Найти тему
История от историка

Кришна в Ригведе


8.096.13a áva drapsó aṃśumátīm atiṣṭhad
8.096.13b iyānáḥ kr̥ṣṇó daśábhiḥ sahásraiḥ
8.096.13c ā́vat tám índraḥ śáciyā dhámantam
8.096.13d ápa snéhitīr nr̥máṇā adhatta
8.096.14a drapsám apaśyaṃ víṣuṇe cárantam
8.096.14b upahvaré nadíyo aṃśumátyāḥ
8.096.14c nábho ná kr̥ṣṇám avatasthivā́ṃsam
8.096.14d íṣyāmi vo vr̥ṣaṇo yúdhyatājaú
8.096.15a ádha drapsó aṃśumátyā upásthe
8.096.15b ádhārayat tanúvaṃ titviṣāṇáḥ
8.096.15c víśo ádevīr abhí ācárantīr
8.096.15d bŕ̥haspátinā yujéndraḥ sasāhe

Перевод Т.Я. Елизаренковой:

"13: Драпса забрался вниз в Аншумати,
Кришна отправился с десятью тысячами (воинов).
Ему, дующему изо всех сил, помог Индра.
Мужественный мыслью расправился с поверженными
(войсками).
14: Я видел Драпсу, движущегося в разные стороны
В глубине реки Аншумати,
Забравшегося вниз, черного, как туча.
Я поторапливаю вас, быки: боритесь в состязании!
15: Тогда в лоне Аншумати Драпса,
Ярко сверкая, удержал (свое) тело.
С Брихаспати как с союзником Индра превозмог
Наступающие безбожные племена."

Елизаренкова Татьяна Яковлевна — советский и российский учёный, филолог, лингвист, индоевропеист, индолог, ведолог, санскритолог, пракритист; кандидат филологических наук (1955); доктор филологических наук (1993); главный научный сотрудник группы языков Южной Азии отдела языков стран Азии и Африки Института востоковедения РАН; переводчик Ригведы и Атхарваведы с ведийского на русский язык.
Елизаренкова Татьяна Яковлевна — советский и российский учёный, филолог, лингвист, индоевропеист, индолог, ведолог, санскритолог, пракритист; кандидат филологических наук (1955); доктор филологических наук (1993); главный научный сотрудник группы языков Южной Азии отдела языков стран Азии и Африки Института востоковедения РАН; переводчик Ригведы и Атхарваведы с ведийского на русский язык.



Тут упоминается помощь Индры некоему дующему с силой Кришне или Чёрному (kr̥ṣṇó ā́vat tám índraḥ śáciyā dhámantam) (VIII.96.13).

Скорее всего, Драпса (Капля) и Кришна ─ это одно и то же, потому что Драпса именуется чёрным как туча (drapsám nábho ná kr̥ṣṇám).

Также я подозреваю, что Драпса-Кришна здесь является именем Брихаспати, Господина Молитвы, т.е. Дживатмана или Души, Психического Существа человека.

Структура психики человека в Пурна-Йоге Шри Ауробиндо. Схема взята здесь: URL: https://sriaurobindoyoga.org/2012/03/21/.
Структура психики человека в Пурна-Йоге Шри Ауробиндо. Схема взята здесь: URL: https://sriaurobindoyoga.org/2012/03/21/.

Он, ─ Драпса, ─ именуется ярко сверкающим (titviṣāṇáḥ).

Он находится в лоне реки Амшумати, что значит "Стебель-Луч Сомы".

Сома ─ это Чит-Ананда, Сознание-Блаженство, пронизывающее всё бытие и являющее Сутью Дживатмана.

Структура психики человека в Пурна-Йоге Шри Ауробиндо. Схема взята здесь: URL: https://sriaurobindoyoga.org/2012/03/21/.
Структура психики человека в Пурна-Йоге Шри Ауробиндо. Схема взята здесь: URL: https://sriaurobindoyoga.org/2012/03/21/.

При этом Дживатман удерживает своё тело внизу, т.е. в материи (áva drapsó aṃśumátīm atiṣṭhad, ádhārayat tanúvaṃ), становясь Чёрным.

Там он раздувает с помощью Супраментальной Шачи-Энергии (śáciyā dhámantam ) Огонь Божественной Воли (Агни) присущими ему десятью тысячами (iyānáḥ kr̥ṣṇó daśábhiḥ sahásraiḥ ) сил.

Структура психики человека в Пурна-Йоге Шри Ауробиндо. Схема взята из книги: Сатпрем. Шри Ауробиндо, или Путешествие сознания.
Структура психики человека в Пурна-Йоге Шри Ауробиндо. Схема взята из книги: Сатпрем. Шри Ауробиндо, или Путешествие сознания.

Десятка в Ригведе ─ это символ десяти тонких мысле-сил Ману Вивасвата, Озарённого Разума.

