Однако, здравствуйте. Сегодня речь пойдет о ремонте подвески на Jeep Wrangler YJ. Нормальных отчетов об этом, особенно с артикулами запчастей, я в сети не нашел, а потому, помолясь, приступим.
С покупки было ясно, что подвеска в ближайшее время потребует внимания. Спереди и сзади стояли разные амортизаторы, при чем на вид они были далеки от свежих. Да, их меняли, но когда-то давно. Плюс резинки в на вид уже были уставшие - потрескавшиеся и все такое.
В сервисе мне предложили освежить машинку - заменить линки стабилизатора ("вы знаете, они меняются только в сборе"), тяги панара и прочее. Суммарно запчасти и работы потянули примерно на 70к. Я решил, что это жирновато, и полез искать запчасти сам - и оказалось, что втулки и прочие РТИ везде замечательно меняются по отдельности, и стоят очень сильно дешевле.
Вот практически полный перечень резинок:
1. Ремкомплект линков. В одном линке стоит 4 конических резиновых втулки.
Я купил один комплект moog-k90027 (в одной коробке 4 втулки идет) и один комплект Lucas/TRW HB779K (в нем тоже 4 втулки), все отлично подошло.
Обошлось все в 2839 рублей (здесь и далее цены будут без доставки).
Состояние старых втулок видно на фото.
2. Подушки переднего стабилизатора поперечной устойчивости арт. 5200 3143.
Я купил подушки moog-k3172 за 1477 рублей - отлично подошли. Но вообще, как потом выяснилось, на YJ могут стоять стабилизаторы 4 видов, которые отличаются толщиной - лучше предварительно измерить диаметр на машине.
Для 7/8 Inch Bar Only применяется moog-k3168;
Для 24mm (15/16 Inch) Bar применяется moog-k3170;
Для 26mm (1 Inch) Bar применяется moog-k3171;
Для 28mm (1-1/8 Inch) Bar прменяется moog-k3172.
Так что мне повезло, не пришлось перезаказывать.
При из замене вылез прикол - для того, чтобы открутить крепежную скобу левой подушки пришлось выкрутить болт 16 тяги Панара.
Затягивать его обратно следует на нагруженной подвеске с положением руля "строго прямо", иначе руль потом будет смотреть вполоборота.
Знаю, что многие выкидывают этот стабилизатор вместе с линками в металл - дескать, он сильно ограничивает ходы подвески. Однако без него машина ощутимо хуже ведет себя на трассе и может ловить шимми, поэтому его я оставил - пущай себе работает.
Старым подушкам было откровенно фиговенько, да еще под них зачем-то обрезки ручейкового ремня положили. В итоге все расплющило просто в мясо, а я-то еду и думаю - а что это там брякает на кочках?
3. В передней тяге Панара резинки я не менял, они в нормальном состоянии.
4. Втулки и сайлентблоки в рессоры.
В каждой рессоре на YJ применяется один сайлентблок и 4 резиновых цилиндрических втулки с металлической распорной втулкой внутри. Таким образом, для полной замены необходимо 4 сайлентблока и 16 втулок.
Втулки от сайлентблоков отличаются диаметром, перепутать и взаимозаменить не получится.
Сайлентблок арт. 5200 2551 - я купил moog-sb373. При установке, когда он уже был запрессован в рессору, выяснилось, что в него не лезет родной болт - пришлось немножко шлифануть болт шкуркой. Не смертельно, но по сути подстава. Стоили они 8 836 рублей за 4 штуки.
Втулки арт. 5200 2552 - тут я купил сборную солянку из оригинальных (на поверку оказавшихся сделанными в Мексике Clevite), китайскими Crown и Raybestos 5763604. За втулки барыганы попросили 6083 рубля.
Повезло - весь крепеж открутился и не сломался. Правда, до меня он был собран на медную смазку, и за сутки я его предварительно замочил жидким ключом, но тем не менее.
Кстати, имейте в виду - стремянки на рессорах здесь разные! На каждую рессору идет одна стремянка J813 0369 шириной 3.06" (ставится ближе к колесу) и одна стремянка J813 0370 шириной 3.75" (ставится ближе к редуктору). Если оригинальных стремянок вы достать не можете, то всегда их можно заменить на стремянки от Волги - если их затянуть от души, то они вытягиваются и самостоятельно приобретают нужную форму и ширину.
