Художники могут вдохновляться самыми разными темами. Иногда картины интересны еще и бытовыми подробностями. Давайте рассмотрим тему гигиенических процедур, нанесения макияжа и процесса одевания. Как, чем и где мылись люди в 18-19 веке. Существует стереотип, что люди в то время мылись редко, за гигиеной не следили, а потому дурно пахли, иногда перебивая вонь духами. С одной стороны представления о гигиене действительно были туманными, да и санитарными нормами в современном понимании часто пренебрегали просто по незнанию. При отсутствии водопровода помыться было делом хлопотным. Но все-таки по мере возможностей за гигиеной следили. Чем состоятельнее был человек, тем больше было этих возможностей.
Владельцы дворцов и особняков могли позволить выделить отдельное помещение под уборную. Она выглядела как полноценная комната, с паркетом и обоями, где стояла ванна, ретирадное кресло (прообраз современного унитаза, но с ночным горшком), биде, рукомойником и не только. Иногда все это могли хранить в будуаре, но ванны и кресла обычно маскировали. На картине Антуане Жана Этьена Фэвра, работавшего под псевдонимом Тони (1830–1905), мы видим подобную уборную или будуар. Девушка пользуется прекрасным умывальником из делфтского фаянса.
Туалетную тему не раз затрагивал Буше. Художник любил пикантные сюжеты, а эта тема казалась очень даже пикантной. Есть у него даже картина с писающей дамой. На картине туалет мы видим служанку, наполняющую водой биде, а также ночной горшок, вернее, бурдолю. Так называлось вытянутое судно, которое можно было легко поместить под юбку.
Еще один обязательный элемент приготовления на картинах Буше - Пудрамант, накидка, которую надевали перед нанесением пудры, чтобы не испачкать одежду.
Эта девушка живет скромнее. У нее нет возможности выделить себе полноценный будуар, и воду она себе греет сама, в отличие от героинь Буше.
Еще одна дама с биде. Брошенная на пол роза с осыпавшимися лепестками может быть намеком, что героиня ведет нескромный образ жизни.
Изображение ванных комнат можно увидеть на картинах импрессиониста Густаве Кайлеботта. В то время они перестали быть относительно редким явлением. Теперь они встречались и в домах представителей среднего класса.
Бельгийский художник Альфред Стивенс добился успеха в Париже. Известно, что на данной картине изображена дама полусвета, содержанка. Кран в виде лебедя - отсылка к мифу о Леде и Лебеде. Развратник Зевс превратился в прекрасного лебедя, чтобы в таком обличье подобраться к красавице Леде и овладеть ей.
На картине Карла Блоха можно увидеть другую пикантную деталь - на женском нижнем белье - прорезь. Женские панталоны представляли собой две штанины, соединенные сверху, а между ними был разрез для гигиенических нужд. Здесь разрез на юбке.
Еще более пикантный сюжет на картине неизвестного автора в одном из американских музеев. Служанка подает женщине губку, насаженную на палку. Такую конструкцию использовали для интимной гигиены. Этим мылись не только снаружи, но изнутри. Способ был в ходу прежде всего среди жриц любви. Судя по интерьеру, наличию прислуги и браслету, перед нами успешная куртизанка.
Еще одна картина с похожим сюжетом. Да и кровать такая же. Сверху на изголовье - ракушка, а моллюски могли быть фривольным символом. Также можно рассмотреть колчан со стрелами, возможно, намек на стрелы амура.
Тема приготовлений перед выходом встречается и в русской живописи
#картина #живопись #искусство #художник #18век