Каждая из них наполнена тысячей энергий Виджняны-Риты или Сверхразума, плана между Манасом (Умом) и Сат-Чит-Анандой (Бытие-Сознание-Блаженство, высший/глубочайший уровень сознания), поэтому говорится о десяти тысячах.

Структура психики человека в Пурна-Йоге Шри Ауробиндо. Схема взята из книги: Пионеры супраментальной эволюции. (Шри Ауробиндо и Мирра Альфасса интегральная йога). Книга 1.
Структура психики человека в Пурна-Йоге Шри Ауробиндо. Схема взята из книги: Пионеры супраментальной эволюции. (Шри Ауробиндо и Мирра Альфасса интегральная йога). Книга 1.

Никаких исторических прототипов у этого сюжета нет.

Поэт говорит, что ВИДИТ (drapsám apaśyaṃ víṣuṇe cárantam upahvaré nadíyo aṃśumátyāḥ ) всё это своим духовным зрением.

Это ─ описание ригведийской Йоги.

Шри Ауробиндо (Ауробиндо Акройд Гхош) — бенгальский историк, индоевропеист, индолог, ведолог, эпосовед, социолог, культуролог, переводчик, философ, поэт, йогин, политик.  Полиглот — владел английским, французским, немецким, итальянским, испанским, латинским, древнегреческим, новоиндийскими языками (бенгали, гуджарати, маратхи, хинди, тамили), ведийским индоарийским и санскритом. Переводчик и комментатор Ригведы, основатель мистико-символического подхода к прочтению Ригведы и психологической парадигмы ригведологии. Религиовед, автор психологического истолкования религии в целом и религиозно-мифологических систем ведизма, брахманизма и индуизма в частности. Автор системы мировоззрения, согласно которой мироздание является совокупностью двух полусфер и пяти слоёв (Анна (санскр. अन्न), Прана (санскр. प्राण), Манас (санскр. मनस्), Виджняна (санскр. विज्ञान), Сат—Чит—Ананда (санскр. सच्चिदानंद) — как отмечает к.и.н. А. А. Семененко, в мировоззренческой системе академика В. И. Вернадского им соответствуют косная (неживая) материя(=Анна), биосфера(=Прана), ноосфера(=Манас) и «область психических явлений»(=Виджняна+Сат—Чит—Ананда)). Применил строго научный подход и метод к описанию, характеристике и систематизации всех областей человеческой психики и создал самую подробную научную картографию всех её составляющих.
Шри Ауробиндо (Ауробиндо Акройд Гхош) — бенгальский историк, индоевропеист, индолог, ведолог, эпосовед, социолог, культуролог, переводчик, философ, поэт, йогин, политик. Полиглот — владел английским, французским, немецким, итальянским, испанским, латинским, древнегреческим, новоиндийскими языками (бенгали, гуджарати, маратхи, хинди, тамили), ведийским индоарийским и санскритом. Переводчик и комментатор Ригведы, основатель мистико-символического подхода к прочтению Ригведы и психологической парадигмы ригведологии. Религиовед, автор психологического истолкования религии в целом и религиозно-мифологических систем ведизма, брахманизма и индуизма в частности. Автор системы мировоззрения, согласно которой мироздание является совокупностью двух полусфер и пяти слоёв (Анна (санскр. अन्न), Прана (санскр. प्राण), Манас (санскр. मनस्), Виджняна (санскр. विज्ञान), Сат—Чит—Ананда (санскр. सच्चिदानंद) — как отмечает к.и.н. А. А. Семененко, в мировоззренческой системе академика В. И. Вернадского им соответствуют косная (неживая) материя(=Анна), биосфера(=Прана), ноосфера(=Манас) и «область психических явлений»(=Виджняна+Сат—Чит—Ананда)). Применил строго научный подход и метод к описанию, характеристике и систематизации всех областей человеческой психики и создал самую подробную научную картографию всех её составляющих.
Владимир Иванович Вернадский — лауреат Сталинской премии I степени (1943), доктор геогнозии и минералогии, академик СПбАН, академик АН СССР, академик АН УССР, основатель и директор Радиевого института СССР (1922—1939 гг.), создатель биогеохимии, директор Биогеохимической лаборатории при АН СССР (1927—1945 гг.), создатель учений о биосфере и ноосфере пишет о мировоззрении Шри Ауробиндо — «и в новой, и в старой индусской мысли есть философские течения, ничем не противоречащие нашей современной науке… или даже религиозно-философские искания… современного крупного религиозного мыслителя — Ауробиндо Гхоша (1872—1950)».
Владимир Иванович Вернадский — лауреат Сталинской премии I степени (1943), доктор геогнозии и минералогии, академик СПбАН, академик АН СССР, академик АН УССР, основатель и директор Радиевого института СССР (1922—1939 гг.), создатель биогеохимии, директор Биогеохимической лаборатории при АН СССР (1927—1945 гг.), создатель учений о биосфере и ноосфере пишет о мировоззрении Шри Ауробиндо — «и в новой, и в старой индусской мысли есть философские течения, ничем не противоречащие нашей современной науке… или даже религиозно-философские искания… современного крупного религиозного мыслителя — Ауробиндо Гхоша (1872—1950)».
Александр Андреевич Семененко — российский историк, археолог, ригведолог, искусствовед; кандидат исторических наук. Диссертация к.и.н. — «Изучение Ригведы в дореволюционной России (1830—1917 гг.)» (ВГУ, 2011). Автор семи монографий, посвящённых анализу символического смысла (тайного языка) Ригведы. Киев, пешеходный мост через Днепр, во время участия в III международной научной конференции «Актуальные проблемы истории древнего мира» в мае 2011 г. (Киев: КНУ им. Т. Шевченко).
Александр Андреевич Семененко — российский историк, археолог, ригведолог, искусствовед; кандидат исторических наук. Диссертация к.и.н. — «Изучение Ригведы в дореволюционной России (1830—1917 гг.)» (ВГУ, 2011). Автор семи монографий, посвящённых анализу символического смысла (тайного языка) Ригведы. Киев, пешеходный мост через Днепр, во время участия в III международной научной конференции «Актуальные проблемы истории древнего мира» в мае 2011 г. (Киев: КНУ им. Т. Шевченко).

