8.096.13a áva drapsó aṃśumátīm atiṣṭhad
8.096.13b iyānáḥ kr̥ṣṇó daśábhiḥ sahásraiḥ
8.096.13c ā́vat tám índraḥ śáciyā dhámantam
8.096.13d ápa snéhitīr nr̥máṇā adhatta
8.096.14a drapsám apaśyaṃ víṣuṇe cárantam
8.096.14b upahvaré nadíyo aṃśumátyāḥ
8.096.14c nábho ná kr̥ṣṇám avatasthivā́ṃsam
8.096.14d íṣyāmi vo vr̥ṣaṇo yúdhyatājaú
8.096.15a ádha drapsó aṃśumátyā upásthe
8.096.15b ádhārayat tanúvaṃ titviṣāṇáḥ
8.096.15c víśo ádevīr abhí ācárantīr
8.096.15d bŕ̥haspátinā yujéndraḥ sasāhe
Перевод Т.Я. Елизаренковой:
"13: Драпса забрался вниз в Аншумати,
Кришна отправился с десятью тысячами (воинов).
Ему, дующему изо всех сил, помог Индра.
Мужественный мыслью расправился с поверженными
(войсками).
14: Я видел Драпсу, движущегося в разные стороны
В глубине реки Аншумати,
Забравшегося вниз, черного, как туча.
Я поторапливаю вас, быки: боритесь в состязании!
15: Тогда в лоне Аншумати Драпса,
Ярко сверкая, удержал (свое) тело.
С Брихаспати как с союзником Индра превозмог
Наступающие безбожные племена."
Тут упоминается помощь Индры некоему дующему с силой Кришне или Чёрному (kr̥ṣṇó ā́vat tám índraḥ śáciyā dhámantam) (VIII.96.13).
Скорее всего, Драпса (Капля) и Кришна ─ это одно и то же, потому что Драпса именуется чёрным как туча (drapsám nábho ná kr̥ṣṇám).
Также я подозреваю, что Драпса-Кришна здесь является именем Брихаспати, Господина Молитвы, т.е. Дживатмана или Души, Психического Существа человека.
Он, ─ Драпса, ─ именуется ярко сверкающим (titviṣāṇáḥ).
Он находится в лоне реки Амшумати, что значит "Стебель-Луч Сомы".
Сома ─ это Чит-Ананда, Сознание-Блаженство, пронизывающее всё бытие и являющее Сутью Дживатмана.
При этом Дживатман удерживает своё тело внизу, т.е. в материи (áva drapsó aṃśumátīm atiṣṭhad, ádhārayat tanúvaṃ), становясь Чёрным.
Там он раздувает с помощью Супраментальной Шачи-Энергии (śáciyā dhámantam ) Огонь Божественной Воли (Агни) присущими ему десятью тысячами (iyānáḥ kr̥ṣṇó daśábhiḥ sahásraiḥ ) сил.
Десятка в Ригведе ─ это символ десяти тонких мысле-сил Ману Вивасвата, Озарённого Разума.
Каждая из них наполнена тысячей энергий Виджняны-Риты или Сверхразума, плана между Манасом (Умом) и Сат-Чит-Анандой (Бытие-Сознание-Блаженство, высший/глубочайший уровень сознания), поэтому говорится о десяти тысячах.
Никаких исторических прототипов у этого сюжета нет.
Поэт говорит, что ВИДИТ (drapsám apaśyaṃ víṣuṇe cárantam upahvaré nadíyo aṃśumátyāḥ ) всё это своим духовным зрением.
Это ─ описание ригведийской Йоги.
Таково моё прочтение этого перевода Т.Я. Елизаренковой.
Индра ─ это Дэва Надразума и Сверхразума, т.е. Озарённого Манаса и Виджнянакоши.
Брихаспати ─ это воплощённое в трёх оболочках Анны-Тела, Праны-Жизни и Манаса-Ума Божественное, Дживатман.
Они действуют часто вместе, Индра "сверху", Брихаспати "снизу".
Их противники ─ это Силы-Существа Тьмы Бессознательного, víśo ádevīr, т.е. Асуры, Ракшасы и их мелкие эманации.
Что ещё почитать о символической интерпретации и тайном языке Ригведы:
Семененко А.А. Интерпретация религиозной системы индоариев древневедического периода (эпоха составления Ригведасамхиты) // Учёные записки / Колледж «Номос» (далее УЗКН). — Вып. I. — Воронеж, 1999. — С. 57–68.
Семененко А.А. В. И. Вернадский и Ригведа: скрытые связи // УЗКН. — Вып. V. — Воронеж, 2006. — С. 81–96.
Семененко А.А. О значении термина vasu в Ригведе // УЗКН. — Вып. VII. — Воронеж, 2010. — С. 49–100.
Семененко А.А. Шри Ауробиндо и академическая ригведология: непреодолимая пропасть или скрытое заимствование? (Историографический этюд). — Воронеж: На правах рукописи, 2015. — 184 с. — ISBN 978-5-9907439-1-5.
Семененко А.А. Тантра Веды. — Воронеж: На правах рукописи, 2017. — 282 с. — ISBN 978-5-9907439-3-9.
Семененко А.А. Ригведийское учение о Психокосме Человека–Вселенной // Космос как мирочувствие: искусство, культура, наука, история: материалы межвузовской научной конференции, посвящённой 55-летию космического полёта Ю. Гагарина и Дню Космонавтики (г. Воронеж, 12 апреля 2016 года). — Воронеж: «Издательство Алейникова», 2017. — С. 43–52.
Семененко А.А. О духовно-психологическом символизме изготовления Сомы в Ригведе. — Воронеж: Электронная монография на правах рукописи, 2019. — 110 с. — ISBN 978-5-9907439-9-1.