Найти тему

Как обманывают российских туристов

В российском туристическом бизнесе, как впрочем, и во многих других отраслях экономики, иногда бывают случаи мошенничества. При этом необходимо отделять происшествия, когда туристы теряют свои деньги и получают испорченный отдых из-за непреодолимых обстоятельств, вроде тех, что произошли в 2020 году, когда началась пандемия и поездки на отдых стали просто невозможны, от случаев откровенного мошенничества.

Схемы, которые используют мошенники достаточно разнообразны, от самых примитивных, до вполне себе изящных и знать о них российским туристам надо, хотя бы для того, чтобы не попасть в расставленные ловушки. При этом необходимо помнить, что 99% работников туристического бизнеса это люди, которые искренне хотят удовлетворить все запросы своих клиентов и трудятся не покладая рук. Но есть и другие и хотя их немного, именно они находятся на слуху.

В любом случае, кто предупрежден, тот вооружен, поэтому рассмотрим сначала насколько случаем, когда российские туристы страдали от мошенников, а потом попытаемся дать несколько советов, как уберечься туристу от попадания в неприятные ситуации.

Сначала о нескольких случаях, когда туристы не пострадали, но туристические компании обманули государство. Как известно в России несколько лет работала программа туристического кэшбека, по которой турист, забронировав тур по России, получал назад определенную сумму в виде кэшбека. На эту программу в бюджете России выделялись достаточные суммы.

Однако нашлись предприимчивые бизнесмены, которые в программе кэшбека увидели не способ развития своего бизнеса, а возможность нажиться на счет государства. Так, в Башкирии владелец туристического агентства, который являлся одновременно и владельцем гостиницы, имея доступ к реквизитам своих клиентов, подавал ложные сведения о том, что они приобретали у него путевки и останавливались в его гостинице. Он переводил деньги за якобы оплаченные путевки, а потом фиксировал отказ от этих туров и деньги за путевку возвращались. Но при этом он успевал получить кэшбек, и надо сказать, немаленький, в 2022 году он получил средств из бюджета на сумму в 11,6 млн рублей.

Но в итоге схема эта была вскрыта правоохранительными органами и мошенник получил четыре с половиной года заключения в колонии. А еще он должен будет возместить тот ущерб, который получил бюджет.

С большим размахом, но по той же схеме действовали несколько турфирм в Санкт-Петербурге. Руководители оплачивали путёвки, получали кешбэк (20-40%) и отказывались от тура с возвратом полной стоимости оплаченных средств. В общей сложности эта схема позволила преступникам похитить из бюджета более 90 млн рублей, хотя эти деньги предназначались для стимулирования туристических поездок отечественных путешественников. Здесь пока идет следствие.

Теперь перейдем к случаям, в которых пострадали уже туристы. Сколько писали и предупреждали о том, что нельзя пользоваться для организации своего путешествия услугами мутных блогеров, но всегда найдутся простодушные любители скидок. Так, развели своих читателей казанские супруги-блогеры Илюс и Раушана Миннегалиевых, проживающие сейчас в Дубае.

-2

Они предлагали своим подписчикам отдых предлагали по экстремально низким ценам — 30-35 тыс. рублей за неделю с человека, включая перелет, проживание и питание, при том, что только билеты в Дубай стоят дороже. И, конечно, эта дешевизна заставила многих выключить мозги, плюс к этому супруги устроили отдых для некоторых артистов татарской эстрады и те широко прорекламировали их услуги.

В итоге более 800 человек перевели деньги за якобы путевки на банковские карты блогеров на сумму в 23,7 млн рублей. После этого они просто перестали выходить на связь с обманутыми людьми и сделали вид, что ничего подобного не было, удалив всю информацию со страниц своих соцсетей. Хотя сами они по прежнему живут в Дубае и продолжают вести свой блог, от комментарием отказываются. И даже Илюса Миннегалиева на своей странице разместила информацию продаже путевок начиная с февраля 2024 года, правда теперь уже за 87 тысяч за неделю с человека.

При этом надо всегда помнить, что туристические услуги могут быть оказаны только на основании оформления договора, а туроператор должен быть официально оформлен соответствующим образом. Пока непонятно, чем закончится эта история, идет следствие, и смогут ли обманутые туристы вернуть деньги, но не поддаваться на желание «халявно» отдохнуть стоит всем.

Совсем тупо обманула своих клиентов турагент Екатерина Хакимова из Уфы. Ранее она достаточно успешно отправляла своих клиентов в Турцию, Египет, на Мальдивы и в Доминикану, но очевидно не справилась с ведение такого непростого бизнеса и решила просто обмануть своих клиентов. Они заплатили в общей сложности более 20 млн рублей за путевки, которые по факту оказались фейковыми и никуда, конечно, не полетели. А само агентство закрылось, Екатерину ищут и объявлений о горящих путевках пропало из интернета. Вообще-то предложение горящего тура должно насторожить потенциального туриста, а не подтолкнуть его к покупке такого «кота в мешке».

Более громкий скандал случился с компанией «Колибри», в результате действий которой в Турции из отеля были выселены российские дети, приехавшие сюда в детский летний лагерь. И в этом случае туристы, а точнее родители детей, не сделали того, что необходимо делать каждому, кто покупает путевки.

