Найти тему
Никита Непряхин

Иллюзия утраты будущего: что происходит с потребительским рынком сегодня?

Оглавление

Продолжаю делиться с вами интересными фрагментами передачи «Спроси Непряхина как» на Серебряном дожде. Самым первым гостем на программе был Роман Тарасенко — известный маркетолог, консультант и спикер, учредитель маркетингового агентства I’m romarketing, автор книг-бестселлеров, включая «Метод большого Я», и канала на YouTube «Что-то не так».

Я спросил Романа о том, что происходит с потребительским рынком сегодня? Если передать его ответ короткими мазками, то складывается примерно такая картина:

  • Клиенты растеряны.
  • Клиенты тревожны.
  • Клиенты прижимисты.
  • Клиенты обделены вниманием.
  • Клиенты информационно перегружены.

Остановимся подробнее на растерянности.

Кадр из фильма "Остров проклятых"
Кадр из фильма "Остров проклятых"

С чем это связано?

По мнению Романа, растерянность клиентов связана с иллюзией утраты будущего. «Это, наверное, самое главное и страшное чувство: ты не понимаешь своих перспектив. А когда нет перспектив, то ты меняешь свое покупательское поведение. Проблема в том, что бизнесы сегодня не могут нарисовать людям эти перспективы и заверить их, что все будет хорошо. Уже не работает старая добрая реклама про счастливую семью, которая просыпается утром, все вместе со своим лабрадором прибегают на кухню, пьют какой-нибудь кисломолочный продукт и радуются укреплению иммунитета. Такое фейковое светлое будущее теперь плохой инструмент продаж. Поэтому маркетологи пытаются сосредоточиться на том, что есть именно здесь и сейчас».

Что можно сделать с растерянностью клиентов?

Мне очень понравилась метафора, которую привел Роман для ответа на этот вопрос. «Наверное, каждый человек хоть раз в жизни перебирал с алкоголем. Ты лежишь на кровати, чувствуешь головокружение, а в голове появляются «вертолеты» и ощущение, что ты куда-то летишь. Физиологи говорят, что в такой момент нужно положить руку на тумбочку рядом с кроватью, тогда вестибулярный аппарат приходит в норму, и человеку становится лучше. Так вот бренды должны стать для клиентов той самой тумбочкой, на которую они могут облокотиться и почувствовать опору».

В любой непонятной ситуации, по мнению Романа, компании должны начинать с себя, «с переборки» и укрепления новых смыслов своего бизнеса. «Победителями станут те, кто сможет ответить на простые базовые вопросы. Кто мы? Где мы сейчас? Чем мы занимаемся? Почему мы продолжаем это делать? В каком направлении двигаться дальше? Кто наши клиенты именно сегодня? Чего они хотят? Как нам адаптироваться под их запросы? Многие бренды ошибаются, потому что продолжают жить в парадигме прошлого, когда все делали бизнес на растущих рынках. Сейчас все иначе. Нужно развиваться только за счет собственных действий».

Нужно отметить, что в прошлом году многие бизнесы лихорадило, люди не понимали, что будет и как будет, а этот год показал абсолютно другую картину. «Те, кто решил остаться в стране и делать бизнес вдолгую, собрались с мыслями и приняли новую экономическую реальность. Они забыли о том, что было в прошлом, и начали все практически с нуля».

Резюмируем сказанное

Компаниям сегодня жизненно необходимо провести внутренние стратегические сессии, чтобы переосмыслить свои цели и задачи, исходя из новой реальности.

Полную версию интервью можно послушать на сайте Серебряного дождя.