Найти тему
Академик Чазов

Спиртовой лючок

Евгений Голубенко

Спиртовой лючок

Тогда-то я впервые понял, что сколь не

сложен, бессмысленно рискован, неразумен

может быть полет, лететь при всех этих

условиях порой бывает психологически легче,

чем не лететь. Хотя, конечно, уходя по доброй

воле при подобных обстоятельствах в воздух,

лётчик проявляет не силу, а слабость.

Из рассказа М.Л.Галлай

«Лётная техника и лётная этика»

Аэродром ПВО в Забайкалье. Лето 1991 года.

В один из дней не жаркого забайкальского лета, недавно переучившийся на истребитель Су-15ТМ, лейтенант Чазов, готовился к полету на перехват воздушной цели, с последующим продолжением полета по маршруту в качестве воздушной цели. В качестве воздушной цели, а затем перехватчика в этом полете был его однокурсник по лётному училищу, лейтенант Царёв.

Согласовывая по рации запуск двигателей, очередность выруливания со стоянки, молодые лётчики порулили на взлётно-посадочную полосу.

Первым на взлёт пошёл истребитель, под управлением Царева.

За ним вырулил на полосу лейтенант Чазов. Запросив разрешение у Руководителя Полетов, приступил к взлёту.

Двинув РУДы вперед, и подождав, когда обороты дойдут до 90%, отпустил тормоза и начал разбег. На оборотах 100% переставил РУД в положение «Полный форсаж». Два сильных толчка, от разгоревшихся форсажей, прижали лётчика к спинке кресла!

Момент интенсивного разгона боевой машины на форсажах, не оставлял равнодушным ни одного, любящего небо, человека! Душа просилась в свою родную стихию!

Чазова, в этот момент, всегда охватывал какой-то азарт! А в этом полете азарта было ещё больше, так полет, хотя и не был особо сложным, но всеж-таки назывался «воздушный бой»!

Пробежав несколько секунд, неожиданно открылся, расположенный перед остеклением кабины, лючок, прикрывающий крышку горловины 22,5 литровой ёмкости со спиртом, для охлаждения радиолокационного прицела.

Лючок был привязан цепочкой к горловине, и ходя был лёгкий, начал как "бешеный" бить по переплету лобового стекла!

Более шустрая часть могза, отвечающая за эмоции уже вошедшего в азарт лётчика, мгновенно предложила: «Продолжить взлёт, что бы выполнить полётное задание любой ценой! С ростом скорости, цепочка не выдержит и лючек оторвется! На земле поставят новый лючёк, благо такого добра на складе полно!»

Но думающая область головного мозга, отвергла это бестолковое эмоциональное предложение, нарисовав последующую цепочку событий при продолжении взлёта: «Лючок оторвётся, и вполне возможно попадёт в расположенные позади, воздухозаборники двигателей! Двигатель перемелет этот лючок и выплюнет в сопло! Но скорее всего лопатки компрессора оторвет, и тогда … пиши пропало! Разрушение двигателей, ... и катапультирование!"

Через мгновение, после открытия спиртового лючка, лейтенант сдёрнул РУДы на режим малого газа и спокойным голосом доложил Руководителю полётов: «255-й. Взлёт прекратил.»

Полосы впереди было достаточно, поэтому тормозной парашют выпускать не стал. В ходе пробега, услышал по радиообмену, что бы лейтенант Царёв установил режим максимальной продолжительности полета, и находился в районе исходного пункта маршрута, пока самолет 255-го подготовят к повторному вылету.

Побыстрее зарулив на стоянку, где уже ожидали техник самолета и инженер эскадрильи, выключив двигатели, лейтенант прямо из кабины доложил, что взлёт прекратил из-за открывшегося спиртового лючка. В остальном с техникой все нормально. Давление в пневмосистемах в пределах нормы, топлива достаточно для выполнения задания.

Техник тут же поставил стремянку, быстренько установил лючок на место. Без промедления перехватчик запустил двигатели и рванул к ВПП.

Так как топлива у Царева было на исходе, в ускоренном темпе, молодые лётчики выполнили полетные задания по перехвату друг друга, сэкономив при этом на двоих около 40 литров чистого спирта, так как включали радиолокационные прицелы на оптимальной дальности, скорости и высоте. Этим они немного раздобрили инженера эскадрильи, который «снимал стружку» с молодого техника, не до конца закрывшего спиртовой лючок.

А вечером, перед сном, анализируя ситуацию по прекращению взлёта, молодой человек задумался, почему первой в голову ему пришла мысль о продолжении взлёта.

Ответ он нашел в рассказе «Лётная техника и лётная этика» из книги избранных произведений лётчика-испытателя СССР Марка Лазаревича Галлай, которая всегда лежала на письменном столе.

Ноябрь 2023 года