Судя по греческой мифологии история мира началась с нескольких отцеубийств. Ну или как минимум отцепокушений: Кронос оскопил серпом своего отца, бога неба Урана, а Кроноса, спустя некоторое время, его сын Зевс заключил в недра Тартара.
Причем и Уран, и Кронос заранее предполагали, что такое с ними может произойти, поэтому первый возвращал своих детей в их мать-землю, Гею, а второй сам их проглатывал.
У греков это всё, конечно, не оригинал, а честно спёрто из Месопотамии (ты списывай, только не точь-в-точь).
В Месопотамии был верховный бог неба Ану, которого сверг сын Кумарби (во всяком случае так записано у хурритов и хеттов), а его сверг сын Тешуб. У хеттов Ану тоже изначально сверг своего отца, Алалу.
Вопрос вот в чем: может ли быть такое, что такие легенды - это отголосок настоящего принципа наследования власти у древних племён?
Единственное хоть какое-то действительно историческое свидетельство о чем-то подобном в мировой культуре - это древнеримский город Ариция (сейчас он называется Аричча), возле которого находилось озеро Неми.
Возле озера располагалась священная роща Дианы, а в ней дерево, около которого в античные времена стоял на посту вооружённый жрец. Чтобы стать таким немийским жрецом, нужно было убить предшественника, и каждый жрец знал, что рано или поздно он будет убит своим преемником.
Вот и всё. По сути, на момент описания этой традиции, она уже явно была пережитком чего-то очень давнего и забытого. Во всяком случае, чаще всего жрецами Дианы Аррицийской становились беглые рабы, для которых эта "должность" была возможностью легализовать свой побег и немного продлить себе жизнь. Светоний (I-II вв н.э.) писал, что Калигула лично подослал убийцу к одному из таких жрецов, который по мнению императора, слишком зажился.
Что мы можем вывести из этих данных? Пока, пожалуй, только то, что по какой-то причине жрец в Ариции не умирал своей смертью, а должен был быть убит.
Есть тут, правда, ещё один момент, который может позволить расширить этот вывод. А именно то, что официально титул этого жреца на латыни звучал как Rex Nemorensis, то есть Неморенский Царь. И вот это смешение ролей царя и жреца уже может отсылать нас к тем временам, когда обе эти функции выполнял один человек. А значит, возможно, в каких-то традициях и царя (вождя?) нужно было убить, чтобы стать его преемником, а это явно перекликается с мифами, которые были упомянуты в начале статьи.
Слияние ролей правителя и религиозного лидера действительно существовало в истории и было свойственно и Китаю, и Малой Азии, и германцам, и майя. Скорее всего, изначально, когда племенное устройство только формировалось, функции вождя и шамана могло выполнять одно лицо, а уже позднее эти роли разделились. Кроме того, во многих ранних государствах правителя считали посредником между богами и людьми, а зачастую даже потомком богов: в Древнем Египте фараон и сам считался богом, в Китае император - Сын Неба, обожествляли императоров и в дохристианской Римской Империи.
Может ли быть такое, что фигуры бога, царя и жреца когда-то были очень близки между собой, а в сочетании с каким-то варварским обычаем убивать того, кто их воплощал, всё это легло в основу некоторых мифов про отцеубийства у богов?
Для погружения в тему пройдёмся по принципам устройства власти у разных, не связанных с европейской цивилизацией народов.
- австралийские аборигены
По сути никаких вождей у них было. Была некая демократия, или, скорее, геронтократия: старые влиятельные мужчины собирались на совет и принимали все важные решения. Каждый из этих стариков был предводителем своего тотемного клана, и одной из их обязанностей являлось совершение магических ритуалов на пользу тотема и клана. Поскольку большая часть тотемов - это животные и растения, то от старейшин ожидали обеспечение пищи для племени. Кроме того, классический вызов дождя тоже был на них.
- меланезийцы
Местные вожди имели авторитет, основанный исключительно на их способностях общаться с могучими духами и влиять на них. Таким образом, пока люди считали, что за непослушание вождь силой духов нашлет на них болезнь, они его слушались. Кроме того, от него зависела солнечная и дождливая погода, болезни и здоровье, победы и поражения. Как только люди начинали разуверяться в его способностях, заканчивалась и его власть.
Племена Африки:
- гого, группа банту, Танзания
Власть вождя строилась на его умении вызывать дождь.
- племена Верхнего Нила
Вождь был знахарем, и основной его обязанностью тоже был дождь. У вождя имелся горшок с дождевыми камнями. Чтобы вызвать дождь, он погружал камни в воду, а палкой, очищенной от коры и расщепленной сверху, делал тучам призывный знак, бормоча заклинание. Для другого метода нужен был большой камень с углублением, куда вождь наливал воду, клал в неё внутренности овцы или козы, а затем разбрызгивал эту воду в воздух.
