек очень его любила и после смерти мужа прожила всего три года.
Вика забрала Машу в Москву, чтобы она закончила там школу. После выпускного сестра сказала, что Москва ей не нравится и учиться дальше она не хочет. Поэтому Маша вернулась в их родной город в родительскую квартиру, нашла работу на местном рынке и до сих пор там живёт.
Когда Маша с дочкой приезжали летом к сестре, она всегда старалась организовать им культурную программу, устроить получше, накормить всем самым вкусным. Алексей считал, что Вика слишком заботится о них, а в ответ сестра лишь пользуется её добротой.
- Вы с сестрой такие разные!
Говорил Вике муж, - Машка бы никогда для тебя ничего не сделала так, как ты всегда о них заботишься.
- Почему ты так думаешь? Если бы понадобилось, конечно бы она меня в беде не оставила.
- Да брось. Они всегда приезжают с пустыми руками, живут у нас два месяца и даже готовить тебе она никогда не помогает.
- Лёша, ну у неё и работа тяжелее, чем у меня. Она не в офисе сидит в мягком кресле, а на рынке торгует. Хоть здесь пусть отдохнёт. На подарки просто денег не хватает, ты же знаешь, какие там зарплаты. А у нас с тобой и так всё есть.
- Да я не говорю, что надо с дарами ехать и деньги тратить. Варенья бы домашнего привезла, приятно же, когда с гостинцами. Не знаю, может меня просто так воспитали, что в гости с пустыми руками не ездят.
Она встретила Ксюшу и разместила её в комнате сына.
Алексей перенёс свой компьютер обратно в спальню, а ночью брал ноутбук и работал на кухне, когда была такая необходимость.
Сестра Вики очень любила дочь, всё детство старалась дать ей самое лучшее, заботилась о ней и опекала, даже слишком. Ксюша была умной девочкой, но совершенно неприспособленной к самостоятельной жизни. Уборкой, готовкой и решением всех бытовых проблем всегда занималась Маша, ограждая дочь от любых сложностей.
- Ты чего тут сидишь одна? - Вика пришла пить кофе утром и обнаружила племянницу на кухне, - не спится?
- Я рано люблю вставать, - ответила Ксюша, - просто решила подождать, когда вы проснётесь, и мы позавтракаем.
- Ксюша, ты не стесняйся. Если рано встала, не нужно ждать - можешь наливать себе чай, брать любые продукты из холодильника и завтракать. Что ты любишь есть утром?
- Мне завтрак всегда мама готовит, я не умею, - ответила Ксюша. - Обычно это омлет с овощами.
Вика не видела племянницу с прошлого лета и отметила, что она очень повзрослела за год. Но не понимала, как сестра могла не подготовить дочь к взрослой жизни. В общежитии ей точно никто готовить не будет.
Супруги обычно не завтракали. Алексей вставал не раньше одиннадцати и начинал день с кофе, а Вика уезжала на работу рано, чтобы не стоять в пробках и завтракала в бизнес-центре.
Теперь она сначала готовила завтрак племяннице, а потом собиралась на работу. Когда просыпался Алексей, то сначала убирал со стола и мыл посуду, потому что Ксюша после завтрака оставляла все на столе и уходила в комнату.
- У нас Янка с пятого класса знает, что надо помыть за собой посуду, прежде чем уйти, - говорил Алексей вечером жене, - а сейчас завтрак себе сама организовывает перед школой, я думал у всех взрослых детей так.
- Я тоже удивилась, если честно. Как она будет сама жить? Не понимаю, как Машка так её занянчила.
- Вика, поговори с ней, объясни, что уже пора это все уметь. Ну или просто предложи завтракать самостоятельно, а не вставай ради этого на полчаса раньше, как сейчас.
- Я пробовала. Сказала ей недавно, что не смогу утром приготовить, чтобы сама поела. Так она просто не стала есть, представляешь?
Позвонила матери и жаловалась, что голодная.
Маша мне потом сообщение написала, попросила не бросать ребёнка без питания. Хотя, какой она ребёнок?