Сзади, кстати, все 4 стремянки одинаковые 5208 7823.
5. Передние амортизаторы: я купил газовую Каябу Excel-G KYB 344091 за 7 386 рублей пара. Крепление ухо-болт, от других джипов и машин ничего не подходит - длина другая. Хотя где-то мне попадалась 45+ история установки амортов от Газели, но это для меня жестковато.
В комплекте у Каябы есть все необходимое для установки, включая шайбы, гайки и резинки. На ходу они оказались довольно плотными, даже жестковатыми. Посмотрим, на сколько их хватит - уж больно цена дешевая. Передние кстати, сделаны Японии оказались, а задние - в Тайланде.
6. Задние амортизаторы арт. Каяба KYB 344092. Обошлись в дикие 5 134 рублей.
По каталогу, кстати, идет аж три варианта на выбор - для стандартной подвески, для Египта и для усиленной подвески Heavy Duty.
Напомнило УАЗ Патриот - только там на выбор предлагается трехлистовая стандартная рессора и двухлистовая ослабленная.
7. Рессоры - менять ничего не стал, однако, полагаю, в относительно скором времени буду. Причин две - родные рессоры уже просто устали, и их колхозно усилили, подложив обрезки листа. Чтобы обрезки не пилили коренной лист, под него положили куски нашего любимого ручейкового ремня.
Вся эта конструкция на хороших кочках пробивет до отбойников, и это мне не нравится.
Прилежным разысканием установлено, что в России могут сделать стандартные рессоры на заказ - например вот.
Однако открытым остается вопрос качества - все же, это отечественный производитель. Да и за эти деньги, немного добавив, в принципе, можно купить ARB. Но есть нюанс - ARB стандартных не бывает, только под лифт от двух дюймов, а мне бы хотелось остаться в околостоке. В общем, есть над чем подумать. Может, родные пересобрать на листах посвежее?
7. Втулки задней Панары moog-k3175 - по каталогу резинки идут одной деталью с тягой, но ушлые пендосы наловчились делать только резинки. Качество добротное. По этому артикулу продается комплект из 4 резинок с распорными втулками. Стоило это удовольствие 3000 рублей ровно.
ИТОГО стоимость запчастей составила 34 755 рублей. К вопросу их замены можно будет вернуться теперь примерно еще через 30 лет.
Замена в целом стандартная:
1. Вывесили передний мост, поставив спереди упоры под раму в районе пассажирских дверей. Под мост поставили домкрат, чтобы разгрузить рессоры.
2. Сняли колеса.
3. Открутили передний стабилизатор с линками.
4. Открутили стремянки и болты крепления рессор к раме, сняли рессоры - по одной, разумеется, чтобы мост не упал на пол.
5. Запрессовали новые сайленты. Чтобы легче шли, воспользовались маслом, хоть в книжках и написано про мыльную воду - на мой взгляд, разницы никакой совершенно.
Крепеж, кстати, на ходовке оказался весь дюймовым, но при этом замечательно открутился метрическими головками на 19, 23 и тп. Причем головки садились на гайки очень плотно и не люфтили. Затык был только в принопамятном болте передней Панары - там оказался Торкс на 55, если правильно помню. Но у меня такой был еще с Ситроена, поэтому проблем не возникло и с ним.
Сборка в обратном порядке, моменты затяжки по книжке. Протягивать, кстати, крепеж нужно на стоящей на земле машине, а не когда мост вывешен.
Результат - ушли стуки, бряки, машина стала плотнее и собраннее. Пока мост был вывешен, рессоры отдохнули и пару дней я катался на них, как на новых - упруго, мягко и кайфово. Надо все же с рессорами будет что-то придумать.
На сегодня все, с вас лайк, репост и подписка.
Поддержать блог можно здесь: https://boosty.to/grosstractor
Или здесь: https://yoomoney.ru/to/410011274680307
А еще можно просто подписаться и поставить лайк)
Телеграм (общение и Live): https://t.me/grosstractor
Ютуб: https://www.youtube.com/user/GrosstractorTV
Rutube (ОНО работает!): https://rutube.ru/channel/23968383/