Найти тему
Полки Безумия

Топ 5 российской мистики и ужасов в кино

Оглавление

Есть ли достойная мистика и ужасы среди российского кино? Как ни странно да, более чем, причем основная часть аутентичных колоритных произведений пришлась на девяностые, когда народ пребывал в когнитивном диссонансе от свалившегося на его голову проблем в совокупности со свободой, последствия которого и вылились на экран. Все фильмы отличаются не монстрами или обилием жестокости, а жуткой потусторонней атмосферой с элементами внезапного абсурда, будь это хтоническая российская глубинка или угрюмые закоулки и подворотни крупных городов. Это уже далеко потом наши киноделы стали копировать западную продукцию, растеряли самобытность и делали "шобы как в энтих ваших галивудах".

Опять же, топ сугубо личный, кто хочет указать на что-то, что я пропустил или поспорить со мной - прошу в комментарии. Ну, погружаемся, годноты будет много.

5. "Змеиный источник" (1997)

Находится в самом низу топа, так как это не совсем мистика/ужасы, а чистейший психологический триллер про неуловимого маньяка, свирепствующего в российской глубинке, куда приезжает на стажировку главная героиня - студентка-педагог. Но не все так просто - жертвы перед смертью видят то своих двойников, то вовсе родных или друзей. Добавьте сюда мистические сплетни суеверных провинциальных жителей и вуаля, жуткий образ убийцы из преисподней готов.

К слову, сюжетная линия маньяка не сказать, что является явно главенствующей, огромную часть одеяла на себя перетягивают романтические взаимоотношения персонажей, которые, хоть и искренние, но вычурно больные и неестественные, что придает фильму эдакую многогранность. Но этому, на мой взгляд, есть объяснение - несколькими годами ранее по российским телеэкранам триумфально прошелся "Твин Пикс" и явил зрителям, насколько разнообразным может быть кино. "Змеиный источник" явно вдохновлялся именно им, где загадочное убийство соседствовало с тугим запутанным клубком личных симпатий, страсти и сложных судеб жителей небольшого городка.

Актерский состав тоже неплох - молодые Екатерина Гусева, Евгений Миронов и Дмитрий Марьянов - тот самый Боец из одноименного сериала. В общем, если вы искали что-то похожее на "Твин Пикс", но с российским колоритом, то это кино идеально подходит под запрос. Конечно, для опытных киноманов и любителей триллеров ничего не стоит сложить 2+2 и догадаться, кто является убийцей уже на середине фильма, но учитывая возраст кино, на тот момент ему практически не было равных в своем жанре.

4. "Мертвые дочери" (2007)

-2
"Жизнь это временно, скоро все будет в порядке!"

Пожалуй, единственное исключение в этом топе, так как фильм вышел во второй половине нулевых. Дочери имеют довольно низкую зрительскую оценку, но мне кажется, что они недооценены. А если учесть, какие работы еще выходили в нулевые в этом жанре, например "Юленька" или "Ведьма", которые вообще смотреть невозможно, то совершенно непонятно, почему фильм так холодно встретил зритель. Сюжет кино повествует о проклятии мертвых дочерей, которые были убиты своей собственной матерью - они охотятся за людьми, совершающими плохие поступки и расправляются с ними, после чего начинают незримо следить за теми, кто видел жертву последними. Если те в свою очередь также совершают плохие поступки, уже они становятся кандидатами на казнь и так далее по цепочке. В очередной виток проклятия попали пятеро молодых людей и теперь они, до этого жившие в полном неведении о том, как их слова и действия влияют на окружающих, вынуждены пытаться жить бескорыстно и по совести. Оказывается, для молодежи нулевых, что пропитаны духом свободы, безмятежности и светлого будущего не за горами, такой образ жизни совершенно не по зубам. Тому, как они тщетно пытаются бороться с проклятьем, и посвящена большая часть фильма.

Минусы у "Дочерей", безусловно, есть, это и слабая актерская игра, и стиль "пьяного оператора", от которого может закружиться голова, но атмосфера тотальной безысходности в совокупности с тем самым духом нулевых делают свою работу на отлично. Финальные расправы жуткие и абсолютно ненормальные, сразу ясно - тут замешано некое паранормальное и крайне изощренное зло. Смысловая нагрузка фильма тоже дает почву для размышлений - живи люди открыто и дружелюбно, искренне помогая окружающим не под страхом смерти, а просто так, оказались бы мы в лучшем мире? Способно ли что-то еще заставить человека быть хорошим, кроме пресловутого дамоклова меча?

Если вы не видели это кино, дайте ему шанс.

3. "Прогулка по эшафоту" (1992)

-3
"Приезжают гости. Рубят бесплатно друг другу головы и уезжают".

А вот теперь готовьтесь погрузиться в настоящий больной и безумный символизм. Между прочим, именно на съемках этого фильма завязался роман Дмитрия Певцова и Ольги Дроздовой. Молодая пара, абстрактно обозначенная в титрах как Он (Певцов) и Она (Дроздова) путешествуют по российской глубинке в желании слиться с природой и хорошенько отдохнуть. Перейдя через речушку по хлипкому мостику (местный Рубикон), голодные и замерзшие, они решают остановиться на ночлег в полуразвалившейся и кажущейся заброшенной избушке. Утром они обнаруживают, что избушка полна роскошных яств, дорогущей мебели, а рядом с ними хлопочет какой-то полоумный старик в изодранных обносках.

