Модель уровней обучения математике, которую мы ввели в прошлом посте, поможет подробнее рассмотреть некоторые типичные школьные сценарии.
Например, поступление в новую школу.
Есть прагматичные родители, которые рассуждают примерно так:
«Зачем тратить деньги на репетиторов в старших классах, если можно где-то в 7-8 классе поступить в престижную школу, где сына или дочь уже всему научат?»
Конечно, такая стратегия далеко не всегда работает. Сложную школьную программу порой вытягивают именно нанятые репетиторы. Просто в сильных школах об этом не принято распространяться, чтобы не запятнать репутацию успешной гимназии или лицея.
Вот и дают на дом ученикам листочки с небольшой теорией и кучей нетривиальных задач на понимание, а школьники уже дома с преподавателями спокойно их прорешивают.
Школа рапортует, что у них такая модная система – перевернутый класс, константиновские листочки, проблемное, проектное или развивающее обучение. Учителя разъезжают по конференциям, делясь успешными результатами. Кто-то даже наверняка защитит кандидатскую на какую-либо из этих тем.
А тем временем ученики с репетиторами в стороне пыхтят над сложными задачами.
В итоге побеждает тот школьник, которому помогает более грамотный репетитор, умеющий на пальцах объяснить сложный математический концепт или показать суть новой техники решения задач.
Но, конечно, есть и школы с педагогами-профессионалами, которые реально чему-то учат. Поэтому дальше мы будем говорить именно про такие школы.
Так вот представим, что ученик прошёл все вступительные испытания и попал из обычной школы в сильный математический класс. Для нас сейчас не так важно, сам ли он смог подготовиться или же его подготовил репетитор. Нам важен сам факт поступления.
Перечислим факторы, с которыми сразу сталкивается такой ученик.
Вокруг него всё новое: новый класс, новая обстановка, новые правила, новый коллектив, новые кабинеты. Другие требования учителей. А поддержки в лице прежних друзей нет.
Это обилие новизны на первых порах выбивает школьника из колеи. Процесс адаптации может быть и быстрым, но чаще растягивается на срок до полугода, а то и больше.
Довольно часто переход в сильную школу происходит из шестого класса в седьмой.
А в седьмом классе уже стартуют принципиально новые школьные предметы: алгебра и геометрия (и теория вероятностей в довесок) взамен арифметики.
Это само по себе уже большой стресс. В геометрии появляется концепт доказательства, а также чертежи. В алгебре происходит переход на более абстрактный буквенный уровень.
Но даже если не принимать во внимание факт новизны этих дисциплин, они всё равно в серьезной школе преподаются на совершенно ином уровне.
И здесь можно вернуться к нашему делению на уровни обучения математике.
Например, в прежней школе могли учить максимум на Профильном уровне с требованием хоть как-то сдать соответствующий ЕГЭ, а в новой уже работают на Техническом и Высокобалльном уровне.
Или же в прежней школе давали темы максимум до «джентльменского» набора (Технический уровень), а в новой школе программа заточена на высокобалльников и перечневиков-олимпиадников.
Следующий немаловажный фактор: давление ожиданий.
Считается, что раз школьник поступил, значит должен знать программу прежних классов. Но во время экзамена не удаётся проверить всё, что должен знать ученик к этому моменту. Ограниченные конкурсные задания не могут в полной мере отразить то, что ученик прошёл в прежней школе. К тому же в них есть некоторый элемент случайности.
Плюс ко всему сразу после поступления ученик и его родители испытывают некоторое чувство эйфории. Радость от хорошо сделанной работы можно понять.
Но порой это влечёт за собой уверенность, что и в самой школе всё тоже будет сразу получаться.
Однако, это далеко не так.
Опасно, когда сам ученик начинает думать, что уж теперь ему всё по плечу.
И хотя в школах вроде бы честно предупреждают, что учиться тяжело, и многие поступившие к ним отличники быстро скатываются на тройки, всё равно часть родителей, да и детей думает, что их-то уж точно не постигнет такая участь.
В итоге, ученик, столкнувшись с первыми объективными трудностями (особенно, если нет привычки разбираться в непонятном, т.к. до этого всё всегда было понятно), довольно быстро теряет мотивацию и превращается из отличника в стабильного троечника. Так подобный обман ожиданий может привести к постепенному уходу из школы и краху всех надежд на нормальное образование.
Теперь о том, что можно и нужно сделать в подобной ситуации.
Вся эта история поступления и дальнейшей учёбы в сильном классе, это типичный случай перехода с одного уровня обучения математики на другой. И тут нужно осознать, что перейти на новый уровень (например, через конкурсный отбор) гораздо проще, чем закрепиться на нём.
В первую очередь нужно максимально снизить ожидания.
Нужно быть готовым, что действительно на первых порах у ученика могут появиться тройки и даже двойки. Всё равно подобная тройка в физмат классе чаще всего весит больше, чем пятёрка в обычном классе. Это не значит, что эти тройки не надо выправлять. Просто нужно свыкнуться с мыслью, что они с большой вероятностью могут появиться. Предупреждён значит вооружён.
В школах знают про подобные трудности. Поэтому часто на родительских собраниях по итогам поступления (или просто в памятке для родителей) рекомендуют за лето проработать материалы прошлого класса. Чаще всего достаточно просто прорешать задачи из учебников, которые в этой школе приняты за базовые.
