88 лет назад, 22 декабря 1937 года, родился знаменитый детский писатель Эдуард Успенский (1937-2018)
Окончание, начало здесь https://dzen.ru/a/ZVBEdpvygzI9m1XQ
РЕШИЛ ПОЙТИ ПО ПУТИ ВЫСОЦКОГО
– Эдуард Николаевич, на что же тогда вы, да и вообще молодые ваши коллеги жили?
– Мультфильмы, пьесы. Пьеса о Чебурашке шла как-то одновременно в ста пятидесяти театрах. Еще нам разрешали выступать в библиотеках и вести кружки. Но мне было за книжки обидно! Я пишу, читаю это детям и от них знаю, что книжки прекрасные, а мне говорят, что это антисоветчина.
Был один случай, когда я приехал выступать в библиотеку Электрогорска, и мне сказали: «Эдуард Николаевич, у нас в библиотеке ваших книг девять экземпляров и все они на руках (мы даже не смогли их поставить на стенд для встречи)». И показали мне полку длиной пять метров Алексина, полку длиной четыре метра Лиханова и кубометр книг Берды Кербабаева. Оказывается, есть распоряжение, по которому этот кубометр должен пролежать в библиотеках ровно год, после чего полностью идет в макулатуру. Вот такая была книжная политика.
Еще, помню, одно время, когда меня не печатали нигде, я так разозлился, что решил как Высоцкий, записываться на магнитофонные кассеты, чтобы родители переписывали друг у друга цикл моих веселых и занимательных «детских» лекций по истории. Я даже уже начал эту идею реализовывать, как вдруг то ли время изменилось, то ли книга у меня вышла. Но злость была снята.
ДО СИХ ПОР УВЕРЕН: ЮРУ ЩЕКОЧИХИНА УБИЛИ!
- Тем не менее, время все расставило по местам. Может, писателю так и надо – писать в стол, но не сворачивать с выбранного пути?
- Просто я не скурвился. Это, во-первых. А во-вторых, - совсем не обязательно – писать «в стол». Пример – Жорж Сименон. Он всю жизнь прекрасно жил, изумительно издавался, всегда был богат, окружен прислугой, красавицами женщинами, катался как сыр в масле. Но Россия – это другая страна, она всегда не любит своих героев. Вот и моего друга-журналиста Щекочихина Юрку убили – такого человека…
Сколько лет прошло, но эта тема мне не дает покоя. Причем, я даже знаю, кто это сделал - кагэбэшники из-за фирмы «Три кита», торговавшей мебелью и оружием. Я написал в своей книжке про Щекочихина, о чем он мне говорил в последние дни жизни.
- А что он говорил?
- Например, что заместитель генерального прокурора Бирюков получил взятку - 2 миллиона долларов за прикрытие дела. Если бы Юра был простой журналист, на него бы никто внимания не обратил, а он, как депутат Госдумы, публиковал статьи, посылал письма президенту Путину, копал глубже… Поэтому и убили. Юра был абсолютно здоровый человек и вдруг ни с того ни с сего с него слезает клочьями кожа и он в течение недели умирает. Какие могут быть вопросы? Это можно сделать при помощи облучения или ядов.
- Почему вы считаете, что за этим стоят именно кагэбэшники?
- А кто? Кагэбэшная команда занимает сейчас все важнейшие посты по всей стране. Да и мне прекрасно знаком их почерк – в 1988-м мне самому подстраивали автокатастрофу, подбрасывали ампулу с хлорэтилом.
РУССКИЕ НАРОДНЫЕ СКАЗКИ ПРОПАГАНДИРУЮТ КРИМИНАЛ
- В России какой ваш герой вне конкуренции?
- Ну конечно – все герои из «Простоквашино»! Признаюсь: если только где-нибудь мультфильм про Простоквашино показывают, я сам как заколдованный бегу к телевизору и как дурачок смотрю. Да не только я – все сбегаются к экрану. Удивительно – я каждый раз смотрю его заново!
- Как вы думаете, почему книжки Успенского стали такими «народными»?
- Я долго думал над этим и пришел к выводу: я пишу, ориентируясь не только на ребенка, а на всю семью. Мне кажется, в моих книжках есть витамин жизни. Когда меня спрашивают, кто мой любимый читатель, я отвечаю: ребенок лет шести, который полез на шкаф за вареньем и опрокинул банку. Пришел отец, хочет его отлупить, но у мальчика температура под 38. Поэтому отец достает мою книжку и начинает ее вслух читать. И они вместе смеются.
- Что вы думаете о русских народных сказках и об их «вечной» воспитывающей роли?
- Я всегда говорил, что русские сказки – это тренинг для деревенского мальчика, который, кроме деревни ничего не видел и может, никогда не увидит, но он должен знать, что есть какие-то злые события, невероятные явления и есть подлые, нечестные люди. Но, на мой взгляд, этот тренинг дико устарел. Сегодня нужны другие истории, другие сказки. Раньше мы все время воспитывались на опыте хитрого мужика, который хочет обмануть барина, еще пропагандировалось, например, что надо украсть коня, жар-птицу или «молодильные» яблоки и это ни капли не осуждалось. Раньше таков был героизм, а сейчас - это чистый криминал.
- Если сравнить времена – советские и сейчас, в чем для вас принципиальное различие?
