Найти в Дзене

О ВЕДЕНИИ МЕТРИЧЕСКИХ КНИГ В ИШИМСКОМ ЗАКАЗЕ

Самые ранние метрические книги по Ишимскому заказу датируются 1769 годом. Красивый ровный почерк, минимум помарок.

ГБУТО "Государственный архив в г. Тобольске", Ф. И156. Оп. 15. Д. 107.
ГБУТО "Государственный архив в г. Тобольске", Ф. И156. Оп. 15. Д. 107.

Казалось бы, проще простого: сначала собрал цепочку персон на основе ревизских сказок, потом уточняй фамилии и даты на основе метрик. Но на деле все не так просто. 

Очень большое количество несовпадений: имен, фамилий, возрастов. От безобидных до самых необъяснимых: родилась девочка, а умерла как мальчик; две даты рождения у одной и той же персоны; смерть раньше рождения; не совпадающий с ревизией возраст, иногда более чем на 20 лет, и т.д., нескончаемый перечень вопросов. 

Ответ на эти вопросы, кажется, найден.

В 1772 году в Ишимском заказе Тобольской епархии случилось чрезвычайное происшествие. Согласно указу, заполненные по всем правилам первые экземпляры метрических книг за прошедший год должны были быть сданы консисторию в течение трех первых чисел января следующего года. 

Еще 24 декабря 1771 года в Ишимское духовное правление было направлено предупреждение с соответствующим напоминанием. Однако ни от одного (!) прихода книги сданы не были. 

В середине января во все приходы для сбора метрик был послан нарочный, «но и тот не более как от шести церквей взыскать мог, от прочих же церквей и поныне не собранно, а особенно 

- Абацкой слободы от Василья Райкова и Терентия Мамина за великим их нерадением и пьянством; 

- Истошинского села от священника Стефана Сосунова за самовольным от парохии своей отбытии, 

- Омутинского села дьячка Ильи Земляницына за самовольным без духовного правления в Тюмень отбытии и увозом метричных записок». 

Но обо всем по порядку. 

В первых числах января 1772 года священник Николаевской церкви села Медведевского Ишимского заказа Прокопий Вахрушев «зван был от церкви своей в Истошинское село разными того села обывателями и вновь поселенными для крещения младенцев, болных для исповеди и мертвых для погребения». 

Оказалось, что местный священник Стефан Сосунов самовольно «отбыл в неизвестном направлении, а где он никто из жителей не ведает». 

За время его отсутствия духовные требы никто не исправлял, «и ныне имеется мертвых непогребенных тел до пятнадцати, лежащих без отпевания, и возрастных и младенцев некрещенных». Но совершить обряд отпевания без знания имен усопших, а также без предсмертной исповеди и святого причастия Вахрушев не мог, «да и родственников их в то время при церкви не находилось». 

О сложившейся ситуации было незамедлительно доложено ишимскому закащику Григорию Скрябину, а тот в свою очередь доложил о прошествии в Ишимское духовное правление: «за самовольным от парохии (парохия – так изредка называли приход в церковных документах – прим. автора) своим отбытием в написании и подаче за 1771 год троечастных метриков учинил (Сосунов) остановку, и тому ж без него и болных много без покаяния и младенцев без крещения померло».

На место отсутствующего священника в Истошинское из Коркиной Слободы (Ишима) Скрябиным был послан «празднонаходящийся» священник Николаевской церкви Василий Сидоров, который «и погребал те мертвые тела, а по погребении репортом объявил кто имянно без покаяния и без крещения умер».

Помимо всего прочего, Сидоров должен был с местными причетниками: 

«1-е: написать троечастные книги за минувший 1771 год чрез трои сутки и представить им самим в духовное правление, а ежели они чрез те сутки не напишутся, то потомуж их выслать.

2-е: мертвыя непоребенныя тела на поверхности земли и внутри лежащие отпеть по чиноположению;

3-е: до прибытия того священника Сосунова исправлять все случающиеся парохиальные духовные требы с верною запискою обще с тамошними причетниками;

4-е: каких деревень, кто имянно люди во отбытие онаго священника Сосунова померли, пред кончиною у кого исповедовались ли? Ежели не исповедовались, то прежде бывали ли они во исповеди и святого причастия? 

А младенцев сколько крещенных и сколько некрещенных померло выправить. И по выправке в Ишимское духовное правление отрепортовать неукоснительно.

А как скоро священник отколь Сосунов прибудет в то Истошинское село, то выслать ево сюда ж без всяких приносимых ево отговорок для изследования и показательств…».

