Скорость — одна из главных характеристик любого транспорта. А безопасность, надёжность и комфорт — отличительные особенности железнодорожных путешествий. Когда в нашей стране появились комфортабельные высокоскоростные поезда? Какие из них можно увидеть в Музее железных дорог России? Отвечаем в нашей статье!
Полигон для экспериментов
Скорости на железнодорожном транспорте принято делить следующим образом: до 140-160 км/ч — обычное движение поездов, до 200 км/ч — скоростное движение, свыше 200 км/ч — высокоскоростное движение. Для организации высокоскоростного движения необходимы специально оборудованные линии — высокоскоростные магистрали. Самой современной и востребованной в нашей стране всегда была Октябрьская магистраль, железная дорога между Санкт-Петербургом и Москвой. Поэтому именно здесь начали курсировать первые скоростные составы.
В первой половине 1960-х годов скорость движения на Октябрьской магистрали не превышала 160 км/ч. В этот период пассажирское движение обслуживали электровозы ЧС2 чехословацкого производства. Для тяги скоростных составов в Чехословакии были заказаны новые локомотивы. Первые экспериментальные образцы, электровозы ЧС200-001 и -002, были выпущены в 1974 году. Конструкционная скорость этих машин — 220 км/ч. В дальнейшем локомотивы серии ЧС200 работали со скоростными поездами на линии Ленинград — Москва. Первоначально предполагалось, что электровозы ЧС200 будут водить составы, сформированные из вагонов РТ-200 постройки Калининского вагоностроительного завода. Однако испытания этого подвижного состава показали неудовлетворительные результаты, и эксплуатация этих вагонов была прекращена.
Электровозы ЧС200-001 и -002 были экспериментальными образцами. Их списали в 1987 году. В Музее железных дорог России представлен электровоз ЧС200-002, который поступил из Центрального музея железнодорожного транспорта Российской Федерации в 2001 году.
Скоростной экспресс «Аврора»
С электровозом ЧС2-078 12 июня 1963 года свою первую поездку совершил скоростной поезд «Аврора». Путь от Ленинграда до Москвы экспресс прошёл за 5 часов 27 минут. В 1965 году во время опытных поездок «Авроры» это время удалось сократить до 4 часов 59 минут. Во второй половине 1970-х годов, по мере увеличения числа вагонов поезда, время в пути возросло почти до 7 часов. Но с принятием в эксплуатацию мощных электровозов ЧС6 время движения вновь сократилось до 5 часов 30 минут. В составе поезда были 9 пассажирских вагонов Калининского вагоностроительного завода с креслами самолетного типа. Переход на локомотивы типа ЧС2Т позволил увеличить количество вагонов в составе до 12 единиц, а для серий ЧС6 и ЧС200 — до 15 пассажирских вагонов и вагона-ресторана.
Скоростной фирменный поезд «Аврора» курсировал между двумя столицами с июня 1963 года до апреля 2010 года. В конце 2009 года ему на смену пришел электропоезд «Сапсан».
Об истории поезда «Аврора» рассказываем в видео:
Символ эпохи скоростного движения в СССР
Электропоезд ЭР200 — символ советской инженерной мысли и машиностроения той эпохи.
В 1965 году начались подготовительные работы по организации скоростного движения между Москвой и Ленинградом. Максимальную скорость приняли в 200 км/ч, исходя из состояния путевого хозяйства.
В 1969 году Рижский вагоностроительный завод завершил проектирование 14-вагонного скоростного электропоезда. Постройку осуществляли в 1973-1974 годах. Новый электропоезд получил обозначение ЭР200 и был способен развивать скорость до 200 км/ч. С 1 марта 1984 года началась регулярная эксплуатация скоростного электропоезда ЭР200.
Интересный факт!
В 1988 году по инициативе МПС СССР, Госкомитета по науке и технике и АН СССР была разработана и утверждена Государственная научно-техническая программа «Высокоскоростной экологически чистый транспорт». На основе положений программы ВНИИЖТ подготовил научный отчёт, в котором были обоснованы все основные вопросы высокоскоростных магистралей с максимальной скоростью 300-350 км/ч. Первый президент Российской Федерации Борис Ельцин подписал указ от 13 сентября 1991 года «О создании высокоскоростной пассажирской железнодорожной магистрали Санкт-Петербург — Москва». В рамках этого проекта началась разработка нового скоростного электропоезда, которому присвоили название «Сокол». Первый опытный кузов промежуточного вагона был изготовлен в апреле 1998 года. Следом изготовили опытную головную часть, а с июня по декабрь 1998 года — шесть кузовов для первого состава электропоезда. Новый электропоезд получил обозначение ЭС250. Результаты испытаний нового электропоезда были не вполне удовлетворительны, требовалась его значительная доработка. Было принято решение – прекратить работы по проектированию электропоезда «Сокол» и заказать «Сапсаны» Сейчас экспериментальный поезд можно увидеть в Музее железных дорог России.
20 февраля 2009 года ЭР200 совершил последнюю поездку в штатном режиме из Петербурга в Москву. 28 февраля с Московского вокзала Санкт-Петербурга до станции Любань поезд отправился в последний рейс с пассажирами. В дальнейшем на линии Ленинград-Москва стали эксплуатироваться высокоскоростные поезда «Сапсан».
Хотите своими глазами увидеть ЭС250 «Сокол», вагон поезда «Аврора», ЧС200 и ЭР200? Приходите в Музей железных дорог России в Санкт-Петербурге.
А если хотите больше узнать о развитии скоростного железнодорожного транспорта, то обязательно пройдите квест-карту «Век скоростной». По завершении квеста вы узнаете: необычные факты о железных дорогах в эпоху высоких скоростей; какие «птицы» существуют на железной дороге; кто такой «летчик-машинист»; в каких соревнованиях на скорость и выносливость участвовала железнодорожная техника и многое другое.
Это интересно!
В октябре 2023 рекорду скорости для тепловозов исполнилось 30 лет — читайте в нашем прошлом выпуске.