Все эти вожди чаще всего умирали насильственной смертью - обычно во время засухи, когда разъярённый народ приходил к выводу, что в услугах этого человека более не нуждается. Причем племя считало, что само существование этого вождя задерживает дождь, поэтому нужно было от него избавиться полностью, а не просто изгнать. После смерти отца вождем становился сын.
- ленду, Конго
Эти люди тоже считали, что некоторые с рождения обладают способностью вызывать дождь, и тот, кто считался владеющим этим умением, становился вождем.
- фан, группа банту, Гвинея, Габон, Камерун
И здесь тоже вождь и знахарь был одним лицом, а еще кузнецом, потому что эта профессия считалась священной, и к ней допускали только вождей.
И все они тоже, не задумываясь, избавлялись от своего вождя в случае засухи, голода или неурожая.
Европа
Трудно сказать, когда "просвещённые европейцы" окончательно избавились от веры в то, что король обладает магической силой, потому что ещё в Средние Века, когда король Дании Вальдемар I (1131-1182) ездил по своим землям, матери приносили ему младенцев, а крестьяне - семена, чтобы он к ним прикоснулся для благословения, что должно было помочь их росту и развитию.
Последним проявлением такой веры была повальная эпидемия золотухи, от которой, по мнению народа, могло исцелить прикосновение монаршей особы. В Англии "лечением" занималась ещё королева Елизавета I в XVI веке, а также Карл I и Карл II в XVII. Официально последнее наложение рук короля для исцеления произошло во Франции в 1825 году.
В этом же году, для сравнения, начала функционировать первая в мире железная дорога, и тут же рядом происходила процедура, ничем не отличавшаяся от обычаев, например, туземцев с острова Тонга, которые тоже считали, что их вожди лечат от болезней своим прикосновением.
Всё это подтверждает, что роль правителя изначально вышла из роли мага и\или была неразрывно с ней связана.
Кроме того, судя по всему, изначально фигуры мага\вождя и бога тоже не были кардинально разделены. Бог мог воплотиться в человеке, почему бы и нет. Бог - это ведь был просто очень могущественный колдун, который творит те же заклинания, что и маг, просто со стопроцентной эффективностью.
Считалось, что бог может вселиться в человека на время. Так, на Гавайях верховный правитель, персонифицирующий бога, изрекал оракульские ответы из-за укрытия в виде плетенки. Существовали подобные оракулы и в Полинезии, и они по сути являлись тем же самым, что и древнегреческий оракул. Когда бог вселялся в жреца, он начинал трястись, иногда кататься по земле с пеной у рта, и при помощи криков и воплей сообщал волю богов. Другие жрецы интерпретировали эти указания и передавали народу.
Были случаи, когда люди считались воплощенным богом пожизненно. Например, на Маркизских островах (Полинезия) считалось, что есть люди, обладающие властью над природой, и чтобы отвратить их гнев, им приносили человеческие жертвы. На каждом острове такой человек был один, самое большее два. Жили они в уединении, и считалось, что их способности передаются по наследству. Вот как описывает одного из таких "богов" Фрэзер со слов свидетеля:
Богом был глубокий старик, живший в большом огороженном доме, где было установлено нечто вроде алтаря. На перекладинах и на деревьях вокруг дома головами вниз были развешаны скелеты людей. Внутрь ограды не входил никто, кроме лиц, посвятивших себя служению богу; простые люди могли проникнуть за ограждение только в дни, когда приносились человеческие жертвы. Этот человекобог получал больше жертвоприношений, чем все другие боги. Часто он восседал перед своим домом на чем-то вроде эшафота и требовал принесения двух или трех человеческих жертв сразу. Требование всегда удовлетворялось, потому что он внушал сильнейший ужас. Все островитяне обращались к нему с молитвами и со всех сторон к нему стекались подношения.
Благодаря подобной вере женщины галла (Эфиопия и Кения) могли устроить себе внезапный выходной:
Когда у галла женщина устает от забот по хозяйству, она начинает говорить бессвязные речи и нелепо вести себя. Это признак того, что на нее снизошел святой дух Калло. Муж тут же простирается перед ней. Она не именуется более супругой, а носит титул „повелительницы“. Она не печется более о своих домашних делах, и ее воля становится божественным законом.
Кстати, до сих пор во главе всех лам стоит далай-лама, в котором видят живого бога, и который после его смерти каждый раз воплощается в новом ребенке (благо, старого не убивают).
Но почему в некоторых культурах убийство такого человека - жреца или воплощенного бога - требовалось?
Вероятно, нужно было, чтобы бог вселился в нового человека, более молодого и сильного. И иногда у правителей, воплощавших богов, был определенный срок исполнения таких полномочий.
В Камбодже, например, имелись Царь Огня и Царь Воды, которые жили поочередно в семи башнях. Они не видели ни людей, ни друг друга, но люди оставляли им у башен всё необходимое для жизни. Царствование длилось по семь лет, то есть по одному году в каждой башне, но многие не доживали до конца срока. Должности эти были наследными. Им не нужно было работать, их всем обеспечивали, но никто не хотел ими становиться - потому что они не умирали естественной смертью. Их убивали ударом кинжала, тела сжигали, а пеплу поклонялись следующие пять лет.