-3

Согласно сведениям от родителей, вожатых лагеря и представителей компании, родители подписали договоры «на подбор и бронирование билетов и проживания» в отеле в Турции с ИП (индивидуальным предпринимателем) Маркиной Н.В. При этом ни маршрутных квитанций на оба полетных сегмента, ни ваучеров, ни иных документов, подтверждающих организацию отдыха детей, они не получили. Однако это не помешало им отправить своих детей в Турцию с билетом в один конец.

А ведь если бы они заглянули в федеральный реестр туроператоров, то узнали бы, что такого оператора по работе с детьми просто не существует. И вообще ИП не имеет права создавать турпродукт и продавать его. Никто из родителей, погнавшись за дешевизной, этого не сделали. Ну, а результат оказался закономерным.

Также есть разнообразные полумошеннические схемы, которые используются в курортных центрах России.

Первый метод обмана туристов связан с экскурсиями, которые выдаются за эксклюзивные, но на деле оказываются плохо организованными, некачественными или же просто самыми обыкновенными. При этом зачастую мошенники предлагают их по завышенным ценам.

Вторая схема основана на незнании многих туристов реального размера налогов и сборов в том или ином месте. Нечистые на руку арендодатели могут требовать большую доплату, чем официальный курортный или городской сбор. К примеру, в Сочи он сейчас составляет 50 руб. в день, и любые попытки взять с туриста больше – мошенничество.

Довольно распространены разные варианты обмана, связанные с сувенирами, местными товарами и продуктами. Недобросовестные продавцы могут предлагать подделки или завышать цены, некоторые предлагают бесплатные дегустации, а потом требуют за них деньги.

И здесь туриста должна насторожить дешевая цена, по сравнению с другими, нормальными предложениями. Однако желание сэкономить на грош пятков часто перевешивает и отдых оказывается испорченным. А привлечь таких мошенников к ответственности практически невозможно, а уж о возврате денег можно просто забыть.

И уж совсем просто и тупо развела туриста сотрудница агентства Полина. Она просто попросили своего клиента перевести предоплату в сумме 185 тысяч на карту своего супруга по номеру телефона. И доверчивый турист это сделал. Обман вскрылся через несколько дней, когда Полина была на больничном, а турист пришел оплатить оставшуюся сумму. Ту и выяснилось, что тур вообще не оформлялся и денег нет. Пришлось руководству агентства оплатить за свой счет путевку туриста и потребовать ответа от Полины.

При этом, что интересно, она и не думала скрываться. Сначала она заявила, что 285 тысяч ей якобы были нужны для погашения кредита, поэтому она продиктовала туристу номер своего супруга. Но вскоре выяснилось, что и это неправда, никаких долгов у мошенницы, а такую схему она проворачивала на работе уже несколько раз. Заявлено, что турагентство и его начальство «будет разбираться с предприимчивой сотрудницей». Но как именно — не уточняется.

Ну и в завершении несколько советов от Роспотребнадзора, которые может быть, помогут избежать таких ловушек для туристов.

1. Не принимайте решение о покупке турпутевки спонтанно. Следуйте простому правилу, что договор лучше заключить в офисе, информация о котором есть в публичном доступе, в т.ч. на сайте туроператора. Обратите внимание на обстановку в офисе – фирмы «однодневки», как правило, и выглядят так, словно заехали в помещение вчера и на днях съедут.

2. Проверка туроператора, турагента или гостиницы обязательно должна происходить до заключения договора. Проверить контрагента можно в специальных актуальных реестрах (их легко найти в сети в разделе "Туристические реестры" на сайте Минэкономразвития). Напомним, Федеральный Закон «Об основах туристской деятельности в РФ» вменяет в обязанность всем без исключения турагентам и туроператорам быть соответственно в реестре турагентов или туроператоров.

3. Интересуйтесь репутацией организатора вашего отдыха, но учитывайте, что положительные отзывы могут быть накрученными. Обязательно посмотрите официальные страницы приглянувшихся фирм в соцсетях, публикации в СМИ и на популярных ресурсах, где в комментариях без труда можно найти реальные истории, которые показывают отношение компании к своим клиентам.

4. Если есть сомнения в работе турагента, сразу связывайтесь не только с турагентом, но и с туроператором (организатором отдыха), уточните, все ли в порядке с туром. Стоит помнить, что согласно статье 9, 10, 10.1 отраслевого закона именно туроператор несет ответственность за оказание услуг, входящих в турпродукт.

5. Если при покупке тура у вас есть конкретные пожелания, то обязательно попросите менеджера показать в какой части договора они зафиксированы. Более того, закон как раз и предписывает отражать в договоре с туристом все «иные» условия.

6. Подписывайте договор только после того, как убедитесь, что все необходимые параметры путешествия отражены в документе. Лучше всего взять паузу и проверить договор еще раз дома, посоветоваться с родными и близкими.

7. Оплачивайте договор только официальными способами, получите чек (бумажный или электронный), при сомнениях – проверьте кассовый чек специальным приложением от Федеральной налоговой службы. Не стоит переводить деньги по номеру телефона.

Также Роспотребнадзор напомнет туристам, что претензии к качеству туристического продукта предъявляются туроператору в письменной форме в течение 20 дней с даты окончания действия договора о реализации туристического продукта и подлежат рассмотрению в течение 10 дней с даты получения претензий. Если туристы столкнулись с нарушением своих прав, можно подать обращение через специальную форму на официальном сайте Роспотребнадзора.

Ну что сказать, на то и щука в реке, чтобы карась не дремал. Будьте осторожны и приятных всем поездок!

Спасибо за внимание

Понравилось – лайк.

ОЧЕНЬ понравилось – подписка.