Таково моё прочтение этого перевода Т.Я. Елизаренковой.

Индра ─ это Дэва Надразума и Сверхразума, т.е. Озарённого Манаса и Виджнянакоши.

Панча Коша или "пять оболочек" Пуруши в Упанишадах Йоги и Тантры: 1. Аннамайя коша (физическое тело/физическое сознание). 2. Пранамайя коша (праническое тело/витальное сознание). 3. Маномайя коша (тело ума/ментальное сознание). 4. Виджнянамайя коша (тело сверхразумного сознания). 5. Анандамайя коша (тело духовного блаженства).
Панча Коша или "пять оболочек" Пуруши в Упанишадах Йоги и Тантры: 1. Аннамайя коша (физическое тело/физическое сознание). 2. Пранамайя коша (праническое тело/витальное сознание). 3. Маномайя коша (тело ума/ментальное сознание). 4. Виджнянамайя коша (тело сверхразумного сознания). 5. Анандамайя коша (тело духовного блаженства).

Брихаспати ─ это воплощённое в трёх оболочках Анны-Тела, Праны-Жизни и Манаса-Ума Божественное, Дживатман.

Они действуют часто вместе, Индра "сверху", Брихаспати "снизу".

Их противники ─ это Силы-Существа Тьмы Бессознательного, víśo ádevīr, т.е. Асуры, Ракшасы и их мелкие эманации.

Структура психики человека в Пурна-Йоге Шри Ауробиндо. Схема взята здесь: URL: https://sriaurobindoyoga.org/2012/03/21/.
Структура психики человека в Пурна-Йоге Шри Ауробиндо. Схема взята здесь: URL: https://sriaurobindoyoga.org/2012/03/21/.
Структура психики человека в Пурна-Йоге Шри Ауробиндо. Схема взята здесь: URL: https://sriaurobindoyoga.org/2012/03/21/.
Структура психики человека в Пурна-Йоге Шри Ауробиндо. Схема взята здесь: URL: https://sriaurobindoyoga.org/2012/03/21/.

Что ещё почитать о символической интерпретации и тайном языке Ригведы:

Семененко А.А. Интерпретация религиозной системы индоариев древневедического периода (эпоха составления Ригведасамхиты) // Учёные записки / Колледж «Номос» (далее УЗКН). — Вып. I. — Воронеж, 1999. — С. 57–68.

Семененко А.А. В. И. Вернадский и Ригведа: скрытые связи // УЗКН. — Вып. V. — Воронеж, 2006. — С. 81–96.

Семененко А.А. О значении термина vasu в Ригведе // УЗКН. — Вып. VII. — Воронеж, 2010. — С. 49–100.

Семененко А.А. Шри Ауробиндо и академическая ригведология: непреодолимая пропасть или скрытое заимствование? (Историографический этюд). — Воронеж: На правах рукописи, 2015. — 184 с. — ISBN 978-5-9907439-1-5.

Семененко А.А. Тантра Веды. — Воронеж: На правах рукописи, 2017. — 282 с. — ISBN 978-5-9907439-3-9.

Семененко А.А. Ригведийское учение о Психокосме Человека–Вселенной // Космос как мирочувствие: искусство, культура, наука, история: материалы межвузовской научной конференции, посвящённой 55-летию космического полёта Ю. Гагарина и Дню Космонавтики (г. Воронеж, 12 апреля 2016 года). — Воронеж: «Издательство Алейникова», 2017. — С. 43–52.

Семененко А.А. О духовно-психологическом символизме изготовления Сомы в Ригведе. — Воронеж: Электронная монография на правах рукописи, 2019. — 110 с. — ISBN 978-5-9907439-9-1.