737 подписчиков

Сага о Винланде (обзор аниме)

Эпическая и драматичная история о викингах. Войны и грабежи, реки крови, жажда мести, искупление грехов и стремление к земле обетованной.

История в нескольких актах, из коих пока доступно лишь два.
История в нескольких актах, из коих пока доступно лишь два.

Здравствуй, дорогой читатель!

Сегодня речь пойдёт об аниме-адаптации манги Макото Юкимуры «Сага о Винланде», повествующей о ни много ни мало – целой исторической эпохе с нотками героического эпоса, о времени расцвета викингов и их набегов на страны Северного моря, концентрирующейся на жизни одного исландца, Торфинна. Какой же вышла сия история? О непрекращающейся войне, погружающей в пучины ада и попытках вырваться из него, о суровом реализме и слишком очевидным продвижением столь нужных вещей, о мести и прощении, динамике и затянутости, аде и чистилище, и пойдёт речь в статье-лонгриде с необходимым минимумом спойлеров.

Итак, начали!

1. О сюжете.
Студия: WIT (первый сезон), MAPPA (второй сезон). Годы выхода: 2019 (первый сезон), 2023 (второй сезон). Средняя оценка двух сезонов: 8,76 (взяты сайты MAl и Shikimori; всего голосов 570 330); личная оценка первого сезона – 8,9, второго сезона – 8,05.

Исландия, начало XI века. Простая деревенька, в которой живёт бывший воин Торс, выбравший вместо стези меча путь света и добра, живущий как обычный семьянин. Но поскольку выбор свой он сделал дезертирством с поле боя 15 лет тому назад, то в конце концов его находят йомсквикинги датского короля Свена Вилобородого и делают предложение, от которого нельзя отказаться: стать участником полноценного вторжения датчан в Англию; больно уж полезен в бою Торс, «йомский тролль». Однако вместе с Торсом и несколькими добровольцами из его деревушки (этих викингов хлебом не корми – дай повоевать) в странствие тайком отправляется сын Торса Торфинн, что в свои малые годы (ещё десяти нет!) уже грезит мечтами о дальних путешествиях и героических сражений. Однако реальность оказывается куда более жестокой и заставляет Торфинна вступить на путь сражений сильно раньше положенного. О нелегком жизненном пути Торфинна, которому ещё очень многое предстоит переосмыслить. Быть может, подлинное счастье и упокоение возможны не здесь, а в далёкой-далёкой земле Винланд, о которой рассказывал бывалый мореплаватель Лейф Эрикссон?

1.2 Глава об Аде: суровые реалии той жизни и месть как смысл всего.

Сражающийся во имя мести Торфинн. Источник: Яндекс.Картинки.
Сражающийся во имя мести Торфинн. Источник: Яндекс.Картинки.

Поскольку в данном случае атмосфера и акценты в первом и втором сезонах кардинально отличаются (хотя общее также есть), уместнее будет рассказать об обоих отдельно. И говоря о первом сезоне, стоит сказать о бьющей в глаза реалистичности, хотя и с оговорками на былинность происходящего: как-никак в жизни богатырей, подобных Торкеллю, что трёхметровые брёвна метают дальше, чем видят, не бывает. Помимо подобных моментов, в целом весьма реалистично, притом даже с отсылками на реальную историю (Свен, Кнуд, Торкелль – реальные исторические личности, хотя и подтверждённых сведений об их жизни мало), показаны дух и суть тех самых викингов. Людей, что жили набегами и разграблениями абсолютно ни в чём не повинных, кроме того что на пути орды оказались. И конечно же, сызмальства веривших (даже в родной деревне Торфинна, находившейся на отшибе известного тогда европейцам мира) в некую особую сакральность сражений и войн как таковых, дававших им пропуск в Вальхаллу после смерти – место бесконечных сражений. Во имя такого прославления и просто потому, что жизни иной они не знают и знать не хотят. Нетрудно понять, почему многие считали их чудовищами или же, как Аскеладд, относился с презрением и ненавистью.

