Пелевин подобен Марсу: есть он или нет - науке неизвестно! Это первое, что следует знать об этом писателе.
Второе, менее важное - это его так называемые книги. Некоторых они раздражают, других озадачивают, третьи считают, что он мошенник и графоман!
Третье и, наверное, самое важное то, что по этим книгам можно точно сказать - наступила осень и с этим ничего не поделаешь!
Четвёртое, для кого-то важное: Пелевин не является патриотом России и этим отличается от Прилепина! В худшую или лучшую сторону, не мне судить, моё дело перелистывать страницы и делать вид, что что-то в них понимаю! Ну и конечно, запоминать афоризмы! Не знаю как у Вас, а мне больше всего нравится " У матросов нет вопросов, у големов нет проблемов!" Уже который год повторяю это себе, наблюдая происходящее, каждый раз обнаруживая всё новые грани идиотизма сограждан.
Или: " Бабочка? Красная? Расстрелять!
Принято считать, что для лучшего понимания Улисса Джойса, необходимо вернуться к Гомеру и восстановить в памяти события и персонажей Одиссеи.
Вот именно это и сдерживает меня от прочтения последней не освоенной книги из числа обязательных для интеллектуала. Одиссея крепко засела в голове и тревожить её совершенно не хочется, ведь впечатления юного ума - самые сладкие, вдруг что-нибудь нарушится, как с той бабочкой у Бредбери?
Именно к таким мыслям я пришёл, прочитав первые страницы " Путешествия в Элевсин". Создалось впечатление, что Пелевин решил вернуться в Античность, покопаться там, восстановить в памяти названия всех этих римских патрициев и плебеев, их атрибуции и прочего исторического материала, знание которого считается неотъемлемой частью интеллигента, который после работы отправляется не в пивную, а в музей! Поиграть в эту игру он предлагает и нам.
И опять же, крылатое из "Айфака": всякая древность, независимо от формы и содержания именуется гипсом! Я давно принял это себе на вооружение, поразившись образной простоте понятия! А интеллигент, рассматривая гипсовые копии в пушкинском музее - нет! Он считает, что таким образом погружается в эпоху! Но лучше всех это погружение описано у Райкина, помните: - В греческом зале, в греческом зале... ? Поэтому не следует путать пивную с музеем, а роман с жизнью, выйдет нелепо: историческая открывалка может затеряться среди экспонатов!
Проводя аналогию между Джойсом и Пелевиным, я, конечно несколько лукавлю, скрывая собственную мозговую лень. Но, милые читатели, что же получается? Автору романа взбрело в голову покопаться в гипсе и я должен слепо за ним следовать? Нет, так я не согласен, мне вынь да положь разжёванное, понятное и приятное глазу, без лишних заморочек, ассоциаций и аллюзий! А то будет как с иностранным агентом Гребенщиковым, слушать его можно - понимать нельзя! Видите: заразился, отсылаю читателя к фольклору " Любить её можно, целовать нельзя!"
Возможно, относительно последнего романа из трилогии про мозги в банке и доброе государство, я не прав, но это возможно выяснить лишь прочитав его до конца, а с Пелевиным у меня так не получается, постоянно откладываю в сторону и жду, когда вернётся читательское вдохновение. Это только водку можно пить без закуски у гаражей, а настоящая книга требует именно что вдохновения, я бы сказал слияния с автором! А как можно слиться с тем, кто вероятно не существует в природе? Задачка!
Впрочем, символизм Пелевина таков, что умудрившись прочитать несколько книг из его хронологической середины, смыслы и детали становятся второстепенным свойством написанного. Ну как у художников абстракционистов или тех, кто столько времени рассуждает о загадке "чёрного квадрата" Малевича. Кто пил водку за гаражами должны помнить то восхитительное чувство полного опустошения после первого стакана и эйфорию после второго! Что-то подобное и здесь: Вы либо воспарите, либо Вас отвезут в милицейской машине в вытрезвитель! И что самое любопытное, так это то, что одно не противоречит другому.
Помнится, лет так сорок назад читал я Кастанеду. Хорошее чтение, без всякой литературной ерунды: сразу начинает давить на какие-то особенные точки в мозгу! Эффект могу сравнить лишь с советским партийным-профсоюзным собранием, вроде бы ты - здесь и сейчас, а по факту где-то далеко- далеко.
Вполне возможно, что "Элевсин" я дочитаю и тогда напишу более внятно и подробно, как поступают тут на Дзене, когда хотят унизить писателя. Лично я таких целей перед собой не ставлю, поскольку понимаю, что писательский труд - это мука, будь ты хоть Фадеев с Кочетовым, хоть Булгаков с Пастернаком.
- Так, "чего же ты кочешь?" читатель?
Читать чужую интерпретацию или путешествовать вместе с автором? Нужны тебе костыли бойких бумагомарак или ты предпочитаешь отведать живой крови?
Лично для меня этот вопрос не существует, поэтому пожелаю Пелевину новых "осеней" и чем больше, тем лучше, а нам - быть готовым отбросить лень ума и залезать мыслью как можно глубже! В античность, в будущее, фрейдистский бред, поток сознания или мудрую беспредметную сказку!