Скажем так: не слишком большую. Хотя ехала я 5 ноября 2023 года на Всероссийский фестиваль цыганского искусства «Цыганский талисман», в котором участвовала уже седьмой раз, с надеждой на успех.
Несомненно, я стала лучше исполнять цыганские танцы, которыми занимаюсь очень серьёзно уже без малого 10 лет. Безусловно, постановки цыганских танцев, которые сделала для меня Елена Морена, заслуженная артистка России, ни в какое сравнение не идут с теми, что были у меня раньше. Однако ни один из моих номеров, представленных на этом конкурсе, не получил высшей награды. Остаётся только гадать, почему. Но гадать я не буду — для этого нужно быть настоящей цыганкой. Моих нескольких капель цыганской крови для этого явно недостаточно.
Тем не менее, давайте по порядку. Сначала я вышла на сцену с таборным танцем «Кхэроро».
Правда, костюм для него я выбрала не скромный, как подобает в таких случаях, а самый что ни на есть пафосный: золотая юбка, кофта с роскошными рукавами и куча «золота» по всему организму. Ну и что? Я ведь никогда не претендовала на аутентичнось, добиться которой можно только родившись и выросши в цыганской среде. Зато костюм прекрасно смотрелся на сцене, и звон многочисленных монеток на груди весьма меня подбадривал.
Я заявляла этот номер в показательные выступления, которые никогда не оцениваются судьями. Однако жюри вместо того, чтобы отдыхать, зачем-то решило поработать и выписало мне «четвёрку», присудив звание лауреата II степени. Чего-то уважаемым арбитрам не хватило. Впрочем, звание я получила весьма высокое и жаловаться мне грех. Наверное, надо больше работать над техникой… Или ещё над чем-нибудь — судьи мне об этом не сообщили 😉.
Для своего относительно нового цыганского танца «Пошуненти» я, что называется, пошила новый костюм. Его дизайнер Светлана Москвитина живёт в Орле и держит специализированную мастерскую Sitora, которую многие знают и ценят. Но для выступления с этим номером на «Цыганском талисмане» я выбрала другой образ.
С каких-то незапамятных времён осталась у меня красивейшая юбка по имени «Цыганское счастье». Она появилась благодаря тому, что сколько-то лет назад где-то на юге — кажется, в Ростове-на-Дону — мне ужасно неудачно сшили кофточку для танца: фактуры были подобраны безграмотно, цвета соединены неудачно, и сидело на мне сие изделие просто отвратительно. Я обратилась к московскому дизайнеру, которая, добавив материала, произвела из кофточного треша почти юбочный шедевр. Почему почти? Да потому что юбка у неё получилась невероятно узкой для меня, и мне много лет приходилось закалывать её сзади булавкой, чтоб разрез во время выступления не раздирался.
Когда родился «Пошуненти» с тамбурином, я как раз подумала о втором образе для него. Заказала у Светланы зелёную кофту и отнесла своей московской портнихе Юле юбку на переделку. Она отпорола кокетку, сделала новую, более широкую, из подходящей ткани, и вуаля — альтернативный костюм готов! Вот в нём-то я и отправила на сцену новый танец Елены Морены в номинации «Танцы руска рома́». Да-да, именно так себя называют цыгане, живущие в России.
Выкладываю ролик, хотя есть нюанс: переодеваясь второпях, я не успела тщательно проверить костюм и не выпростала низ юбки. Так и танцевала с зажёванным концом. Но увы, из песни слова не выкинешь.
За исполнение этого танца мне вручили лауреата II степени, но меня это никак не удивило — номер ещё явно сыроватый и требует много работы.
Но вообще-то, мои дорогие подписчики и друзья, мне смертельно надоели конкурсы. Я столько в них участвовала, столько всего навыигрывала и напроигрывала, что всё это мне уже стало выше крыши.
Вот вышла я на «Цыганском талисмане» со своей весёлой «Парамелой» — базарная такая цыганка с фиксой — да и начала отплясывать. А меня тут серьёзные люди в жюри сидят и судят, так называемы «счётчики» туда-сюда снуют прямо во время выступлений, фатально портя мне картинку, и зрителей в зале полторы калеки. Ну и ради чего всё это? Получить бумажку вместо аплодисментов? Я эти бумажки уже давно сканирую, а оригиналы сдаю в макулатуру.
Диплом лауреата II степени в номинации «Стилизация цыганского танца», в которой я много лет была одной из лучших, если не сказать больше, меня отнюдь не порадовал. Да и аплодисментов этот танец собрал как никогда мало, потому что хлопать было некому. Даже мой муж не аплодировал, потому что держал в руках камеру.
Ну да ладно, давайте хоть фотки посмотрим.
Таким вот было завершение моего участия в конкурсе. А ведь великолепная сцена городского дворца культуры в Красноармейске могла бы доставить гораздо больше радости артистам, если бы вместо дипломов они получили живую реакцию зрителей, которые гораздо охотнее пришли бы на концерт, а не на конкурс. Я ведь очень хорошо помню те времена, когда этот зал хорошо заполнялся. И куда же они ушли? Очень хочу верить, что всё это вернётся.