Найти в Дзене
Стражи Родины

Он не был предателем, но фашисты уважали его как своего: почему фашисты так почитали Героя СССР Антонова и как он им за это отплатил

Оглавление

Если бы кто-то увидел, как дружелюбно себя ведут немецкие нацисты, общаясь с Героем Советского Союза, то он тут же обвинил последнего в предательстве, но если бы этот кто-то услышал их разговоры, узнал, что действительно говорит советский Герой, тот тут же начал просить его прощения.

Так почему фашисты так хорошо относились к Герою Антонову и что они с ним сделали в итоге?

Путь многих героев во время Великой Отечественной напоминал полет какого-то метеора. Яркий поступок – и финальная точка. И удивляться этому не приходится, ведь это была одна из самых жестоких и кровопролитных войн на планете.

Однако иногда оказывается, что героического человека все обоснованно считают погибшим, а затем открывают в его жизни новую, неизвестную страницу. И временами – даже не одну.

Именно так и получилось с Яковом Антоновым, в героизме и самоотверженности которого никто из сослуживцев даже близко не сомневался. Но оказалось, что он сумел достойно себя показать не только в окружении собратьев по оружию, но и среди врагов, когда поддержки было ждать совершенно не от кого.

Что же так впечатлило нацистов в этом советском летчике?

Всем пилотам пилот

Яков увидел этот мир в январе 1908-го, в маленькой деревеньке Солецкого района на территории современной Новгородской области. И быть бы ему никому неизвестным крестьянином до конца своей жизни, если бы не революция и глобальные перемены в жизни тогдашней страны.

Сумевший закончить школу Антонов увлекся модными в то время самолетами. И окунуться в мир летающих машин без остатка в то время мог только в рядах РККА.

-2

Поэтому при первой же возможности он вступил в армию, а еще через пять лет сумел пробиться в летную военную школу, которую успешно и закончил. Закрепив и отточив навыки пилотирования, он получил серьезное боевое назначение – сражаться в финской войне.

Сухая статистика показывает, что в сражениях с Финляндией он сумел сбить лично всего один самолет, плюс в составе группы – еще два. Однако эти цифры никак не отражают реальность тех боев. На счету Антонова было как минимум 58 боевых вылетов, многочисленные атаки тыловых позиций противника, а те разведывательные полеты в погоду, которая в принципе считалась нелетной мы вообще оставим за скобками.

Поэтому вполне закономерно, что его заслуги были оценены сперва орденом Красного Знамени, а вскоре - и высшей наградой, Звездой Героя. А организаторские способности Якова, которые оказались ничуть не хуже боевых, привели к его назначению командиром целого авиаполка.

Как раз во главе полка своих асов он и встретил тот самый 1941-й год.

Недосчитались командира

Полк Якова Антонова влился в число защитников родины на кавказском направлении. И надо отметить – давал противнику прикурить несмотря на все сложности того периода войны.

-3

Его пилоты действовали действительно красиво и эффективно. Так, во время налета на фашистский аэродром под Моздоком в августе 1942-го, в котором участвовали и самолеты его полка, было прямо на земле уничтожено 12 машин противника, а в ходе воздушных поединков немцы недосчитались еще десятка.

-4

Однако тот бой не обошелся и без потерь. Летчики врага сумели сбить четыре советских самолета, среди которых – и машину самого комполка Антонова. И с этого момента о нем не поступало никакой информации, поэтому он официально числился погибшим.

Но как оказалось, что война Якова Антонова на этом не закончилась.

Железный русский

Первую ниточку, рассказывающую о дальнейшей судьбе советского летчика, сумел откопать американский историк Вон Хардести. В процессе подготовки своей книги он обнаружил фото, сделанное примерно в то же время и в том же месте, где был сбит Яков. И на этом снимке отображен допрос (хотя выглядит это скорее как беседа) оказавшегося в плену немецких летчиков русского пилота.