В сентябре началась учёба и Ксюша проводила весь день в университете. Вика по-прежнему готовила и убирала за племянницей. Алексею не нравилось, что жена взвалила на себя столько забот, но если кто-то из них пытался научить Ксюшу быть самостоятельной, сразу звонила Маша и пыталась их пристыдить за то, что они бросают родного им человека.
Прошло уже полгода, Ксюша училась в университете и продолжала жить у родственников. Вика уставала на работе и от забот, свалившихся на неё с приездом племянницы. Они ссорились из-за этого с Алексеем и она понимала, что долго так не продержится. Муж стал чаще соглашаться на командировки, чтобы меньше ссориться с ней.
- Ксюш, как там у тебя с местом в общежитии? - спросила Вика как-то вечером.
- Так я ведь не стою в очереди, - ответила племянница, - я написала отказ, потому что пока Егор в Питере, у вас все равно комната свободна. Мама посоветовала, сказала, что не прогоните.
Вика была в шоке. Все это время она думала, что Ксюша скоро получит место в общежитии и они будут жить, как прежде. Она не представляла, как отреагирует муж, он последнее время работал каждую ночь и был на нервах.
- Ксюша сказала, что написала отказ от общежития, - Вика позвонила сестре, - ты со мной это обсудить не посчитала нужным?
- Я подумала, что это не обязательно. Ты что, отказала бы мне? Ты права, Ксюша не готова к самостоятельной жизни, нужно за ней присматривать. А кроме тебя у нас никого нет.
- Тогда сними ей квартиру и приезжай заботиться сама, потому что я не планировала это делать постоянно.
- Я вообще-то работаю, да и квартиры в Москве кучу денег стоят. Ты же её не выгонишь?
- Маш, мои дети выросли, в старших классах уже вели себя, как взрослые самостоятельные люди. А с Ксюшей у меня ощущение, что в доме маленький ребёнок.
- Родители до самой смерти о нас заботились, если ты помнишь. А сейчас тебе сложно родственникам помочь?
- Нас никогда не освобождали от домашних обязанностей, мы умели о себе заботиться, и родителям по дому помогали, так что не сравнивай. Пусть Ксюша заново пишет заявление на общежитие, а я проконтролирую.
- Не ожидала от тебя такой подлости, сестра!
Маша бросила трубку.
Вечером Вика рассказала мужу о разговоре с Машей. Ей ситуация казалась безвыходной. Она была уверена, что Ксюша не станет писать заявление, чтобы ей дали место в общежитии. Племянница уходила рано, возвращалась с учёбы вечером и закрывалась в комнате. Приходила ужинать, когда на кухне уже никого не было.
- У меня был клиент год назад, который обновлял сайт с электронной регистрацией заявлений для приёмной комиссии медицинского, я попробую найти знакомых. Поспрашиваю, что можно сделать, чтобы получить место в общежитии, - предложил Алексей.
- Если получится, будет здорово, - вздохнула Вика. - Я ведь её не выгоню, Маша это знает, а сама она делать ничего не будет.
Пока Алексей искал знакомых, чтобы выбить место в общежитии для племянницы, Вика продолжала о ней заботится, а Ксюша всё больше наглела. Если ей что-то не нравилось, она звонила матери жаловаться и рассказывала, что Вика постоянно недовольная ходит. С родственниками Ксюша старалась вообще не разговаривать. После учёбы закрывалась в комнате, часто ела в кровати то, что покупала по дороге домой, а если ужинала на кухне, то грязную посуду продолжала оставлять на столе.
Маша больше не звонила сестре. Но, когда дочь на что-то жаловалась, строчила полотна сообщений и просила помочь, взывая к совести Вики.
Алексею удалось через знакомого найти возможность получить место в общежитии для Ксюши. Вечером они с Алексеем дождались, когда племянница вернётся из университета и рассказали ей об этом.
- Вы меня выгоняете?
Спросила Ксюша удивлённо. - А мама в курсе?
- Ещё нет, - ответила Вика, - ты ведь взрослая и уехала из дома, чтобы учиться и быть самостоятельной.
- Я была уверена, что вы меня не выгоните и я могу у вас жить, пока учусь. А теперь как же?