Даже считаясь богами, эти люди должны были умирать. Для нас сейчас смерть бога звучит странно, но боги архаичных легенд тоже были смертны, по образу и подобию человека. Аборигены Гренландии полагали, что даже могущественнейший из богов может погибнуть от ветра и что его ждет верная смерть, если он прикоснется к собаке. Североамериканские индейцы считали, что великий дух, сотворивший мир, давно мёртв. Одно из племен Филиппинских островов считало, что могила творца расположена на вершине Кабунианской горы. На Крите греки показывали могилу Зевса, а тело Адониса по преданию покоилось в Дельфах. В городе Мендес лежала якобы мумия Осириса.
Конечно, смерть преследовала и бога, воплощенного в человеке. И если этот человек умрёт, неизвестно какие бедствия придут на землю. Поэтому при первых признаках слабости такого человека нужно было убить, чтобы перенести душу в сильное и молодое тело. Ведь если человек умрёт естественной смертью, значит душа покинула тело добровольно, и не факт, что вернется. А если вернется, то сохранит эту слабость и дряхлость, присущие её последнему телу. Поэтому нужно взять этот процесс под контроль.
В Конго считали, что если жрец умрет своей смертью, то погибнет весь мир. Поэтому перед смертью к нему приходил преемник с веревкой и дубиной, и убивал его. Царей в Эфиопии почитали как богов, но жрецы могли послать к ним гонца с приказанием умереть, ссылаясь на приказ, полученный от бога. В Северной Африке вождь племени фазокль должен был каждый день совершать обряд под священным деревом. Если он не мог сделать этого три дня подряд, то его вешали на этом дереве.
Самый яркий пример принесения в жертву людей, олицетворяющих бога, конечно, известен у ацтеков. Например, праздник Токстатль - в честь великого бога Тецкатлипока. В течение целого года перед празднованием одного из юнош назначали богом и воздавали ему немыслимые почести. На празднике его приносили в жертву - бог как бы умирал и воплощался в следующем юноше. Выбор всегда падал на самых красивых, стройных и гармонично сложенных молодых людей, не самых высоких, но и не самых низких, не полных и не тощих (иногда от слишком хорошей и обильной еды такие избранники начинали толстеть, и тогда жрецы заставляли их сбрасывать вес обратно). Их наряжали в золото и драгоценные камни, на шею вешали ожерелья из раковин, а на бедра надевали повязку из дорогой ткани. Когда он ходил по улицам, все прохожие должны были падать перед ним на землю в поклоне, женщины подавали ему своих младенцев для благословения.
К воплощенному богу была приставлена стража из восьми человек, которые с одной стороны прислуживали ему, а с другой следили, чтобы он не сбежал (если побег жертвы происходил, то его сменял начальник стражи). За три недели до финала богу выдавали четырех девушек, как бы богинь.
А в самый последний день он вместе с девушками и свитой на царском каноэ плыл на так называемый Остров Разлуки, где жены с ним прощались. Свита же следовала за ним к небольшому пирамидальному храму. Бог должен был подняться на вершину, причем на каждой ступени он ломал по одной флейте из тех, на которых играл в последнее время. Наверху его ждали жрецы, которые и производили жертвоприношение - сердце несчастного приносилось в дар Солнцу.
Таким образом, мы видим много ниточек, связывающих в представлении людей прошлого образ царя, жреца и бога.
Есть, возможно, отголоски таких представлений и в сказках. Есть, например, долганский миф (тюркский народ на территории России), где пока царь был силён, "...дети рождаться не прекращали, люди, умирая, не кончались". Но потом у царя рождается дочь, она вырастает и достигает брачного возраста. И вот тут: "Дичь перелетать перестала, рыба пропадать, уменьшаться стала. Трава же их расти перестала". То есть определенный возраст детей давал знак, что их отец, правитель, уже находится на закате своих возможностей (причем, в первую очередь, магических). В этом мифе с неба исчезает солнце, царь даёт задачу добрым молодцам вернуть солнце, а победителю обещает свою дочь в жены.
То есть в наших и европейских сказках, где царь тоже устраивает подобные состязания и обещает победителю дочь, хоть и не сохранились упоминания о том, что от царя зависит благополучие самой природы в его стране, может быть такое, что изначально имелось в виду именно это. Стареющий царь должен отдать свою власть до того, как ослабнет и одряхлеет. А поскольку исторически преемник царя должен был убить, царь исхитряется устраивать такие трудные задачи, чтобы этого по возможности не произошло. Наличие взрослой дочери и её жениха - смертельная опасность для царя в этой забытой вселенной.
Вот в этом и заключается версия - когда-то вождя убивали при первых признаках старения, и этот обычай оставил еле уловимые следы в сказках, а также элементы в мифологии.
Источники:
- Фрэзер "Золотая ветвь"
- Пропп "Исторические корни волшебной сказки"