И разумеется, подобное сильные и умные мира сего не могли не использовать в своих интересов: от королей Дании, собиравших дружины викингов с целью разграбления, а впоследствии и полноценного завоевания Англии (Свен не успел, а вот сын его Кнуд, и в аниме, и в реальной истории, стал властителем обеих королевств) до отдельных лидеров этих самых викингов, как Аскеладд, использовавших их как средство для выживания и достижения им одним ведомых целей. Естественно, проворачивать подобное стоило аккуратно, ибо и сами викинги зачастую были не лыком шиты: как показывает пример с разграблением одной из крепостей дружины Аскеладда в шестой серии, они и сами не прочь схитрить, когда им это будет выгодно. А когда речь зайдёт о собственном выживании многие ради всего лишь попытки спастись пойдут и на жалкое предательство, мало того, что как порочащее ту самую их воинскую честь, коей они так бахвалились ранее, так ещё и оказывающееся по итогу бесполезным, ведь если речь идёт о столкновении двух боевых отрядов зимой, то зачем одному принимать к себе в состав других, так ещё и дезертиров?

А ещё, пусть и вскользь, затронута тема завоеваний: то, что сейчас считается чьей-то отчизной когда принадлежало совсем другому племени. Впрочем, с образованием национальных государств (и складыванием современных национальностей как таковых) тезис заметно убавил в актуальности. Источник: там же.
А ещё, пусть и вскользь, затронута тема завоеваний: то, что сейчас считается чьей-то отчизной когда принадлежало совсем другому племени. Впрочем, с образованием национальных государств (и складыванием современных национальностей как таковых) тезис заметно убавил в актуальности. Источник: там же.

Итак, пред нами мир, в котором надо просто суметь выжить. Нет времени верные жизненные ориентиры выстраивать; да и то, правильные они только для нас, для самих викингов-язычников такая жизнь была абсолютной нормой и едва ли не образцом праведности. Притом и в этих условиях находится разные пути и объяснения, почему эти люди стали участниками массовых набегов, разграблений и жесточайших, но осмысленных убийств: ведь если кто-то из разграбленной деревеньки сбежит и доложит противнику, он выдвинется на вас, а значит, надо сделать так, чтобы этого не произошло. Свой путь оказывается у Торфинна, который в слепой мести, ставшей ему заглушкой после тяжелейшего морального потрясения в детском возрасте, присоединился к ненавистному Аскеладду, дабы честно сразить его в бою, но тот поставил условием воинскую славу. Которую не добыть без горы трупов. Мотивы посерьёзнее грабежей, вина, золота и женщин оказываются и у Аскеладда. Дабы стать по-настоящему достойным правителем даннов придётся поменяться и робкому, чересчур набожному и женственному вначале Кнуду. Ибо что жить бок о бок с викингами, что править ими – правила игры в любом случае перенимать придётся.

Занятно, что даже в таких условиях находятся те, кто знают об иных путях и даже в какой-то мере проповедует их. Прежде всего это отец Торфинна Торс, неспроста сокрушающийся о жестокости сына и его уважении лишь по праву силы: сам-то он уже осознал ранее, что кроме как для самозащиты нет причин для рукоприкладства, а для убийства же причин не существует вовсе. Видеть в каждом встречном не врага, но человека, не желать ему зла. Сия тема перекликается, конечно же, с христианством, которое в первом сезоне ещё на вторых ролях, однако и из уст местного пьяницы-священника прозвучат столь близкие истинно верующим слова о безусловной любви ко всем Божьим созданиям, чего большая часть викингов, естественно не понимает от слова совсем и только пускает на смех. Однако по-настоящему счастливое будущее людей без бесконечных войн и конфликтов возможно только если такая идеалистическая концепция да восторжествует. Конечно, и без религии можно поступать правильно и сообразно собственным понятиям о чести и наилучшем для всех окружающих исходе: к примеру, в финале именно так и поступит Аскеладд, от коего, честно говоря, даже и не сказать чтобы ожидаешь подобное самопожертвование во имя того, во что веришь.

1.3 Глава о Чистилище: долгий путь к искуплению и его нюансы.

