Западный эксперт и военный историк Карл Гамильтон в очередной попытке сломить устоявшийся на Западе миф.
Карл Гамильтон, Дания
Одно из бессмысленных утверждений, которое часто повторяется, заключается в том, что Советский Союз первым отправился в космос из-за своих немецких инженеров. Конечно, мы сразу можем отбросить это утверждение, учитывая тот факт, что у США не только было гораздо больше немецких инженеров и ученых, но и главные конструкторы, такие как Вернер фон Браун, возглавляли их космическую программу. Таким образом, наибольшую выгоду от опыта немецких специалистов получили, безусловно, американцы.
В 1950-х годах космическая гонка сводилась к тому, кто первым сможет запустить что-то на орбиту вокруг планеты. Однако уже тогда фон Браун продвигал более амбициозные идеи, такие как многоразовый пилотируемый летательный аппарат, как показано на фото выше. Он также говорил о космической станции с использованием ядерной электростанции для создания центробежной силы, чтобы уменьшить ощущение гравитации на станции, на которой могли бы находиться 50 членов экипажа. Это, по его мнению, было необходимо для руководства будущим космическим полетом на Луну.
Однако амбиции фон Брауна явно едва ли основывались на реалиях технологий того времени. Когда проводились эти демонстрации, еще не было известно, как вывести на орбиту ящик, не говоря уже о человеке. Фон Браун заявил, что пилотируемый космический испытательный полет может произойти не ранее 1965 года. Это несмотря на то, что он сам руководил программой космических исследований США, ему помогало более 100 немецких ученых-ракетчиков и инженеров с опытом работы с ракетой V-2, и у них было гораздо больше финансирования, чем у СССР.
Тем временем в СССР также пытались использовать опыт немцев, однако единственным выдающимся ученым у них был Хельмут Грёттруп, который вместе с многими захваченными техниками низкого уровня был вынужден воссоздавать ракету V-2 в Восточной Германии с командой под названием Институт Нордхаузен. Затем он и несколько выбранных немецких работников переехали в СССР для ее дальнейшей разработки.
Под руководством Грёттрупа, как директора, несчастный советский главный инженер Сергей Королев, который был чисткой до Второй мировой войны, затем разработал самолеты, такие как Tu-2, во время войны. Перед его арестом он участвовал в ранних советских ракетных экспериментах, работая в группе по исследованию реактивной тяги и запуская первую ракету с жидкостным топливом в 1933 году.
Под руководством Греттрупа на посту директора находился советский главный инженер по имени Сергей Королев, который был подвергнут чистке перед Второй мировой войной, а затем во время войны разрабатывал самолеты, подобные Ту-2. До своего ареста он участвовал в первых советских ракетных экспериментах, работая в Исследовательской группе реактивного движения, и запустил первую ракету на жидком топливе в 1933 году.
В 1947 году немецкая группа представила предложение о создании более совершенной ракеты под названием G-1, в то время как Королев просил разрешения на создание Р-2. Обе группы справились с созданием копий V-2 с использованием советских деталей. Королев начал кампанию для демонстрации превосходства своего дизайна, а также преимуществ от отказа использования немецких ученых, которые могли быть ненадежными или шпионами. В 1948 году после демонстраций копий V-2 проект G-1 был прекращён, и немецкая группа не смогла предложить лучшее решение. С 1951 по 1953 год немецких ученых отправили домой.
Сергей выполнил обещание по созданию Р-2, удвоив дальность ракеты V-2 (R-1) без пропорционального увеличения размера, укрепив свою позицию как более выдающегося конструктора и доказав эффективность советского подхода по сравнению с немецким в 1951 году.
Тем временем в США фон Браун проделал мало работы, вместо этого просто наблюдая, как американские ракетные команды в течение многих лет не добились реального прогресса в разработке баллистических ракет. К 1954 году в США была разработана достойная серийная баллистическая ракета MGM-5 Corporal с дальностью полета до 130 км. Это было немного омрачено тем фактом, что советская Р-11, вооруженная модификация Р-2, достигла дальности 270 км с боеголовкой, способной нести 500 кг полезной нагрузки, что на 50 кг тяжелее, чем MGM-5.
Королеву было поручено создать ещё более совершенную версию Фау-2, имевшую большую дальность действия на театре военных действий, что он успешно и сделал, создав ракету Р-5, поступившую на вооружение в 1956 году, с дальностью полета 1200 км, способной поразить Англию.
Фон Брауну, наконец, было поручено создать баллистические ракеты в 1952 году, когда его перевели в проект Redstone, которым он тогда руководил. Он разработал Фау-2 как ракету большей дальности, способную нести ядерное оружие, такую как Р-5, однако она поступила на вооружение в 1958 году и имела дальность всего 323 км. Гораздо ниже советских возможностей и в более позднее время.
Фон Браун предложил версию «Редстоуна» для вывода небольшого спутника в космос в 1956 году, что и было сделано в 1958 году, в виде ракеты «Юнона», которая была просто производной.
Однако Сергей Королев решил пойти в радикально другом направлении проектирования, в первую очередь с навесными ускорителями и использованием нескольких разных типов двигателей, которые давали разную эффективность на разных этапах. В 1957 году он был использован для запуска в космос спутника весом 83,6 килограмма.
Ракета фон Брауна Фау-2, «Юнона-1», смогла запустить «Эксплорер» только в 1958 году, а вес «Эксплорера» составлял всего 13,97 килограмма. Это означает, что конструкция фон Брауна могла выдержать только 16,7% веса Р-7.
В заключение следует сказать, что американцы не использовали фон Брауна достаточно рано, но философия конструкции, основанная на Фау-2, в целом не была хорошим путем. Хотя постепенно она превратилась в проект «Сатурн», который отправил людей на Луну, советский выбор отказа от философии проектирования был логичным и стал выигрышной стратегией. Практически на каждом этапе ранней космической гонки советские разработки превосходили немецкие и американские концепции. Р-7 была настолько удачной конструкцией, что, как только первоначальные проблемы были решены, она в той или иной форме продолжала эксплуатироваться до сегодняшнего дня.
Идея о том, что Советы запустили спутник в космос из-за немцев, глупа, Королев отклонился от этого пути после того, как освоил его еще в 1948 году. Несмотря на лучшее финансирование и в целом меньшие экономические проблемы, с которыми столкнулись США, советская программа 1957 года была гораздо более продвинутой.
Простой сравнительный взгляд на состояние советских и американских стартовых площадок в том же году говорит сам за себя...
Джеймс Томас
Раннее лидерство СССР в космической гонке во многом можно объяснить способностями Королева. Тот факт, что сталинское государство едва не убило его в ГУЛАГе, лишь намекает на то, как много талантов было потеряно в результате сталинских чисток.
Смерть Королева в 1966 году и первоначальная неспособность Хрущева профинансировать советскую высадку на Луну позволили США взять на себя инициативу с помощью фон Брауна и огромного бюджета.
Ганс Эльферт
Боб Хоуп, великий ученый-ракетчик, сказал: «Спутник просто показывает, что их немцы лучше наших».
Сваминатан Б
Это правда, но у меня сложилось впечатление, что 1969 год стал переломным моментом - миссии НАСА стали более амбициозными и далеко идущими, в то время как советские миссии свернули, сосредоточившись на околоземной орбите и некоторых марсианских и венерианских миссиях.