Конечно, многомужество было незаконным (и продажа жен была незаконной, что я тоже упомяну ниже). И такие случаи расследовала духовная консистория. Одно такое дело я тут приведу в пример. Но оно было совершенно не редким случаем.
Речь идет о рекрутской повинности, из-за которой мужчины были вынуждены становиться солдатами на всю жизнь, а с конца 18 века срок сократили до службы в течение 25 лет. Жена при этом всю жизнь жила одна, дожидаясь своего мужа, и даже не зная, жив ли он, потому что хоть военное начальство и обязано было уведомлять семью о гибели солдата, многие этого не делали. И только если она станет вдовой, есть шанс снова завести семью.
Многие девушки, зная, что парня могут забрать в солдаты, вообще не выходили за них. Но случаи всякие бывали. Поживут два года, и мужа вдруг призывают в рекруты.
Вот пример:
"Крестьянин Карп Васильев был повенчан с Анной Яковлевой в 1753 г. В момент заключения брака Карпу было 25 лет, а его невесте Анне всего 13 лет. Карп Васильев был призван в рекруты в 1755 г., пожив семейной жизнью всего два года. Его жена Анна Яковлева стала
солдатской женой. 34 года она жила одна.
Однако в 1789 году Анна Яковлева обвенчалась с вдовым экономическим крестьянином Карпом Фроловым, и к возвращению Карпа Васильева из армии они уже 8 лет как жили вместе на законных, по их словам, основаниях.
Анна рассказывала, что «за пришествием времени кто-то, а кто именно не упомнить, сказал, что муж её в полку помре, она и вышла в замужество за экономического вдового крестьянина».
Брак Анны Яковлевой и Карпа Васильева был заключён в приходской церкви священником Василием Михайловым и его родным братом пономарём Тимофеем Михайловым, которые к моменту расследования дела консисторией были уже мертвы. Анна и её новый муж Карп были венчаны «не ночью, а днём и при свидетелях, а именно того села и ведомства крестьянине Максиме Иродионове и крестьянке Устинье Стефановой». Свидетели так же подтверждали тот факт, что слышали, что солдат Васильев в полку умер.
В 1793 г. пожизненный срок службы был заменён 25-летним, и отставной солдат Васильев вернулся домой".
Тут начинается еще один интересный и, конечно, незаконный момент. Бывший солдат предложил новому мужу, чтобы тот выкупил его жену.
Когда Карп Васильев узнал о том, что его жена живёт с другим, он пришёл к экономическому крестьянину Карпу Фролову спросить его и жену Анну Яковлеву, венчаны ли они, на что они ему ответили, что «подлинно венчаны».
Тогда Васильев сказал Фролову: «Я уже стар и к работе не способен ни к какой, сегодня и жену мне взять себе кормить нечем, а не согласишься ли ты, крестьянин, со мной помириться и дать мне что либо из денег на пищу, а жену мою держать в доме своём и кормить по смерть?».
Поговорили они между собой полюбовно и солдат жену свою продал крестьянину за 50 рублей и «приказал жить ей в доме того крестьянина повсе».
25 рублей Фролов заплатил Васильеву сразу, а остальную часть суммы договорились уплатить, когда Васильев даст ему письменную расписку об их уговоре.
Об этом деле узнал местный священник и донес куда следует. Так в 1805 году духовная консистория стала расследовать дело о незаконном сожительстве. На тот момент женщине было уже 65 лет, а ее первому законному мужу - 77. Новый брак расторгли. Что было дальше - не известно.
Эти ситуации двоемужия солдаток (и оставленных по другим причинам жен) были настолько распространены, что в середине XIX века правительство попыталось усилить контроль над подобными случаями. Для предупреждения двойных браков в середине XIX в. предписывалось на видах на жительство ставить отметки о браке, а новый брак заключать в случае подтверждения смерти. Также отметка о браке делалась в паспортах, а у солдат - в отпускных билетах.
Но самым главным, что повлияло на уменьшение случаев двоемужия, думаю, стало сокращение сроков рекрутской повинности. Когда солдаты перестали покидать семью на всю жизнь или даже 25 лет, тогда и необходимость в этом отпала. Да и документацию стали вести построже.
Источник этой истории: публикация БРАК И РАЗВОД "ПО-СОЛДАТСКИ" В XVIII В.: ОПЫТ CASE STUDY. Автор: Александрова Дарья Константиновна,
Тульский государственный педагогический университет им. Л. Н. Толстого, факультет истории и права