Пора выкорчёвывать пни! Источник: там же.
Пора выкорчёвывать пни! Источник: там же.

Естественно предположить, что если сезон первый показывал весьма жестокую, но притом относительно объективную картинку мира (тут не добро и зло, тут викинги, что живут и выживают как умеют), то второй сезон даст крен в сторону того, как лучше для всех и понимания важности жизни и здоровья ближнего твоего. И сделает это на примере Торфинна, коего после всех перепитий первого сезона забросят рабом в какое-то датское поместье валить лес, дабы затем вспахивать землю и стать вольным землепашцем. Но тут не обошлось без нюансов и странностей, из-за чего на мой взгляд реализация вышла менее яркой, нежели в первом сезоне. Так, слишком уж разительным оказался переход от активной походно-боевой жизни с постоянной сменной локаций, какой был в первом сезоне, где герои прошагали и проплыли половину Англии, Уэльс, Нормандию, Исландию и Фареры, до тихо-мирной сельскохозяйственной повседневности. Без шуток, свыше 70% аниме мы будем наблюдать хозяйство Кейтеля, в которое входят несколько домов, поля, лесок и сарай, где спят рабы Эйнар и Торфинн, предварительно поговорив по душам о смысле жизни.

Также авторы стали совсем уж явно показывать, как именно следует жить, сделав это в двух аспектах: во-первых, через давление на жалость к беглому рабу-убийце, который всё равно вроде как прав, ведь ему изверги-вояки мешают выкрасть жену из чужого поместья, а потому он может сколь угодно их резать, но вот его резать нехорошо. Нет нужды говорить, что в данном случае принцип всепрощения сильно уступает принципу «око за око». Во-вторых, бросанием Торфинна из одной крайности в другую: из озверевшего подростка, для которого убийства остальных были лишь средством подобраться ближе к Аскеладду он резко превратился в покорного судьбе и всем ветрам страдальца, оплакивающего созданную им ранее гору трупов. Притом как именно он пришёл к осознанию важности отдельно взятой жизни, а не просто научился жить чем-то кроме войны не вполне ясно. И всё бы да ничего, да вот из-за того, что достаточно не показали тот самый важнейший сдвиг в душе главного героя, вместо него дав кучу сельскохозяйственных будней, которую можно было сократить вдвое без потери смысла, в происходящее теряется вера. По идее, подразумевается, что именно работая простым трудом Торфинн каким-то образом понял всю прелесть и чужих жизней и то, почему их нельзя отбирать, но не могу сказать, что реализовано это достаточно убедительно.

Возмужание, как оно есть. Источник: скриншот из аниме «Сага о Винланде II».©MAPPA.
Возмужание, как оно есть. Источник: скриншот из аниме «Сага о Винланде II».©MAPPA.

Тем не менее, история об обретении подлинного смысла жизни, в котором не требуется постоянных убийств, была бы невозможна без подобного кардинального изменения в сознании и понимании того, что изначально по сути своей врагов, которых надо убивать, у людей нет. И притом дабы отстоять этот путь с минимумом насилия (абсолютное непротивление злу не работает в реальном мире, и отпор давать порой необходимо) нужно быть подлинным воином, защитником не конкретной семьи, двора, деревни, племени, но всего человечества, которое будучи обладателем такой прекрасной возможности как решение конфликтов и ненасильственным путём столь бездарно ей пользуется. Конечно, полной идиллии никогда не достичь, покуда Земля не станет вновь Эдемом, однако как верно подметил Торфинн, даже не пытаться решать вопросы без применения силы тоже крайне глупо. Притом и с рациональной точки зрения тоже: как ни крути, а война сжирает огромную кучу людских и материальных ресурсов, на восстановление которых (особенно первых) уходит очень много времени.