Разгневался Скрябин не на шутку. Во всех приходских церквях Ишимского заказа началась проверка. Выяснилось, что бардак творится не только в селе Истошинском. Еще в июле 1771 года священник Петропавловской церкви Абацкой слободы Терентий Мамин был уличен в пьянстве. Церковными властями с него была взята подписка о том, что «ежели он еще окажется во оном, в том подвергает себя жесточайшему штрафованию». Особого воздействия это не возымело, и в ноябре того же года с него была взята еще одна подписка, в которой помимо штрафа ему грозило лишение «священства». Но и эти угрозы не помогли. Оказалось, что за последние три года ни он, ни второй священник той же церкви Василий Райков, несмотря на неоднократные письменные уведомления и «нарочных за ними посылщиками», метрические книги не только не сдают вовремя, но и совсем не заполняют. 

Диакон Иоанн Труфанов в духовное правление докладывал: «минувшаго 1771 году Абацкой слободы Петропавловской церкви священники Терентий Мамин и Василий Райков первую часть о рождающихся и по ныне не написали и записок нам не объявляют, ибо мы неоднократно просили. А вторую и третью часть мы написали. А умирающих часть неисправна». 

Половину умерших жителей Абацкой слободы священники приказали местным мужикам хоронить без отпевания. Остальным диакон Труфанов «с мужиками покаяние исправляли сами и выписывали в метрики сами». 

Жаловался Труфанов и на то, что «священники завсегда находятся в пьянстве». Порой доходило до того, что, будучи совершать обряд бракосочетания не в состоянии, те «давали обыски писать подьячим, а священник Мамин дает писать обыски детям», «накопились» и не похороненные вовремя тела. 

В ходе разбирательств выяснилось, что и Мамин, и Райков еще в 1771 году за пьянство и «неисправность в своих должностях» три раза содержались под караулом. 

Такой же бардак творился и в селе Омутном (в н. в. село Омутинское). Священник Зосимо-Савватеевской церкви Иоанн Марковский докладывал, что дьячок Илья Земляницын «без ведома из онаго Омутного села неведомо куда отлучился, половину книг не написав, и многих метричных записок увез с собою, почему учинена немалая остановка».

Об итогах проверки Скрябин доложил самому епископу Варлааму в Тобольск: 

«Послать в Ишимское духовное правление и велеть: 

  1. Объявленным священникам Райкову, Мамину и Сосунову за прописанные и непорядки и неисправности в священнослужении запретить и отказать от приходов и доходу, и чего они в указанное время сами не исправляли оное исправить их коштом посылку их при духовном правлении в скорости, а на их места для исправления треб в Абацкую Слободу послать Фирсова села из двух одного священника, а в Истошинском селе по прежнему духовного правления определению священнику Сидорову остаться. 
  2. Дьячка Земляницына с метричными записками буде он Земляницын из Тюмени полного невозвратия сыскать, велеть ему те метрики немедленно исправить обще Омутного села со священнослужителями. 
  3. Всем Ишимского заказа священноцерковнослужителям накрепко подтвердить, чтоб они метрических записок в разницу подавали своим не таскали, а содержались оныя всегда в церкви исправленыя, так же и требы исправляли"…

История повторялась каждый год в течении 13! лет вплоть до 1782- метрические книги и исповедальные росписи вовремя никто не заполнял и в правление не сдавал. Документы заполнялись после очередного нагоняя духовных властей.

28 января 1780 года с очередной проверкой из Коркиной Слободы в села Аромашевское, Малышенское, Медведевское и Истошинское отправился диакон Семен Чукмасов

В Аромашево ни духовных росписей, ни метрических книг Чукмасову никто не отдал. 

А в Истошино с проверяющим поступили и вовсе некрасиво: «особливо истошинские священноцерковнослужители остановочных дел не исправили и подводу оному диакону Чукмасову не дали, почему он и вынужден был нанять посторонних до Коркиной Слободы». По возвращении Чукмасов в своем отчете попросил духовное начальство наказать обидчиков: «с непокорными ослушниками и неисправными в своих должностях впредь что чинить повелено будет». Нерадивых священников наказали, запретив им в священнослужении. 

Из Коркиной Слободы в укзанные села отправили переписчиков. Документы заполнили «по памяти» и сдали в правление. Причетников наказали. 

И вот спустя почти 250 лет исследователи ломают головы, пытаясь распутать клубок несовпадающих дат, имен и возрастов...

-2