С этого момента кино превращается в жутковатую философскую притчу. Не нужно быть семи пядей во лбу, чтобы сразу догадаться, что Он и Она это символические Адам и Ева, а усадьба с изобилием пищи и удобств - райский сад, даже павлин прилагается для тех, кто еще не понял. Старичок же в свою очередь это сам Бог, только не христианский, а гностический демиург, который хочет из Адама и Евы вылепить новое человечество. Но я вижу здесь и другую аллюзию - переформатирование российского населения после распада СССР на западный манер, так как вы сами прекрасно знаете какой курс взяла страна после событий 1991 года. Женщина падка на грех - ей нравится роскошь и вкусные блюда, она готова остаться в этом раю (читай в обществе западного типа), в то время как мужчина - приверженец традиционных консервативных взглядов, сопротивляется влиянию запада. Я не знаю, задумывалось так или нет, но если сравнить внешность символа Америки - дяди Сэма и внешность выжившего из ума творца, то вы будете удивлены, насколько они схожи. Сцены в лаборатории и в финале просто выворачивают душу своей ненормальностью, во многом этому способствует жутчайшая скрипичная тема, сопровождающая происходящее. Получилось уникальное авторское кино с кучей смысловых слоев. Потом что-то подобное снял Даррен Аранофски в 2013 году - фильм "Мама!", где персонажи были абстрактными символами гностических учений. Домашнее задание - после просмотра фильма подумайте, почему на кадре с заголовком фильма изображено дерево.

2. "Гонгофер" (1992)

-4
"Вот такая история. И если я вру, то сдохнуть мне прямо сейчас вот на этом самом месте. А теперь я выпью, и закушу."

Настоящая жемчужина постсоветского кинематографа, снятая, между прочим, на деньги того самого МММ. Представляет из себя мрачную сказку про мистическую изнанку Москвы с изрядной долей черного юмора. Молодой казак, приехавший в столицу с группой своих товарищей по хутору сталкивается с обольстительной ведьмой, которая после ночи московского кутежа крадет у него глаза, заменяя родные карие на чужие голубые. Казак пытается утопить в литрах алкоголя свою попранную честь, но на выручку приходит товарищ, предлагая вернуться и покарать нечистую силу остро заточенным клинком. После стильной нарезки сборов прямо в духе "Фантазм 2" начинается повторный поход на Москву, которая теперь больше походит на лабиринт грязных подворотен и темных вокзалов.

Схватки с чертями и демонами в слоу-мо, угарнейшие диалоги, убойный саундтрек от группы "Ноль" и шикарная актерская игра Виктора Степанова точно не оставит вас равнодушными! Атмосфера веселого потустороннего балагана прилагается.

Кстати, не так давно на одном из каналов блоггера BadComedian вышел ремастер этого фильма в 4K, почищенный от артефактов некачественной пленки. Но честно, мне шумящий оригинал нравится больше, есть в нем какая-то особая уличная магия.

1. "Прикосновение" (1992)

-5
"Мы всей семьей станем тупыми, безжалостными, сытыми, готовыми утопить за стоптанный тапочек. Продать и обрадоваться, идти по головам, по костям, по трупам. Главное, главное - по трупам!"

Ну об этом фильме не слышал только совсем не интересующийся жанром ужасов человек, а поскольку вы на моем канале... чтож, откровения не будет.

Как по мне, да и по мнению многих моих знакомых, лучший российский фильм ужасов, настоящий, безжалостный, гнетущий и невероятно сильный. Если совсем коротко, то это история про призрака, терзающего живых. Да, на первый взгляд звучит довольно шаблонно, то не торопитесь делать выводы. Здесь настоящая потусторонняя атмосфера неведомого, в разных сценах постоянно размывается грань между реальностью и кошмаром, монолог на кладбище близ железнодорожной станции - пробирает до мурашек. Сам призрак представлен лишь фотографией на надгробной плите, но этот взгляд... Он способен заглянуть прямо в нутро вашей души и найти там нечто, вызывающее необъяснимое смятение. От начал и до конца все повествование - сполшной мрак и тлен, сдобренный несколькими абсурдно-шизофреническими сценами. И чем дальше вы смотрите, тем лучше понимаете - положительных героев в этом кино нет, а если и есть, то в конце их не ждет ничего хорошего. Эта картина не просто занимает почетное первое место в этом топе, но также и находится в верхних строчках моих любимейших фильмов ужасов.

Ну, вот и все, надеюсь, что было интересно, и я открыл для вас что-то новое. Не прощаемся, до встречи здесь же, на канале Полок Безумия!

Ставьте LIKE, если понравилось и подписывайтесь, чтобы заценить больше крутых книг и других произведений от известных и не очень авторов в жанре sci-fi/horror.