Впрочем, второй сезон демонстрирует и то, что другие пути всё-таки тоже остались, причём в иных ситуациях по-другому невозможно: тот же Кнуд для укрепления личной власти и созидания лучшей жизни для всей страны оказывается готов на любое преступление и до поры до времени вообще не ставя под сомнение правильность своей политики. И конечно, не только в верхах, где подобные практики до конца не перевелись и поныне, иные пути остаются и в мире викингов, где большинство всё ещё не знает и знать не хочет иной жизни и иных путей, кроме как старое доброе ультранасилие, в меру или вообще без неё. Из-за личных обид и потрясений можно превратиться из вполне доброго и покладистого человека в жестокосердного самодура, что тоже не прочь поразбрасываться чужими жизнями. А можно и напротив, после схватки со смертельным исходом, на всю жизнь получить отвращение к войнам и смертям: жить в таком мире на постоянной основе далеко не всем и быть может, это даже хорошо.

Помимо этого, пусть и очень затянуто, но продолжение показывает ту самую мирную жизнь, что крайне далека от войн и набегов; речь о сути такой жизни, ибо набегу и разбою подвергнуться мог кто и что угодно (сюда же включаем экспроприации государства). Простой труд, что не разрушает, а созидает, меняет окружающую действительность – вновь простая по своей сути вещь, что столь сложна для понимания многими. Банальнейший пример, что человек способен не просто брать, но и отдавать что-то взамен, дабы получить желаемое. Показаны и тяготы жизни подневольного землепашца, которого задирали свободные батраки, отыгрываясь таким образом за собственные притеснения (а вот тут уже пример в пользу того, что фига с два идиллия когда-нибудь в мире наступит): просто так не дадут землю, которую надо ещё подготовить, по большей части вручную. Благо мир не без добрых людей, что помогут, но ведь и им тоже что-то может потребоваться в ответ. И всё-таки даже взаймы, взаимопомощь и готовность протянуть руку оказывается лучше принципа кровь за кровь. Ибо второй исход очень уж часто запускает колесо смертей, не способное остановиться.

2. Персонажи.

Торфинн – главной герой истории, выходец из самой обычной мелкой исландской деревушки. С ранних лет познал жестокость этого мира: дабы свести счёты с личным врагом Аскеладдом путём честного поединка заработал себе славу безжалостного убийцы. В бою чаще всего использовал два метательных ножа. Крайне зацикленный на идее месте, позже Торфинн переосмысливает свои взгляды и даже меняет характер: из вспыльчивого, агрессивного и упёртого юноши становится излишне смиренным и зацикленным уже намысли непротивления злу. Весьма молчаливый и очень тяжело сходится с людьми, что неудивительно. Одно время, осознав всю тяжесть своей ноши, страдал ночными кошмарами. Очень сильно уважает своего отца и мечтал пойти по его пути, пути воина, но лишь во втором сезоне осознал, что именно это значит. Решает отправиться в Винланд в поисках лучшей жизни для себя и всех, кому не нашлось места в этом жестоком мире норманнов.

Аскеладд – лидер отряда викингов, грабящих в своё удовольствие деревеньки в Англии и Нормандии, а также служащих наёмниками для отдельных поручений или же участия в полноценной войне. Изначально предстаёт беспринципным и бесчестным человек, что готов ради достижения собственной цели на любую хитрость, подлость, уловку или манипуляцию. Притом манипулирует он как Торфинном, обещая дуэль честных правил, так и своим отрядом, недоговаривая им о себе и своих подлинных целях. Вопреки первоначальному мнению, имеет свои принципы и то, что хочет защитить, причём не словом, а делом доказывая готовность отдать ради это всё, что имеет. Презирает викингов и их образ жизни. Крайне удачливый (до поры до времени) стратег, что может придумать план для выхода из почти любой ситуации. Хорошо знает историю Британии: его мать родом с Уэльса.

Кнуд Великий (ок. 994/995–1036гг.) – второй наследный принц Дании, сын короля Свена Вилобородого. Поначалу крайне робкий и молчаливый (даже говорит через преданного воеводу и няньку Рагнара) вне похожий на девушку набожный юноша, чьим пристрастием является готовка. Однако дабы принять бразды правления ему приходится повзрослеть и осознать, что спасти пропащих викингов под силу лишь ему как будущем королю. Со временем становится настоящим королём, готовым ради власти и достижения своих целей на убийства, грабежи и расправы, ведя страну (вернее, страны, ибо он стал королём как Дании, так и Англии) к светлому будущему непреклонной волей.