- Жить в концлагере со связанными руками, стоять в очереди за колбасой, в которой я полжизни провел и которая закончится к твоему подходу к прилавку – это всегда так раздражало. Железный занавес, доклад Брежнева в шести газетах, включая «Литературную». То есть мы жили в бредовом мире, конечно. Мы привыкли и приспособились, но это был сумасшедший дом.
Сейчас хотя бы дом – не сумасшедший, в нем есть какой-то смысл. Если тебя хотят читать, любое издательство будет тебя печатать. Если бы не преступность, которая бесит меня своей жестокостью - особенно по отношению к детям, - думаю, было бы вполне нормальное время. Для меня, по крайней мере.
- Значит, можно утверждать, что писатель Успенский – писатель успешный?
- Да, достаточно успешный на сегодня. Но я всегда говорил и говорю, что как человек я не реализовался полностью. Я хотел действовать – создать «пионерский банк», в котором дети собирали бы деньги и сами решали, на что их тратить. Собирался открыть детское телеграфное агентство, быть организатором телевизионных шоу, создателем детских парков (то есть делать примерно то же, чем занимался Уолт Дисней), запускать фабрики, делающие детскую игрушку, открывать издательства, печатающие качественную литературу, продюсировать мультфильмы.
И я бы это все создал - я умею и добывать деньги, и зарабатывать их. Но мне, к сожалению, наши политические условия этого не позволили делать, поскольку я был беспартийный. Видно не судьба! Это не касается литературы, где, как я считаю, я процентов на 90 реализован.
ДЯДЯ ФЕДОР ПОБЫВАЕТ НА ПОХОРОНАХ ГАРРИ ПОТТЕРА
- Эдуард Николаевич, вы когда-нибудь отдыхаете?
- Обожаю ходить в лес. Огромные грибы там растут… А еще прямо рядом с домом теперь есть пруд шикарный. Получилась чудная штука! Утки прилетают, лягушки поют сотнями, головастики клубятся – невероятное их количество, недавно пиявки появились. А главное, что там водятся наши караси, толстолобики и красные китайские карпы – кои. Они толстые, жирные – три карпа и ужин на двух человек готов. Но поймать их невозможно!
- Говорят, несколько лет назад вы увлеклись горными лыжами, потом – водными, прошлым летом летали на параплане… Неужели?
- Нет-нет, напишите: «целыми днями лежит на диване»! (Смеется.) Конечно, большую часть времени провожу за компьютером, перед телевизором. А потом уже – бассейн, горные лыжи каждую зиму. Вон там, видите, батут на берегу. Два раза прыгнул вчера. Серьезно! Когда идешь мимо, совесть заедает: он стоит, и никто не прыгает. Вот и попрыгал немножко. Еще у меня есть мотоцикл, и он тоже не простаивает.
- Раньше в вашем доме всегда был целый зоопарк. Кто сегодня в доме Эдуарда Успенского живет?
- Сова по кличке Глазунья, попугай Стас, кошка, недавно появилась маленькая собачонка какой-то «коробковой» породы по прозвищу Собака Баскервилей, сокращенно Бася. Еще у меня живет ворон Красс замечательный. Ест только из моих рук.
Однажды в Швеции я видел у одного человека дрессированного дикого гуся, который все время с ним ходит, а когда тот едет на мотоцикле, этот гусь за ним летит над землей. Потрясающее зрелище! Вот и я решил из своего ворона сделать такого же спутника. Пока тяжело идет…
- Дети в 21 веке - другие, на ваш взгляд?
- Малыши до восьми лет точно не изменились. Девятилетние начинают меняться, в десять-одиннадцать – вот это совсем другие дети. Они развиты больше.
- Следите за новинками, нанотехнологиями, чтобы не отстать от прогресса и говорить с нынешней молодежью на одном языке?
- Скажем так: мне это не чуждо. Но все относительно. Кроме того, есть же ценности вечные. Для детского писателя это, прежде всего – веселость, оптимизм, увлеченность. С детьми важно не сюсюкать, с ними надо разговаривать, как со взрослыми - по делу, интересно, сюжетно. Только чуть мягче. Факт, что главная задача детской литературы – веселое обучение – во все времена останется неизменной.
- Карлсону уже лет немало, а он по-прежнему «востребованный» мужчина в самом расцвете. Как думаете, что станет с вашими книгами и их героями лет этак через 100?
- Один замечательный человек и критик – Евгений Александрович Калмановский – еще очень давно сказал, что из 20 века три имени сохранится надолго. По его мнению, «Два - это Успенский, Бродский. А третье, – добавил он, – я не скажу». Недавно в Японии меня спросили: «Кто дольше проживет: Гарри Поттер или Дядя Федор?» Я ответил: «Дядя Федор еще побывает на похоронах Гарри Поттера!»
А если серьезно, то никто точно не знает, какой герой сколько проживет. Может случиться такое изменение резкое в жанрах, в форме подачи литературы, что вырвутся вперед совершенно неожиданные герои. Как в прошлом веке Николай Лейкин считался юмористом номер один, а Чехов – номер три. А сейчас Лейкина никто не знает… Тоже самое Алексей Суворин - был такой известнейший издатель, драматург, вся литература крутилась вокруг него. И где его произведения и герои?
- И последний вопрос. Что бы вы пожелали поколению детей нынешних?
- Я бы сказал: «Ребята, повесьте замки на свои компьютеры! И возьмите в руки книгу!»
Фотографии из личного архива Э. Успенского