Родители и ученик обычно отмахиваются от подобных советов.
Да и по правде говоря, ученику даже в паре с родителями сложно будет пройти учебник самостоятельно.
Решать всё подряд? Так это слишком большой объём.
Выбрать что-то самое важное? Но как понять, какие темы самые важные.
Здесь, конечно, поможет опытный наставник. Тем более летом у многих преподавателей затишье и они с радостью возьмутся за работу.
Но даже неопытный педагог из числа недавних студентов подойдёт для этих целей. Методически не очень сложно идти по рекомендованному учебнику.
Поэтому важный совет: найти преподавателя и хотя бы частично пройти рекомендуемую школьную программу. Наличие подобного наставника не даст расслабиться, тем более если он сам понимает важность проделываемой работы.
Подчеркну, что это не совсем та работа, которая была сделана для поступления по конкурсу. Всё-таки во время поступления по вариантам прошлых лет и демо-версиям можно примерно предугадать, что будет на экзамене. А школьнику за лето нужно попробовать дать системные и глубокие знания по всей прошлой программе.
Можно, конечно, ничего не делать и летом просто отдохнуть. Да и проблемы, которые возникнут с 1 сентября, не так очевидны на каникулах.
Ученику часто сложно бывает объяснить, зачем ему нужно вообще ещё что-то делать летом. Жареный петух пока дремлет.
Но с сентября на ученика навалится сразу много проблем, о которых мы упомянули выше. Именно здесь скажется его уязвимость. И в такой ситуации потребуется предметная и в каком том смысле психологическая помощь стороннего человека. Того, кто понимает, что эти тройки и даже двойки не катастрофа. Что в начале года при грамотном подходе это всё выправляется.
Но родители даже в такой ситуации редко обращаются за помощью. Авось пронесёт и ученик как-то выплывет.
Да, он может на морально-волевых качествах как-то выстоять под таким давлением. Но многие постепенно начинают рассыпаться. И раньше любимая математика становится не интересна, прежние хобби забрасываются, сама учёба становится пыткой и т.д.
Поэтому рекомендация всё та же: при первых проблемах обращаться к специалисту!
Отмечу, что в некоторых продвинутых школах осознают все эти проблемы и на начальном этапе приставляют к новичку наставника из числа учителей, выпускников прошлых лет или старших школьных товарищей. Они порой реально помогают адаптироваться.
Опытные преподаватели знают про волны учеников. Так вот если снова ничего не предпринимать, примерно через два-три месяца с начала года звон тревожных колокольчиков превращается в удары набата: появляются первые «внезапные» четвертные и семестровые тройки и даже двойки. Над некоторыми учениками нависает угроза отчисления. Часть оценок ставится авансом с условием дальнейшей отработки. Ученики массово обращаются к репетиторам.
Дальше счёт идёт уже даже не на месяцы, а на недели. Где-то в середине февраля есть отсечка, когда ученику сложно помощь даже опытному педагогу. Банально не хватает времени. Пока закрываются важные прошлые темы, школьная программа уже летит дальше. А если сосредоточится на текучке и помогать с актуальными темами, то за счёт слабой базы новые темы будут усваиваться в разы медленнее. Многие техники решения задач должны были быть отработаны заранее на других более простых примерах.
Здесь уместна метафора с лодкой, в которой образовалась пробоина. Чинить её просто некогда ибо утонем из-за стремительно прибывающей воды. Поэтому пока просто быстро вычёрпываем воду и стараемся доплыть до берега. А уже на берегу мы будем заделывать бреши, то есть закрывать обнаруженные пробелы в знаниях.
В таком запущенном случае лучший вариант – как-то доковылять до конца года, выдохнуть и за лето всё-таки попытаться поставить базу, проработав важные для дальнейшей учёбы темы.
И здесь возможны варианты. Часть учеников и их родителей радуются, что дожили до лета и снова отмахиваются от проблем, будто их и не было. Мол, устали за год, лето для отдыха, мы улетели в Тайланд. Часть забирают документы из школы, берегут нервы и копят средства на репетиторов в 10-11 классе. Часть всё-таки прислушиваются и после небольшого отдыха начинают плотно заниматься.
Вот здесь уже нужен, конечно, действительно опытный педагог, желательно знакомый с программой конкретно этой школы. Летнего времени как ни странно всё равно катастрофически мало, нужно многое разобрать, отделив важное от неважного. Скорее всего и в течение года нужна будет не такая интенсивная, но всё же помощь преподавателя.
А вообще здоровый ориентир после поступления должен быть примерно таким.
Сначала с большой вероятностью новый ученик будет ниже среднего. Нужно быть готовым к такому повороту событий. И стараться постепенно шаг за шагом стать средним учеником. После того, как получится быть стабильно в числе средних, можно постепенно обращать внимание на сильную внутриклассную группу и потихонечку тянуться за ними.
Главное не привязываться к оценкам и не паниковать. Конечно, тяжело сначала быть первым парнем на деревне, а потом стать даже не «вторым в Риме», а значительно ниже среднего.
Если сделать правильные выводы, то это будет хорошим плацдармом для дальнейшей работы по выправлению ситуации.
2