Торс – отец Торфинна. В прошлом был одним из самых грозных йомсвикингов по прозвищу «йомский тролль», ныне же проживал вместе с женой Хельгой, дочерью Ильвой и сыном Торфинном. Пока вновь не призвала нелёгкая, ибо ранее из йомсвикингов он дезертировал. Даже так Торс остаётся убеждённым противником насилия, осознавшим ранее всю ценность жизни человеческой и тому же пытался научить сына, но тот ещё зело юн был для таких вещей.

Ильва – старшая дочь Торса. Именно она после отъезда Торса и Торфинна взяла на себя все заботы по дому и хозяйству, отчего её итак пацанская натура стала ещё более ярко выраженной. Впоследствии вышла замуж и завела семью, как и полагается, простой мирной жительнице.

Лейф Эрикссон – торговец и мореплаватель, что рассказывал о дальнем крае, Винланде, где нет ни войн, ни разбоев, ни рабства, ни угнетения. И судя по индейской шапке, как минимум о существовании такой земли он не врал. Изначально собирался отправиться туда опять, однако впоследствии появилось более важное дело, которое он, как человек слова, обязан был сделать.

Бьёрн – правая рука Аскеладда. Викинг во всех смыслах. Догадывается, что их вождь не вполне честен с ними и стремится выяснить, в чём же дело. Под воздействием грибочков способен впадать в режим берсерка, становясь безумно сильным и просто безумным.

Рагнар – сопровождающий и опекун Кнуда, фактически второй отец и нянька для принца. Во многом столь мягкий поначалу характер Кнуда вызван именно гиперопекой Рагнара, довольно поздно понявшего, что дабы Кнуд смог вырости в зрелую личность, ему нужно уйти в сторону. Его брат Гуннар гораздо менее преданный, однако также полезный советник.

Торкелль Высокий – один из самых сильных викингов, былинный богатырь, что способен швыряться брёвнами как палками. Первая его страсть это, конечно же, битвы, причём такие, в которых сложно победить, отчего он даже примыкал одно время к англичанам. Другой интерес Торкелля представляют сильные люди, с которыми можно либо сразиться (Торфинн), либо посмотреть, куда они приведут даннов (Кнуд). Позднее становится подчинённым Кнуда, хотя и с оговорками. Как и Кнуд, реальная историческая личность, о подлинной истории которой не стоит судить по аниме.

Персонажи второго сезона (практически все мало-мальски значимые). Сзади: Кнуд, Змей, Арнхейд, Гардар, Лейф Эрикссон, Пучеглазый (кек), Эйнар, Торгилл, Ульф. Спереди: Лис, Патер, Барсук, Сверкель, Торфинн, Ольмар, Кетиль. Источник: там же.
Персонажи второго сезона (практически все мало-мальски значимые). Сзади: Кнуд, Змей, Арнхейд, Гардар, Лейф Эрикссон, Пучеглазый (кек), Эйнар, Торгилл, Ульф. Спереди: Лис, Патер, Барсук, Сверкель, Торфинн, Ольмар, Кетиль. Источник: там же.

Эйнар – введённый в начале второго сезона ещё один главный герой. Жил обычной жизнью с семьёй в деревне, пока не напали викинги, убив родных, а его самого не продали в рабство. Стал лесорубом, затем землепашцем в поместье Кетиля. Изначально больно нетерпеливый и пылкий любитель покачать права, но под влиянием Торфинна, с которым они становятся лучшими друзьями, смягчается и также учится терпению. Однако его привычку часто пыжиться перед тем, как отступить нахожу скорее забавной. Влюблён в Арнхейд и помогает ей даже в ущерб себе и своим чувствам.

Кетиль – глава семьи и хозяин поместья (его отец Сверкель отошёл от дел, хотя в поле продолжает выходить). Старается разумно обходиться со своими рабами, давая возможность собственным трудом выкупить свободу. Отец Торгилла, воина в дружине Кнуда, а также Ольмара, который только мечтает стать воином. Влюблён в рабыню Арнхейд. Под давлением обстоятельств показывает и неприглядную свою сторону.

