Писателем может быть только тот,
у кого есть что сказать людям нового,
замечательного и интересного,
тот человек, который видит многое,
чего остальные не замечают.
К.Г. ПАУСТОВСКИЙ
Вспомним о нём и его лучших произведениях. В предыдущей статье я уже писала немного о замечательном русском писателе и его книге «ПОВЕСТЬ О ЖИЗНИ», увлёкшись, не отказала себе в удовольствии перечитать и другие его произведения.
Всю жизнь Константин Георгиевич создавал себя и как личность, и как писателя. Четыре раза выдвигался на Нобелевскую премию, но по разным причинам не получил её. Известен факт, что актриса Марлен Дитрих была фанатом писателя, и, будучи в Москве на гастролях, увиделась с автором и преклонилась перед ним на колени. Такое сильное впечатление произвёл на неё рассказ «Телеграмма». Нет необходимости подробно писать о жизни писателя, это легко можно найти и прочитать в интернете. Лучше уделю внимание его самобытному творчеству.
Коротко о произведениях, на которые должно обратить внимание
«ТЁПЛЫЙ ХЛЕБ» сказка не только для детей, она учит нас быть и оставаться людьми. Сказка о мужике, который обидел солдата и, по словам бабки, помер от охлаждения сердца. Думается, м.б. и сейчас все наши беды происходят от очерствения сердца, от равнодушия и сытости.
Сборник очерков «ЛИТЕРАТУРНЫЕ ПОРТРЕТЫ» о зарубежных и русских писателях от Андерсена и Уайльда до Куприна. Произведение наполнено интереснейшими деталями об оригинальной жизни выдающихся людей.
Но сегодня я поделюсь подробнее о его повести «ЗОЛОТАЯ РОЗА». В этой книге, которую автор назвал повестью, так всего много интересного, что я сразу растерялась в попытке написать свои впечатления, поэтому приходилось листать страницы назад, перечитывать, выписывать цитаты и всё это как-то осмысливать. Почему так трудно давался отзыв? Да потому, что книга эта не имеет привычного сюжета, она плелась автором, как кружево без постоянного мотива. Это скорее поток мыслей и ассоциаций о счастье, о любви, о писательстве и писателях. Читая её, получаешь уроки жизни, чего-то необходимого человеку, как воздух и вода. Но сам Паустовский писал о своей книге скромно: «Это просто заметки о моём понимании писательства и моём опыте».
Мне стало очень близким мироощущение Паустовского. Особое наслаждение не торопясь вчитываться в красоту русской природы и русского слова. Приведу несколько примеров о том, как автор пишет и воспринимает некоторые русские слова. От них поистине веет настоящей поэзией.
ДОЖДИ: моросящие, слепые, обложные, грибные, косые, сильные и, наконец, ливни
ЗАРЯ – одно из прекраснейших слов русского языка. Это слова никогда не говорят громко. В заре, в рассвете есть что-то девическое, целомудренное.
СЕВЕРНЫЕ БЕЛЫЕ НОЧИ – это непрерывная вечерняя заря или, пожалуй, соединение двух зорь, вечерней и утренней. Никто не сказал об этом с такой поразительной точностью, как Пушкин:
И не пуская тьму ночную
На золотые небеса,
Одна заря сменить другую
Спешит, дав ночи полчаса
«Эти строчки не только вершина поэзии…в них ещё волшебство русской речи».
Не случайно, что «ЗОЛОТАЯ РОЗА» начинается с легенды о парижском мусорщике Жане Шамете, собирающем крупинки золотой пыли в ювелирной мастерской для создания розы счастья. Великолепная метафора для писательского труда. Когда для создания образа или выражения чувства приходится перелопачивать горы слов. В связи с этим вспоминаются слова В. Маяковского:
Поэзия – та же добыча радия
В грамм добыча, в год труды
Изводишь единого слова ради
Тысячи тонн словесной руды.
Очень интересны в книге главы о писателях. Паустовский не даёт подробных описаний из их биографий, берёт из их жизни одну-две детали, которые ярко характеризуют писателя. Этим и интересны эти главы.
Об Андерсене он пишет, чтобы не потерять способность сочинять свои сказки, он отрекается от любви и личного счастья.
Мопассан умирал в муках, сожалея о разбитой жизни влюблённой в него девушки. «Как страшно, что сейчас нельзя было вернуть то время, когда эта девушка стояла за калиткой его дома, как благоухающая весна, и доверчиво держала в протянутых руках своё сердце»
Паустовский любил бывать в местах, где жили великие люди. Так однажды ему пришлось побывать в Ельце, городе, в котором жил и учился Иван Бунин и который он нарисовал в «Жизни Арсеньева». Все выдержки из творчества писателя говорят о неистовой любви Бунина к жизни. Просто не могу не привести цитату, которую выписала для себя:
«Какая радость - существовать! Только видеть, хотя бы видеть…если бы у меня не было рук и ног, и я мог бы только сидеть на лавочке и смотреть на заходящее солнце, то я был бы счастлив этим». Константин Георгиевич был очень счастлив, что Бунин был возвращён русской литературе, и « были возвращены его драгоценнейшие вещи, и в их числе «Жизнь Арсеньева», которая напоминала писателю картину Нестерова «Святая Русь».
В книге вы найдёте не менее интересные главы о М. Горьком, о В. Гюго, о М. Пришвине и А. Грине, маленькие повести о художниках Кипренском и Левитане. И каждая история – это крупинка, найденная в жизненном мусоре, подобная золотому мусору Шамета, из которого была создана золотая роза.
«ЗОЛОТАЯ РОЗА» Паустовского очень красива и поэтична. Такие произведения делают нас добрее, очищают и облагораживают изнутри.
Читайте и наслаждайтесь шедевром русской литературы, пишите отзывы о моей статье, буду очень благодарна. До новых встреч на страницах моего канала.