-5

Когда снимок увидел один из сослуживцев Антонова, он сразу подтвердил – да, это Яков. Итак, он сумел спастись из горящей машины, но что с ним произошло потом? След обнаружился в книге воевавшего в тех местах Гюнтера Ралля, считавшегося третьим в мировом рейтинге результативности асом планеты.

Ралль рассказал, что приземлившегося пилота сумели взять в плен – правда, только после того, как он начисто отстрелял все патроны в личном оружии. Поскольку пострадавших во время захвата не оказалось, летчику оказали помощь, накормили, и естественно – сделали обязательный в то время пропагандистский снимок, который и повезло найти американскому историку (снимок выше).

Как относились к русскому? Спокойно, практически так же, как и к своим пилотам. Держался он железно, в доверие втереться даже не пытался, заискивать ни перед кем не собирался, так что не удивительно, что всем своим видом он вызывал закономерное уважение.

Поначалу держался достойно, но предельно осторожно. Однако быстро понял, что никаких зверств нацизма здесь не будет.

До момента дальнейшей отправки его поставили на довольствие, ему позволили свободно передвигаться по аэродрому. И он не делал ни малейшей попытки сбежать – понимал, что из-за этого у тех, кто нормально к нему относился, будут проблемы, и отвечал рыцарством на рыцарство. А потом прибыл транспортный Юнкерс-52, и русского посадили в самолет...

-6

Но самое интересное, что тот же Ралль отмечает: на месте назначения пленного не обнаружили. Перевозившим его немцам он уже ничем обязан не был, поэтому воспользовался удобной возможностью тот просто-напросто сбежал.

Было ли подобное уважительное отношение немецких пилотов к русским летчикам редкостью? Вовсе нет! К примеру, в книге участника той войны Вальтера Швабедиссена, которую он непатриотично для себя назвал «Сталинские соколы», ясно говорилось: если русские поначалу и были не слишком хорошо подготовлены к воздушной войне с немцами – то уже к концу 1941-го их мастерство было уже очень высоким.

Немец отмечал, что советские пилоты летали даже тогда, когда германские предпочитали тихонько отсиживаться на аэродромах. Русских не останавливали холода, дожди, шторма, снега – они были и мужественными, и результативными – ссылка, можете почитать подробнее.

Так что Антонов просто в очередной раз подтвердил это мнение.

Туманы неопределенности

Дальше в судьбе Антонова нет ни малейшей достоверности.

Его фотографии оказались знакомыми участникам мариупольского подполья. Они утверждали, что вроде бы это тот самый летчик, которого они вытащили из Моздокского концлагеря и переправили в Ейск. Но в самом Ейске никакой информации о нем не сохранилось.

Другую версию предложили ветераны, прошедшие тот же самый концлагерь. По их словам, пилот на фото похож на человека, которого немцы вместе со своими захоронили в 1943-м на территории одного из мариупольских скверов. И уделили они этому время потому, что среди наград пленного опознали Звезду Героя.

У версии есть право на жизнь. Потому что в 2017-м это захоронение раскопали, и среди очевидных могил румынских и германских солдат отыскался и человек в советской гимнастерке. Был ли это Яков Антонов? Достоверно неизвестно – хотя предполагают именно это. И что несгибаемый пилот наконец-то обретет покой после того, как с заслуженными почестями в том же 2017-м был перезахоронен на местном кладбище.

Но что мы знаем точно, что немецкие асы отмечали впечатляющее достоинство, с которым в плену, в практически безнадежной для себя ситуации, держался русский офицер.

Как нам кажется, что только один этот момент заслуживает огромного уважения. Ставьте палец вверх, если считаете так же, ну и если вам понравилась наша сегодняшняя статья, разумеется.

Как считаете, правильно ли поступил Яков Иванович не сбежав с аэродрома при первой же возможности воспользовавшись добротой фашистов? Пишите свое мнение в комментариях.

Не забывайте подписываться на наш правильный канал, давайте продвигать подвиги наших славных Героев вместе!