Арнхейд – рабыня и любовница Кетиля, в которую также влюблён Эйнар, а сама она не может забыть мужа Гардара, с которым разлучила их нелёгкая. Почему именно на ней для стольких людей свет клином сошёлся, загадка.

Змей – командир отряда наёмников, зовущих себя «Гостями». В качестве бойца способен на равных потягаться с королевским дружинником, однако в мирной жизни, которую ему поручено охранять, весьма и весьма ленив. Не лишён харизмы и решимости, однако вместе с тем и небольшого сострадания.

3. Анимация, саундтрек.

Анимация в «Саге о Винланде» выполнена отлично в обоих сезонах. Особенно стоит похвалить первый: как-никак, больше всего батальных сцен и смен локаций было в нём, а соответственно и работа была куда сложнее. Второй сезон хотя и не особо сбавил в качестве рисовки (всё же переход «Титанов» от тех же Витов к той же «Маппе» чувствовался больнее), сама задача стала проще, ибо локаций значительно меньше, равно как и баталий. Тем не менее, почти ничего не режет глаз и во втором сезоне (кроме 3D в паре сцен, ибо Маппа).

Фоновый саундтрек в обоих случаях им и остался: ничего особо примечательного с положительной либо же отрицательной стороны вспомнить не могу. В плохом смысле запомнился первый опенинг первого сезона, где всё было нормально, пока человеку не стало плохо прямо во время песни, но почему-то все решили, что надо записать и так, ибо будет круче. Второй опенинг запомнился более приятным, впридачу с интересным видеорядом. Из второго же сезона более понравился первый опенинг: помимо своего вполне очевидного иносказания, хороша оказалась сама песня.

4. По итогу.

Аниме «Сага о Винланде» являет собой пример отличной истории, выдержанной в духе легендарного эпоса (естественно, не основываясь на них целиком) и затрагивающей темы, многие из которых актуальны до сих пор. Притом два сезона разительно отличаются друг от друга по настрою и отчасти по проблематике, оставаясь, впрочем, частью единой истории.

В этом как сила, так и слабость: с одной стороны, перемены, произошедшее далее, были необходимы и напрашивались сами, с другой слишком уж резко они происходят, что оставляет далеко не самое лучшее впечатление. И это не говоря про не самую лучшую реализацию, где затянули со вполне очевидными вещами, а вот на некоторые весьма интересные внимания не обратили.

Тем не менее, глобально продолжение аниме не проседает: основы дальнейшего поиска главным героем смысла собственной жизни и счастья были заложены в начале, и в целом переход передан хорошо. Если первый сезон концентрировался на показе всей жестокости этого мира, то второй пытается найти иной путь. И за тем, и за другим наблюдать весьма интересно, хотя лично мне ближе первое: быть может дело в том, что истории об Аде ещё со времён первой КНС находят во мне больший отклик, чем о Чистилище.

В заключении стоит ещё раз стоит сказать, что оба сезона вышли хорошо: слабая реализация отдельных моментов и резкая смена обстановки и атмосферы в конечном итоге далеко не перешивают смыслы и посылы.
Разумеется, к просмотру рекомендуется оба сезона. Со всеми своими недостатками это весьма увлекательное аниме, что смотрится сравнительно быстро и после которого точно будет, о чём подумать.
К сожалению или счастью, универсальной формулы счастливой жизни, что была бы пригодна для всех нет. Даже если счастливы все будут одинаково, пути к этому счастью будут самыми разными. Главное, на мой взгляд, на этом самом пути не бросаться из крайности в крайность, памятуя о том, что действительно безвыходных ситуаций в жизни к счастью не так уж и много. Естественно, походка в этом пути должна быть твёрдой, ибо никто не говорил, что по дороге не встретятся неприятности.
Long live the king.
Long live the king.

Спасибо, что прочли статью до конца! Если вам понравилось, ставьте лайк и подписывайтесь на канал! До скорых встреч!