- Уговор был другой, - вмешался Алексей, - ты живёшь у нас, пока не получишь место в общежитии. Теперь тебе его предоставили!
- Ксюша, - Вика видела, что племянница расстроилась и хотела её поддержать, - мы тебя не бросаем, ты всегда можешь обратиться к нам за помощью, приехать на выходных. Но пора повзрослеть и научиться заботиться о себе.
- Да уж, видно, как не бросайте! - огрызнулась Ксюша и закрылась в комнате.
На следующий день Маша звонила сестре и упрекала её в бессердечности. Но Вика отстаивала своё решение и сказала, что они с мужем помогут племяннице с переездом. Она не сдалась, несмотря на угрозы сестры рассказать всему родному городу о том, как она поступила с её дочерью.
Всю неделю Ксюша приходила намного позже, чем обычно, а уходила раньше. Вещи она не собирала, и супруги понимали, что она старается с ними не встречаться, чтобы не переезжать.
Тогда Вика сама собрала её вещи, аккуратно всё сложив в чемоданы. Приготовила домашней еды, чтобы племяннице хватило на первое время, и когда Ксюша вернулась, они с Алексеем уже были готовы отвезти её в общежитие.
На следующий день Маша позвонила Вике и умоляла её передумать.
Она говорила, что Ксюша ест только всухомятку и не высыпается из-за шумных соседок по комнате, которые шляются по ночам где попало, а потом хлопают дверью, когда приходят. В красках расписывала, что общежитие страшнее тюрьмы, и там никто о бедной девочке не позаботится. Вика молча слушала, но сказала сестре, что Ксюше пора повзрослеть, и она не может продолжать жить у них.
В понедельник Вика возвращалась с работы пораньше, чтобы полежать в ванной и посмотреть фильм вечером. Алексей уехал в командировку, и они с дочерью планировали провести этот вечер за фильмом и сладостями.
На кухне сидела Маша и пила чай с Яной. Вид у неё был недовольный.
- Думала и не дождусь тебя. Что так долго? - спросила Маша.
- Откуда я знала, что ты приедешь. Хоть бы позвонила.
- Я всего на один день, у меня уже автобус скоро. Выходной на рынке только в понедельник, ты же знаешь. Пришлось треть зарплаты на эту поездку потратить! - Маша всегда была склонна к преувеличениям, когда давила на жалость. - Приехала и сразу к Ксюхе в общежитие, даже не ела ничего.
- А что случилось? К чему такая спешка?
- Она ещё спрашивает, что случилось! - Маша посмотрела на Яну. - Янка вон под твоим крылом, а мою ты выгнала, как чужую. Я как увидела её, так обомлела - кожа да кости!
Ты даже готовить её не научила, а уже за порог отправила! Она пыталась себе что-то сварить и руку обожгла, теперь с ожогом на лекции ходит. Вик, забери её оттуда, пока она совсем себя не покалечила!
- Маша, что ты несёшь, это ты должна была её готовить научить. А ещё убирать за собой и помогать другим. Общежитие - хорошая школа жизни, повзрослеет и всему научится.
- Ты бы видела этих девок там! - не успокаивалась Маша. - Знаешь, как легко свернуть не туда? Она у меня воспитанная, наивная девочка, а они все уже гулящие! Если её кто-то обманет и она забеременеет, то это будет твоя вина! Тебе ребёнка и отдадим на воспитание, раз это ты мою Ксюшеньку дома лишила и не доглядела!
Маша встала, взяла сумку и ушла, не попрощавшись. Она ещё какое-то время звонила и писала сестре сообщения, обвиняя, что та бросила её дочь на произвол судьбы. Вике было неприятно, она тяжело переживала ссору, но понимала, что поступила правильно. Потом Маша написала: “Больше не хочу тебя знать” - и после этого перестала звонить и писать.
- Всё равно помиритесь, - говорил Алексей, - дай ей время остыть и понять, что Ксюше пора повзрослеть.
Вика знала, что буря утихнет и они снова начнут общаться. Ей было неприятно слышать столько обидных слов в свой адрес, но и ухаживать за племянницей целых восемь лет, как за маленьким ребёнком, она не собиралась.